Педагогическое сопровождение. Методики саморазвития детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по использованию методов и техник, способствующих саморазвитию ребенка


Саморазвитие детей, как правило, начинается с раннего возраста. Существуют следующие методики для отслеживания саморазвития ребёнка раннего возраста, способствующее так же его успешному обучению:

Методика Льва Толстого

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, создатель не только талантливых произведений, но и «Азбуки» для детей.

Его «авторский» метод обучения чтению - результат многолетней педагогической практики. В основе методики лежит складовое чтение. Л. Н. Толстой полагал, что сначала нужно было учить детей выделять звуки в словах, потом складывать звуки в слоги, а потом уже читать слова по слогам. Используя скороговорки, считалки и потешки, он учил раскладывать слова на звуки, тренируя звуковое восприятие и произношение ещё до изучения букв.

Исходя из этой методики, можно сказать, что чтению малыша можно обучать, с года, через игру. Для начала на стену можно повесить плакат-азбуку с яркими картинками.

Ваша задача просто назвать букву, на которую указывает ребёнок, а не стараться многократно повторять её, чтобы ребёнок быстрее запомнил. Затем вы уже можете организовывать занятия с магнитной азбукой, кубиками с буквами, карточками с буквами.

Просите ребёнка дать вам карточку или кубик, где изображена та или иная буква. Затем предлагайте ребёнку искать знакомые буквы в книжных заголовках, на уличных рекламных щитах и вывесках. Придумывайте игры с буквами. Предложите ребёнку из спичек сложить букву «Н», а потом переложите спичку так, чтобы получилась буква «П» и так далее.

Очень полезным для запоминания букв является выкладывание их из мозаики, пуговиц, горошин, камушков, можно лепить буквы из пластилиновых колбасок. Это полезно и для развития мелкой моторики, и увлекательное занятие по изучению букв.

Оригинальный способ запоминания букв - сделать карточки с «тело-буквами».

Как только ребёнок усвоит алфавит, приступайте к складыванию слогов. Но, для успешного освоения, обучайте ребёнка произносить звуки, а не согласные буквы.

Произносите буквы так: «Б», а не «БЭ», «Л», а не «ЭЛЬ», «Х» а не «ХА». Это нужно для того, чтобы произношение слогов было более естественным, чтобы ребёнок не путал в последствии название слов при чтении, например, вместо «КРОТ» - «КАЭРОТЭ»

Начинаем складывать слоги из двух букв. Лев Толстой предложил складывать слоги на каждую букву алфавита, например: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и.т.д. Четко проговаривайте слоги, медленно внятно артикулируйте, водите пльцем вдоль написанного слога.

Для успешного обучения играйте с ребёнком в следующую игру. Для этого используйте крышечки из-под детского питания или любые другие. Изнутри присоедините буквы из магнитной азбуки или смастерите буквы из картона.

Переворачиваем каждую крышку и просим ребёнка найти ту или иную букву. Ребёнок поднимает крышки, ищет, под которой из них спряталась заданная вами буква. Обязательно озвучивайте найденную ребёнком букву: «А это что за буква? Если ребёнок отвечает верно, то хвалите обязательно, но просите найти именно заданную букву. Следующим этапом игры будет составление слогов. Обязательно ритмично проговаривайте их вместе с ребёнком.

В дальнейшем от двухбуквенных слогов переходите к трёхбуквенным: «ГОР», «БОР», «РОТ», «КОМ». В начале процесса обучения чтению ребенка не используйте в играх йотированные буквы, а также буквы "й", "ь", "ъ". От слогов из трёх букв переходите к четырехбуквенным слогам: «ГОРА», «НОРА», «МАМА», «ПАПА».

Следующим этапом обучения будет сложение слов из слогов и разбивание слов на слоги. Здесь уже можно активно использовать азбуки, буквари для чтения по слогам. Если ребёнок уже хорошо усвоил складывание слов из слогов, то задание можно усложнить, демонстрируя ребёнку то, что при замене в слове одной буквы получается новое слово: «СТО-Л - СТОГ», «МАЙКА - ЧАЙКА».

Покажите ребенку, что, заменив в слове всего лишь одну букву, оно превращается в новое слово: "СТОЛ-СТОГ-СТОП", "МАЙКА-ЧАЙКА- ГАЙКА", "МИШКА-"МИСКА».

Методика Макато Шичида

Метод, который разработал профессор Шичида, для развития и ускоренного обучения детей, появился достаточно давно и подтвердил свою действенность на практике. Самым большим успехом и популярностью этот метод пользуется в Японии, где его практикуют уже более 40 лет. Профессор Макато (Макото) Шичида стал всемирно известен благодаря уникальным по своей сути разработкам методик специального обучения, главной функцией которых является стимулирования врожденной гениальности, к которой способны малыши. За весь период своей деятельности профессор написал множество книг, которые переводились на разные языки, и основал более 400 специализированных центров, которые предназначены для развития детей.

По мнению профессора Макато Шичида все без исключения дети от самого рождения имеют уникальные способности, заложенные природой. И если приложить немного усилий к развитию ребенка и использовать разработанную им методику, то родители смогут вырастить настоящего гения.

Методика развития способностей профессора Макото Шичида основана на том, что левое и правое полушарие мозга имеют особые возможности - правое имеет возможность много запоминать, а левое может с огромной скоростью обрабатывать информацию, которую получил человек, изображая ее в картинках. Полушария мозга человека различаются по своей функциональности - имеют разное время, которое нужно для запоминания определенной информации, а также разную емкость для ее сохранения. Если следовать методике Шичида, то правое полушарие являет собой, так называемый архив памяти, которая никогда не стирается, а левое наоборот - отличается тем, что постоянно стирает ненужную информацию. Именно пользуясь этой особенностью мозга человека, Макато Шичида предлагает родителям малышей в возрасте до 3-х лет

постоянно стимулировать все чувства ребенка. Так как в возрасте от рождения до 3-х лет правое полушарие мозга ребенка является доминирующим, и очень важно за этот период обеспечить малыша всей необходимой информацией, которую важно запомнить на всю жизнь. И тогда, когда полушария мозга будут достаточно развитыми, это позволит ребенку проявить высокий уровень своего развития и интеллекта, что позволит показать самые сильные его стороны. И в будущем такие дети с легкостью смогут запоминать огромные объемы информации, а также вспоминать прочитанное или увиденное давным-давно.

Правое полушарие мозга отвечает за фотографическую память, и поэтому дети, которые воспитывались по методике Макато Шичида, имеют постоянный доступ к той информации, которая хранится в памяти. Причем такие дети могут не только вспоминать информацию из прочитанной когда-то книги, а и с точностью видеть определенные страницы из нее наподобие снимка, который можно просматривать вновь и вновь.

Чтобы активировать правое полушарие мозга, нужно предлагать ребенку мигающую, либо быстро меняющуюся информацию. А для того, чтобы тренировать левое полушарие, информация должна быть многократно повторяющаяся и довольно медленна. Исследования, многократно проводимые профессором Макато Шичида, показали, что для маленьких детей дошкольного возраста, полезной является информация на разные темы и с различными изображениями, которую показывают быстро. Так как маленькие дети любят разнообразие, то следует показывать им постоянно какие-то новые материалы, которые имеют различные цифры, буквы, изображения, фигурки и слова. Такое разнообразие материалов нужно ребенку и для того, чтобы у него возникал интерес к занятиям обучению.

Методика В. Воскобовича

Огромный вклад в педагогику сделал Вячеслав Воскобович, хотя его никак нельзя назвать педагогом, ведь по-настоящему он скорее за все отец-изобретатель, а за профессией он физик и психолог. А начиналось все с того, что Вячеслав Воскобович обошел множество магазинов предлагающих детские игрушки, в поисках чего-то, что бы помогло его ребенку развивать умственные и творческие способности. Но все предлагаемые ему игрушки не пришлись по душе, так как были ориентированы только на развлечения ребенка, а отцу нужно было совсем другое. И тогда он решил сам придумать и сконструировать игру для собственного ребенка, это была игра «Геоконт», она получилась настолько успешной, что Вячеслав Воскобович на этом не остановился и начал придумывать еще. И таким образом уже на сегодняшний день в коллекции изобретателя существует более 70 таких развивающих ум и способности ребенка игр. Благодаря своим разработкам питерский физик-изобретатель смог стать известным, но не богатым, так как все средства от продажи игрушек, он снова вкладывает в производство. Вячеславом Воскобовичем было создано его собственное предприятие «Геоконт», которое воплощает в жизнь бурные фантазии на тему развивающих игр своего владельца. Это предприятие большим назвать никак нельзя, ведь на нем работает только 10 человек, но, даже не смотря на это, у них существует целая собственная технология под названием «Сказочные лабиринты».

В разнообразие игр придуманных Вячеславом Воскобовичем входит множество самых разных конструкторов, геометрических фигур, головоломок, их особенностью является то, что все они учат ребенка быть изобретательным и конструировать, сопоставлять и анализировать, а также развивать пространственное мышление и мелкую моторику детских пальчиков. Изобретатель Воскобович разрабатывает игры не только для самых маленьких, но и для дошкольников, главной задачей для этой категории игр физик ставит моделирование, соотносительность целого и части, а также знакомит дошкольников с азами математики - уча их цифрам. А благодаря некоторым играм, которые в своей основе имеют сюжеты из известных каждому сказок, Вячеслав Воскобович развивает разнообразие детского мышления и детскую речь, так как нужно сопоставлять описание рассказов по картинкам.

Методика Гмошинской

Методика Марии Гмошинской строится на том, чтобы приучать ребенка рисованию еще с младенческого возраста - 6 месяцев. Такое младенческое творчество детей практикуется уже на протяжении 20 лет и в основном в Европе. Техника грудничкового рисования довольно проста, ведь ребенок рисует пальцами и ладошками так, как ему этого хочется, причем он может рисовать как одной, так и обеими руками, его возможности и желания не подавляются. Такие картины младенцев зачастую ставят в один ряд по сходству с произведениями художников-импрессионистов, чьи работы основаны только на интуитивном рисовании и считают детскими шедеврами. А психологи уверенны в том, что работы нарисованные детьми влияют на окружающих, заставляя людей, относится к миру только положительно. Картины юных мастеров выставляются на выставки и вернисажи.

Автор методики развития Мария Гмошинская советует родителям начинать приобщать своего ребенка к миру прекрасного, начиная с 6-ти месяцев, но никак не раньше. Это неспроста, ведь только к 6-ти месяцам ребенок начинает сидеть и у него появляется непреодолимое желания познавать мир, поэтому у него уже появляется тяга к рисованию. Многие родители думают о том, что если применять этот метод развития к своему ребенку, то можно вырастить художника, но это совсем неверное мнение, ведь за основу своей методики Мария Громошинская взяла просто гармоничное развитие ребенка, а не программирование в крохе художественных талантов. Работа с красками не только помогает ребенку развиваться гармонично, но и способствует положительному восприятию цветов. А благодаря манипуляциям, которые малыш проделывает при рисовании своими пальчиками, у него развивается психика, речь и даже память.

Методика Никитина

«Лучше всегда показывать на своем примере» - наверное, именно так решили супруги Борис и Лена Никитины решив на собственном примере доказать действие своей методики развития. И уже в 50-х годах ХХ века о них заговорили многие. Имея огромную многодетную семью, супруги еще в далекое советское время начали демонстрировать, как можно помочь своей крохе превратится в развитую и самостоятельную личность. Жила семья в маленьком подмосковном поселке, который назывался Болшево. И что самое поразительное, это то, что их дети, не смотря на сильные зимние морозы, могли бегать босиком по снегу и при этом оставались совершенно здоровыми сильными и физически развитыми. Люди, которые проживали рядом с молодой семьей педагогов, удивлялись странностям в воспитании детей. Но удивится еще больше, можно было тогда, когда дети начали ходить в школу и на изумление многих начали поражать всех своим высоким интеллектом, благодаря которому смогли перескакивать через классы, так как уровень их развития был не таким как у ровесников. Благодаря методике развития разработанной супругами Никитиных их дети уже в три года могли самостоятельно читать книги, осваивали азы математики и с огромной радостью играли в логические игры, которые специально придумывал отец. Спустя некоторое время методикой Никитиных заинтересовались многие и благодаря этому ее начали считать основой родительской педагогики. О действие этой методики ничто не расскажет лучше, чем пройденное время, ведь начиная с 1960-1970-х годов и до сегодняшних дней, эта методика поставлена за образец, которым пользуются многие.

Никитины разделяли всех родителей на две категории. Первая - это та которая совсем забросила своего ребенка. Такие родители думают, что в их обязанности входит только обслуживание ребенка, это накормить, уложить спать, а все остальное для них неважно. Такое отношение, конечно же, не правильное и даже опасное, ведь может напрямую привести к умственной отсталости, задержке в психологическом и эмоциональном развитии ребенка, так как главной проблемой в таком случаи является психологическое голодание, отсутствия контакту с родителями и их понимания.

Второй крайностью, которую зачастую допускают родители по отношению к своей крохе, является заорганизованность. Этот тип родителей от предыдущего отличается тем, что они очень сильно опекаются своими детьми и своей заботой совсем не оставляют для ребенка свободного времени, чем и вызывают его неготовность стать самостоятельной личностью, индивидуумом.

Супруги Никитины в своих трудах описали, что главной задачей, которая лежит перед родителями должно стать нормальное развитие творческих способностей ребенка и подготовка его к предстоящей жизни. Что бы все это осуществить ни в коем случаи нельзя принуждать детей что-нибудь делать, нужно лишь подталкивать их и ненавязчиво помогать разбираться в сложных жизненных ситуациях и проблемах, но при всем этом недопустимым является опережение в поступках, советах и мыслях своих детей.

Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины смогли выделить три главные принципы это:

- первым принципом является бесспорное участие родителей в жизни своих детей. Ведь проявляя свое неравнодушие к играм, соревнованиям, увлечениям и непосредственно участвуя в них, родители, таким образом, показывают своему ребенку насколько он дорогой им, а это способствует эмоциональному контакту между самыми родными людьми.

- Вторым принципом является предоставление ребенку свободы выбора, свободы творчества, а также занятия. Из этого принципа следует, что ни в коем случаи нельзя заставлять или принуждать детей делать нужные вещи. Это касается и уроков и уборок и зарядок, ведь дети должны увлекаться тем, что больше подходит им по душе и только тогда им удастся развить свой скрытый талант и в будущем стать профессионалами своего определенного дела.

- Третьим принципом методики Никитиных является легкость движения и спортивная обстановка в доме. В своих работах супруги настойчиво утверждают, что начиная с самого раннего детства детей нужно окружать спортивной обстановкой, которую они со временем начнут воспринимать за обычную и вполне естественную среду своего обитания.

Супруги Никитины убеждены, что главной задачей всех родителей является помощь своему ребенку развиться в индивидуальную и самостоятельную личность. А в планах на будущее обязательно нужно учитывать желание ребенка, и ни в коем случаи нельзя даже пытаться осуществить в ребенке какие-либо свои не сбывшихся когда-то желания и не удовлетворившиеся жизненные планы.

Методика Масару Ибука

Автором новаторских идей, а также концепций воспитания и развития детей начиная с самого младенческого возраста, является Масару Ибука, который высунул теорию, которая гласит, что развивать ребенка после трех лет уже поздно, потому, что мозг к этому времени уже сформирован на 70-80%.

По мнению Масару Ибука единственной целью развития ребенка должна стать потребность того, чтобы он в будущем имел четкий ум и здоровое тело. И то, что многие родители пытаются развивать ребенка воспитания в нем выдающегося гения, Масару Ибука считает неверным и даже неприемлемым, так как его методика рассчитана на образование малыша, а не на развитие в нем сверхъестественных и гениальных возможностей. Совсем не важным является то, чем ребенок будет заниматься, ведь главным является развитие безграничных возможностей и потенциалу. Единственно-важным моментом в методике Масару Ибука является то, что новый опыт нужно вводить только вовремя. А так как дети все разные, то для каждого ребенка такой момент проявляется по-разному и распознать его может только тот человек, кто постоянно находится возле ребенка и знает его лучше всех. Конечно, в большинстве случаев таким человеком стает мама.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан не имея своей огромной семьи, не работая в различных учреждениях, где воспитываются дети. Но, не смотря на это она, как никто другой смогла понять и адаптировать под себя известную фразу, сказанную одним из величайших мудрецов о том, что ребенок это не сосуд, который нужно заполнять, а огонь, который нужно так зажечь, что бы он светил ярко и горел пламенно. Имея двух дочерей, Сесиль Лупан смогла разработать для них специальную методику, которая не рассчитана на то, что можно с ее помощью вырастить гениев, или на то, что с ее помощью можно решить все существующие проблемы воспитания детей. Главной целью при разработке своей методики Сесиль Лупан определила помощь родителям советами, которые открывают новый и волшебный и непознанный мир для ребенка от самого его рождения.

Сесиль Лупан поняла, что детям нужна не только опека со стороны родителей, а и интерес, с помощью которого можно приобрести новые знания. Поэтому нужно предлагать ребенку те знания, к которым у него проявляется интерес, но при этом обязательно нужно учитывать индивидуальность ребенка и его склонности.

Разработав свою методику, Сесиль Лупан определила, что самым лучшим днем для занятий с ребенком является неделя. Но кроме этого она также утверждает, что с ребенком ни в коем случаи нельзя заниматься по установленному графику каждый день. Ведь таким образом никогда не удастся привить крохе любовь к занятиям, а даже наоборот - можно навсегда поселить в душе ребенка ненависть к занятиям, а это в будущем отрицательно скажется на учебе в школе.

Прежде чем приступить к занятиям с крохой, нужно все в подробностях расписать. Это нужно не для того чтобы строго следовать инструкции расписанного занятия, а для того, что если что-то упустить и не осуществить задуманное одного дня, то можно осуществить на следующую неделю.

Сесиль Лупан в своей методике, убеждает родителей, что занятия со своим ребенком не нужно планировать, ведь суть этой методики полегает в том, что бы иметь возможность проводить занятия в различных условиях, чтобы детям, прежде всего, было интересно. Ведь когда ребенок получает опыт и информацию в повседневной жизни, то это гораздо эффективнее на него действует, чем спланированные, строгие занятия, а также всегда существует возможность закрепить полученные знания на практике. Но когда ребенку совсем не интересно заниматься и он вообще перестает воспринимать информацию, то тогда следует немедленно прекращать занятия. Сесиль Лупан считает, что ничего плохого не имеется в том, чтобы на несколько месяцев перестать заниматься с ребенком, а потом вновь возобновить эти занятия. Таким образом, в ребенка вновь проснется интерес к занятиям, и он потрясающе начнет делать огромные успехи в учебе и познание мира.

Но в своей методике Сесиль Лупан не дает тщательных рекомендаций, по поводу учебы ребенка и здесь, наверное, и проявляется уникальность этой методики. Ведь если подробно разобраться, то никто не знает ребенка лучше, чем его родители и поэтому именно им нужно разрабатывать свою индивидуальную схему работы с не менее индивидуальной личностью - малышом. А вся методика Сесиль Лупан заключается в подсказках и советах родителям, которые смогут заставить их думать, размышлять и искать самые лучшие варианты помогающие развитию ребенка как индивидуальности.

Методика Глена Домана

Эту методику основал военный американский врач Г. Доман. Он работал с детьми, у которых были травмы мозга. Все исследования проходили в Филадельфийском институте, позже он был назван «Институт ускоренного развития ребенка». Еще в далеких 40-х годах прошлого века военному врачу удалось прийти к ошеломляющим открытиям в области детского развития. Глен Доман понял, что добиться резкого усиления активности мозга можно с помощью стимуляции одного из органов чувств. Его теорию подтверждали исследования, проводимые им. Врач всех своих больных детей учил читать. Обучение Доман проводил так: на карточках красными буквами были написаны слова, которые показывались детям и громко произносились вслух. Но это были не совсем обычные занятия, они длились всего 5-10 секунд, и с некоторыми промежутками повторялись до нескольких десятков раз.

Благодаря своей методике Глен Доман добился того, что дети начинали читать, а со временем они понемногу начинали развиваться и физически. И это все притом, что до занятий они по всем показателям очень отставали в развитии от своих сверстников как физически, так и умственно. Еще одним потрясающим достижением стало то, что Глен Доман смог не только вылечить больных детей, но и добился того, что после обучения по своему развитию они стали опережать своих обычных сверстников на 20%.

Необычайный успех методики Глена Домана поспособствовал тому, что военный врач на основе уже существующих методов смог разработать методику для развития обычных детей, у которых нет умственных или физических отклонений. Своими работами Глен Доман доказал давнюю истину, что человеческий потенциал огромен и еще не изучен до конца. Детей, которые развиваются по методу Глена Домана, ее автор называет детьми Возрождения. Если посмотреть на все те способности, которыми обладают «необычные» дети, то такое название вполне соответствует истине. Они с самого раннего возраста начинают читать, это происходит в три - четыре, а иногда даже в два года. И уже с такого младенческого возраста дети становятся настоящими эрудитами, хорошо владеют знаниями по математике и прекрасно развиваются в физическом плане.

В своих работах и исследованиях военный ученый ставит для себя только одну единственную цель - он дает неограниченные возможности детям. Которые в будущем поспособствуют формированию личности ребенка, и он сможет стать кем захочет, и ничто не будет его ограничивать.

Вся методика Глена Домана построена на том, что он четко знает - к семи с половиной лет, детский мозг уже сформирован, а к трем - уже сформирована его большая часть. А учеба эффективна только в период роста мозга. Поэтому методика Глена Домана создана для детей раннего возраста.

По мнению Домана, начинать занятия по развитию своего малыша нужно с самого дня его рождения. Тогда он будет хорошо развиваться и физически, и умственно. Глен Доман предлагает родителям, которые используют его метод раннего развития, в первый же месяц жизни малыша начинать активно заниматься с ним. Это приведет к тому, что уже к концу первого года жизни малыш сможет добиться огромных успехов и сделать огромный задел на всю будущую жизнь. Этот принцип подтверждают и известные спортсмены, которые утверждают, что добиться огромных успехов им помогло занятие любимыми видами спорта еще с раннего детства.

Развитие математических и лингвистических способностей ребенка, по мнению Глена Домана, нужно начинать уже в год. Именно в этом возрасте малыш наиболее восприимчив, и у него уже хорошо работает врожденная функция мозга, которая отвечает за огромные способности ребенка к различным языкам. Кроме лингвистических врожденных способностей малыш обладает еще и математическими. Это подтверждается тем фактом, что если малыша научить простым элементарным числам, то он способен открыть для себя такие математические действия как сложение, умножение, деление и вычитание. Природа заложила в человеке огромное количество различных возможностей. Но чтобы они начали проявляться, их нужно начать развивать, дать им толчок.

Методика Китаева и Трунова

Л.Китаев и М. Трунов, разработали свою специальную методику воспитания и развития ребенка от внутриутробного периода и до года жизни. Эту методику авторы хорошо описали в своей книге под названием «Экология младенчества». Книга описывает не совсем традиционный взгляд на развитие ребенка до года и предлагает развивать врожденные рефлексы с помощью динамической гимнастики, которая будет полностью удовлетворять потребности младенца в движении.

Л.Китаев и М. Трунов при разработке своей методики развития обратились к прошлому, взяв за пример те манипуляции, которым поддавались дети в Древней Руси. Авторы утверждают, что родители крутили своих детей за руки и ноги на подобии карусели, подбрасывали, делали самолетики, носили, обхватив подмышками и это далеко не весь перечень движений, которые проделывались с детьми. Поэтому авторы книги «Экология младенчества», считают свою методику очень древней и, конечно же, проверенной временем.

Возникает вполне понятный вопрос - «Почему авторы методики, рекомендуют развивать физические возможности ребенка только до года, ведь в последующем это нужно делать также?». Л.Китаев и М. Трунов отвечают на этот вопрос, вполне адекватно, объясняя такую рекомендацию тем, что младенец не в силах двигаться, так как это нужно, поэтому родители должны реализовать эту потребность. А после года ребенок уже вполне способен развивать свои физические потенциалы и способности сам, по этой простой причине прежние упражнения просто теряют свой смысл. И тогда родителям нужно подключать к движениям ребенка различные игры и спорткомплексы, чтобы развивать интерес к движению, в котором, по мнению Л.Китаева и М. Трунова, скрывается смысл жизни.

Методика Кубики Зайцева

Уже давно замечено учеными, да и не только учеными, а и родителями, что ребенок, когда начинает говорить, никогда не произносит буквы по отдельности, а всегда говорит слогами и будь то детский лепет, или осмысленные слова, все равно они произносятся только слогами. Специалисты, которые занимаются этой особенностью, пришли к выводу, что та система чтения, которая существует в школах, нарушает вербально-фонемный принцип, заложенный в нас природой, так как делит слоги на буквы и этим самым нарушает некий неделимый код и препятствует нормальному процессу обучения.

Одним из явных сторонников такого принципа обучения детей является Николай Александрович Зайцев, 1939 года рождения. Он проживает в Санкт-Петербурге и считается одним из выдающихся педагогов новаторов. Его мнение по поводу традиционных методов учебы в школах отрицательное, так как он считает, что школа не только препятствует нормальному развитию навыков чтения у детей, а и негативно отражается на их здоровье и психомоторном развитии. Именно по этой причине педагог Н.А. Зайцев разработал собственную методику развития для детей.

Главным пособием методики педагога являются известные «Кубики Зайцева», благодаря которым ребенок может развиваться во время интересной и забавной игры. Особенностью этих кубиков является то, что на них изображены не буквы, а слоги, из которых ребенок впоследствии может составлять слова. Кубики, которые предлагает Зайцев друг от друга отличаются многими признаками: цветом, размерами, звону который они создают, по мнению автора, эта необычайность поможет малышам лучше разобраться в разнице между мягкими, гласными и согласными слогами, а также делает игру разнообразнее, а значит интереснее. Уникальность методики Н.А. Зайцева состоит в том, что ребенок, которому 3,5 - 4 года, уже с первых занятий с легкостью может освоить азы чтения. Но методику можно использовать и для детей младшего возраста, тех которым исполнился год - тогда ребенок начинает одновременно и говорить и читать при этом обучение происходит за несколько месяцев, так как ребенку нужно некоторое время, чтобы развить устную речь. Но при обучении таких маленьких детей автор методики предлагает исключить из занятий таблицы и остановить свое внимание главным образом на кубиках, сделав занятие как можно ближе к игре, чтобы заинтересовать кроху.

Методика Монтессори

В середине 19 века в Италии родилась известная женщина Мария Монтессори, которая стала первой в истории этой страны женщиной-доктором медицины. Известность этой женщине принесла педагогика, которой Монтессори посвятила всю свою жизнь. Работала она в детском садике, где находились больные и ослабленные дети, и именно это обстоятельство сделало из нее величайшего педагога. Женщина видела, как страдают ни в чем невинные дети и чтобы помочь им облегчить жизнь она создавала специальные игрушки, которые были бы не просто игрушками, а и могли помочь малышам развивать моторику пальчиков и воображение.

Мария Монтессори, разрабатывая свою педагогическую систему, которая состояла из таких частей как ребенок, окружающая среда и учитель, попыталась сделать ее идеальной в том смысле, что малыш должен был развиваться и обучаться сам. Девизом педагогическойсистемы Монтессори стали такие слова - «помоги мне сделать это самому». Для этого малышу нужно было создать специальную среду, где все бы подчинялось его учению самостоятельности. Таким образом, он мог бы приобретать жизненный опыт, который способствовал бы приобретению им навыков и знаний, мог бы формировать сенсорные и моторные навыки, которые отвечают его возрасту. При всем этом учитель должен только наблюдать со стороны, а когда малышу нужна помощь, то учитель может ее предложить.

Благодаря такому подходу Мария Монтессори смогла создать метод, который в первую очередь ориентирован на построении индивидуальности и личности ребенка им самим, а это как ничто другое способствует развитию его внутреннего потенциала. Работая и наблюдая за детьми, М. Монтессори смогла выделить для себя две особенности развития детского психологического уровня: это возрастная чувствительность (сензитивность) и впитывающее мышление.

Работая с детьми, Монтессори сделала открытие, благодаря которому смогла подробнее узнать и понять особенности детского развития. Открытием стало то, что ребенок имеет совсем иное, отличающееся от разума взрослого, мышление. Это мышление она назвала «впитывающим мышлением». Таким образом, мозг малыша работает на подобии губки, впитывая всю информацию из окружающей среды, без разбора, так как еще не имеет возможности разделять ее на «хорошее», «злое», «доброе» и «плохое». Поэтому для маленького ребенка очень важной является окружающая среда, из которой малыш мог бы получить все, что необходимо для нормального развития. Поэтому задачей родителей является обеспечение своему малышу большого количества сенсорных впечатлений, образцами хорошего и только положительного социального поведения, способами рациональной деятельности с предметами, а также способами эмоционального реагирования. Несомненно, все эти впечатления сыграют не маленькую роль в развитии малыша, но кроме них необходимо также создать крохе ту среду, в которой он мог бы слышать и воспринимать только правильную речь, что позволит ему в будущем, воспринимать мир, с положительной стороны создавая только правильные впечатления.

Мария Монтессори огромную роль в своей методике развития отводила играм. Такие игры включают в себя материалы письма и чтения, практической жизни, материалы по развитию речи, и, конечно же, материалы для сенсорного развития. Каждая игра, которую предлагает педагог с мировым именем, направлена на развитие мышления малышей. Ведь играя, ребенок учится воспринимать, а также оценивать форму, количество и объем предметов. А для того чтобы развить мозг в своей методике Мария Монтессори предлагает использовать те игры и игрушки в которых есть множество мелких деталей, которыми малыш может манипулировать.

Выделенные М. Монтессори сензитивные периоды жизни ребенка являются основными стадиями развития малыша, на которые взрослые, как бы они ни старались, все равно не смогут повлиять. Бывает и так что у малыша не было способности развиваться в соответствии с определенным направлением развития, то в таком случае он потерял единственный естественный шанс приобрести какую-то определенную способность. Сензитивные периоды, которые возникают в жизни каждого ребенка, являются довольно длительными, а динамика их протекания для каждого ребенка индивидуальна. Но в основном главные периоды жизни детей определяются такими промежутками времени: сенсорное развитие происходит от рождения до 5,5 лет, восприятие порядка - от рождения до 3 лет, движения и действия развиваются от 1 до 4 лет, развитие речи - от рождения и до 6 лет, а социальные навыки от 2,5 до 6 лет.

Методика «Школа семи гномов»

На сегодняшний день существует очень много методик для домашнего обучения детей. И родители иногда не знают, что лучше выбрать. Какая методика эффективнее и будет наиболее интересна для ребенка.

Это сборник книг для детей самых разных возрастов - от рождения до поступления в школу. Они хорошего качества, с жесткими страницами, большими картинками, а главное - с грамотно изложенным материалом. Так же есть специальные задания, которые надо выполнить после прочтения.

Каждая книга имеет специальную страничку для родителей, в которой подробно изложена инструкция как заниматься с малышом, какие методики ему подходят, как выполнить задания и особенности развития детей данного возраста.

Каждая книжка имеет своего «разноцветного гномика», который знакомит малыша с информацией, которая соответствует его возрасту. Например, для самых маленьких - книга фиолетового цвета. С помощью нее малыш будет учиться улыбаться, ощущать, лепетать.

Как заниматься по данной методике.
Удобность этих книг в том, что любую страничку можно отсоединить и повесить на видное место, чтобы каждый раз проходя мимо нее, малыш повторял изученное. Картинки можно показывать с любого ракурса, есть абстрактные рисунки, которые вы можете повесить в любом положении.
Время от времени меняйте ракурс и положение картинок. Для детей первого месяца жизни расстояние до картинки должно быть 30-40 см, а для малышей постарше увеличить до 50-70 см.
Не перегружайте малыша большим количеством информации. Если вы видите, что ребенок уже отвлекается или ему не интересно - прекратите занятие. Лучше вечером опять приступите к занятиям. Одна страничка - одно занятие, на которое отводится примерно 10 минут. И обучение проводить в спокойной обстановке и когда ребенок в хорошем настроении. И главное - на заставлять.

Так же, как я написала выше- каждая книга для определенного возраста. Вводите новую книгу постепенно. Ведь информация для детей постарше может оказаться слишком сложной для усвоения.
Книги бумажные и поэтому карточки для обучения лучше обклеить скотчем, так из-за частого пользования они могут истрепаться и прийти в негодность.

Плюсы методики:

  1. Можно заниматься по данной методике с самого рождения

  2. В каждой книге есть страница с инструкцией для родителей

  3. Есть не только разноцветные картинки, но и увлекательные задания

  4. В книгах для детей старше трехлетнего возраста - поощрительный приз за правильно выполненное задание-наклейки.

Минусы:
Всего один. Для каждого возраста своя книга. Ведь то, что предназначено для детей 5 лет - будет сложно понять малышам помладше.

В любом случае вам решать как обучать своего малыша, но запомните основное - процесс обучения должен быть непринужденной и веселой игрой, а не скучным и нудным уроком.

Методика «Добрые сказки»

Наверное, все родители хотят, чтобы их ребенок вырос умным и образованным. Существует много методик для раннего развития детей, которые основаны на том, чем раньше начать ребенка обучать, тем проще будет малышу в будущем, будет проще развиваться, учиться и познавать мир.

Сегодня мы поговорим об одной из образовательных методик - «Добры сказки», авторами которой являются Мария Скребцова и Александра Лопатина.

«Добрые сказки» - это сборник сказок, стишков, различных рассказов, так же увлекательных заданий для проверки пройденного. Это не только рассказы собственного сочинения, но и произведения великих писателей, которые рассчитаны на разный возраст детей.

Основа данной методики - размышление о прочитанном. Она учит деток сопереживать, доброжелательности, морали. А так же помогает задуматься о чувствах окружающих людей, о взаимоотношениях в семье. Методика рассчитана на совместную работу родителей и малыша. С помощью нее устанавливаются доверительные отношения, формируется духовная близость.

Скребцова и Лопатина не просто написали нравоучительные притчи и рассказы, они объединили книги в тематические циклы. Читая сказки, малыш не только познает этику, но и учит математику, биологию, основы правильного образа жизни, волшебный миру музыки и рисования и так далее.

Схема занятий очень проста:
1.Сначала беседуем по предстоящей теме урока. Задаем малышу вопросы.
2.Читаем сказку или притчу по теме урока
3.Обсуждение прочтенного. Узнаем, какие выводы сделал малыш, какие эмоции испытал, что узнал нового.
4. Выполнение задания. Это может быть - постановка сценки, игра, нарисовать рисунок или сочинить мини-рассказ.

Очень хорошо развиваются творческие навыки, грамотная речь, чтение.

Но есть и минусы данной методики: она не направлена на изучение энциклопедических знаний, таких как география, физика, она сложна для осмысления для детей аналитическим мышлением, не направлена на развитие логики.

Вольдорфская система

Вальдорфская система обучения была создана около ста лет тому назад, ее родиной стала Германия. Эта система стала приверженицей духовной науки антропософии, а так как она является основанной на вальдорфской педагогике, то этот факт делает ее наиболее отличительной от традиционной педагогики. Самым большим преимуществом данной системы является то, что она построена, главным образом, на возрастных способностях детей. Следуя из этого, знания каждого определенного предмета предоставляются ребенку в определенные этапы эго развития - те этапы, которые наилучше благоприятствуют усвоению материала данного предмета. Такая обучающая программа рассчитана на 11 лет обучения ребенка, от первого по восьмой класс. Особенностью такого обучения также является и то, что все предметы, для определенного ученика, ведет только один учитель, который прошел специализированную подготовку в Вальдорфском центре, но оценок в этой системе не существует, ведь их заменили педагогическими характеристиками, которые выдают учителя.

Начальные классы, которые подчиняются Вольдорфской системе, уделяют огромное внимание мелкой моторики пальчиков детей, так как это напрямую связано с развитием центров мозга, в том числе и речевых. Поэтому в начальных классах детей начинают обучать резьбе по дереву, вышиванию, резьбе по дереву, лепке и прочим, но педагоги, работающие по этой системе, допускают работу своих учеников только с природными материалами. Кроме этих развивающих занятий педагоги предлагают детям также заниматься физическими упражнениями и специализированным художественным музыкальным движением, которое получило название - эвритмия, ведь это благоприятствует и совершенствует координацию движений. Кроме всего этого разнообразия занятий, дети обязательно занимаются музыкой, начиная с первого класса. Сначала детей обучают игре на специальном инструменте блок-флейте, так как он является самым простым для детского восприятия, а со временем начинают знакомить их с игрой на струнных, а в итоге и на клавишных инструментах. С самого начального класса детей также начинают обучать нескольким иностранным языков, в идеале это английский и немецкий.

Огромное значение, в школах, которые работают по вальдорфской системе, придается наукам гуманитарного цикла. Не меньшее внимание уделяется также развитию у детей индивидуальных художественных способностей. Наблюдая за детьми, которые окончили Вальдорфскую школу, специалисты сделали такой вывод, что большинство детей в будущем выбирают для себя те профессии, которые на прямую связаны с социальной сферой и гуманитарным направлением.

Система Дьенеша

И хоть система Дьенеша является не очень известной и популярной среды широкого общества родителей, но те логические игры, которые предлагает венгерский педагог со стажем не могут остаться поза вниманием, ведь являются достаточно эффективными для развития ребенка. Прежде за все специальные игры системы Дьенеша предназначены для развития логического мышления ребенка, а также аналитических способностей и комбинаторики. Но если родители хотят вырастить логически развитого малыша, то просто обязаны воспользоваться данной методикой, так как она чудесно формирует навыки, которые необходимы для решения логических задач. Этими навыками стает умение обобщать различные объекты по нескольким свойствам, абстрагировать и удерживать их в памяти, а также - умение найти и выделить для себя эти свойства. Благодаря специальным блокам, разработанным Дьенешом, ребенок получает представление о сложных логических операциях, алгоритмах, кодировании информации, что является довольно сложными понятиями сферы информатики. Но кроме этого блоки, разработанные Дьенешом, помогают малышу развивать речь, так как ребенок должен строить различные высказывания, в том числе и с частицей «не» и союзами «или», «и». Методика Дьенеша является эффективной в том смысле, что дает возможность маленькому ребенку, который еще не ходит в школу, понять суть таких сложных предметов как математика, информатика и способствует развитию умственных и логических способностей. Но, не смотря на то, что блоки Дьенеша являются познавательными и развивающими логические способности, они еще являются и очень интересными и развлекательными, что для маленьких детей является самым главным.

Таким образом, мы рассмотрели методики, способствующие саморазвитию ребёнка в раннем возрасте. Хочу отметить, что как воспитатель, работающий на второй младшей группе, использую в своей работе такую методику как «Школа семи гномов».

© 2010-2022