- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект развлечения Лучше нет родного края (старшая группа детского сада)
Конспект развлечения Лучше нет родного края (старшая группа детского сада)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Несговорова Г.Ю. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБДОУ НАО «Центр развития ребенка - детский сад «Умка»
Развлечение в старшей группе «Рябинушка»
Воспитатель: Несговорова Галина Юрьевна
Задачи:
-
Расширять знания детей о культуре и традициях родного края.
-
Развивать связную речь, навыки межличностного общения.
-
Активизировать словарь детей (полярная ночь, северное сияние, ясавэй, падко, хорей, нарты, пуночки).
-
Продолжать формировать умения в оформлении основы - заготовки при помощи трафаретов.
-
Воспитывать у детей чувство любви к Родине, родному краю.
-
Воспитывать уважение к людям других национальностей.
Материал к занятию:
-
Иллюстрации и фото о Родине, ненецком крае.
-
Карта России.
-
Иллюстрация северного сияния.
-
Маски птичек.
-
Письмо от Сэвне.
-
«Кочки», «холм», «болото», «река», «дощечки».
-
Трафареты орнамента.
-
Конверт с основами - заготовками сумочек-падко.
-
Цветные и простые карандаши.
-
«Мелодии Севера».
Используемая литература:
-
«Ребенок в детском саду» №1-2009, №5-2008, №6-2007.
-
«Пунушка», детский журнал на ненецком и русском языках №1-2,2007.
-
«Слово тундры» №3(4)-2009, №1-2008.
-
«Моя Родина-Россия», учебник для детей. В.Степанов.
-
Альбомы «Традиции ненецкого костюма», «Красота земли ненецкой», «Тундра».
-
России Север - дальний край земли./сост.: И.И.Шашлова, А.Н.Владимирова.- Нарьян-Мар: НО ИУУ.-2000.-76с. (серия «Педагогам Заполярья»).
- Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине.
-Что мы называем Родиной? (Место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья.)
Верно.
Послушайте стихотворение «Родина» В.Степанова.
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги, По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем».
Ребенок:
Родина наша - это страна
Очень и очень большая она.
Родина наша - это наш дом
Где мы все вместе дружно живем.
-В стихотворении говорится, что Родина наша - это страна. А как называется страна в которой мы с вами живем?
Верно, Россия.
Показать на карте Россию.
Всю Россию можно разделить на части: южную, восточную, западную и северную. (показ на карте)
А в какой части страны мы живем?
-Да, мы живем на Севере большой страны, в Ненецком Автономном округе. Наш Север - особый край. Здесь долгая полярная ночь, нередко можно наблюдать необыкновенное явление - Северное сияние. (показ)
Посмотрите, как оно красиво переливается разными красками.
-Нас не пугает темная длинная зима с трескучими морозами и метелями, радует солнышко, которое летом светит почти круглые сутки.
-Наш северный край красивый и лучше его нет.
Ребенок:
«Мы в родной сторонке русской
Хорошо живем.
Вдоль реки тропинкой узкой
В детский сад идем.
А когда пора настанет
И мы подрастем.
Землю Севера украсим
Мы своим трудом».
Стук в дверь. Принесли письмо. Воспитатель читает письмо.
-Нам пришло письмо от Сэвне. Я читала вам ненецкую сказку о старике и трех его дочерях. У Сэвне случилась беда. Она сидела и шила сумочку для хранения ниток и иголок. Как называется ненецкая сумочка для хранения ниток и иголок? (Падко)
Но тут налетел сильный ветер и разнес кусочки меха по всей тундре. Поможем Сэвне найти кусочки?
Тогда нам придется отложить нашу беседу о Родине и отправиться в путешествие по бескрайним просторам тундры, где много озер, рек. Холмов, болот.
Путь наш будет нелегким, на пути нам может встретиться множество препятствий. Но я думаю, что мы с ними справимся. И так в путь!
- А вот и первое препятствие.
Что это такое? (Холм или сопка, их много в тундре)
На холме задание:
Какое животное является помощником для людей, живущих в тундре? (Олень)
-Правильно. Сейчас мы послушаем стихотворение А.Пичкова «Олень»
Ребенок:
«Олень на Севере помощник
Живущим в тундре пастухам.
Траву он ест в зеленых рощах,
И ягель белый - по буграм.
Он здесь
Как транспортное средство
И очень сытная еда.
И женщинам в паницах светлых-
Мороз крепчайший не беда».
-Давайте с Вами выполним упражнение «Олени».
(Под музыку дети выполняют упражнение «Олени»)
С первым заданием справились. А вот за холмом я вижу кусочек от сумочки Сэвне.
Отправляемся дальше.
-Впереди вижу болото. Чтобы через него пройти, нам нужны кочки. А чтобы взять кочки надо отгадать загадки:
1) Олень от них убегает, а они отстают. (Нарты)
2) Две собаки в небо воют. (Носы у нарт или головки)
3) Не догонишь, не поймаешь. (Ветер)
За каждую отгадку получаем кочку. К последней кочке прикреплен кусочек сумочки Сэвне.
Ну, что продолжим наше путешествие?
На пути глубокая река, чтобы ее преодолеть, нам нужен мост. А вот и дощечки. Но на них что-то написано.
-
Как называют коренных жителей Севера? (ненцы)
-
Как называется длинный шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой? (хорей)
-
Как называют опытного проводника в тундре? (Ясавэй)
- А может быть, кто-то из вас знает стихотворение Прокопия Явтысого про ясавэя?
Ребенок:
«Он - ясавэй. Тундры ненецкой сын.
Опытный в отчих краях проводник.
Летом, зимой - не заблудишься с ним.
Сопки, леса и озерная синь -
Вехи, к которым он с детства привык».
Перевернем дощечку, а там кусочек сумочки. Из дощечек строим мостик и переходим через реку.
Звучит музыка «Птички». Выбегают птички - пуночки и выполняют движения под музыку.
Птички: Угадайте, кто мы?
Дети: Птички - пуночки. Мы даже знаем про Вас стихотворение.
Ребенок:
«В тундре снег темнеет тая
Пуночек промчалась стая.
Вот проталинка, как блюдце,
Пуночки над блюдцем вьются.
Сядут и воды напьются.
Но друг с другом не дерутся,
Потому что птички знают,
Скоро льдинки все растают,
И растает в тундре снег -
Хватит блюдечек на всех».
Пуночки: Мы знаем, что Вы хотите помочь Сэвне. Вы рассказали хорошее стихотворение про нас и за это мы дарим Вам конверт, а открыть его можно только в конце путешествия.
-Ой, ребята, а что там вдалеке? (Чум)
- А что такое чум? (Это жилище ненцев)
- В это чуме и живет Сэвне. Много препятствий нам встретилось на пути и за их преодоление мы получили кусочки от сумочки. Давайте отремонтируем сумочку Сэвне.
Д/игра «Собери сумочку - падко».
-Какая красивая получилась сумочка. (Рассмотреть цвета, месторасположение ненецкого орнамента).
Давайте оставим ее здесь, а Сэвне пойдет за водой к речке и увидит свою сумочку.
- Ну, вот наше путешествие по тундре закончилось и нам можно открыть конверт.
В конверте сумочки - падко, вырезанные из белого картона, трафареты ненецкого орнамента.
-Красивая сумочка у Сэвне. А вы хотите себе такие же? Тогда давайте вернемся в группу и попробуем сделать сумочки - падко.
Дети садятся за столы, переводят орнамент на основу сумочки, а затем его раскрашивают.
- Ребята, а вам понравилось путешествие?
- Сегодня мы с Вами поговорили о Родине, помогли Сэвне, читали стихи и путешествовали по просторам нашего родного края, лучше которого для нас нет. Вы все молодцы! Наша дружба и помощь друг другу помогли нам и у нас все получилось!