Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние мелкой моторики на речевое разитие дошкольника


В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно - координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к регуляции деятельности, а также определённой зрелости головного мозга.

Опыт работы с дошкольниками показывает следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается.В своей группе, работая с детьми, я отметила, что дети,имеющие нарушение звукопроизношения,редко имеют уверенную координацию движения пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. И это закономерно, так как научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поэтому я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики.Таким образом, пока движения рук не станут свободными, добится чистой речи у детей не удастся, так как мелкая моторика подготавливает почву для последующего формирования речи. Также уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Ознакомившись с программой,я обратила внимание, что развитию мелкой моторики в образовательном процессе уделяется недостаточно внимания. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками,размышляя на эту тему, я поставила перед собой цель:определить степень развития мелкой моторики у детей группы и в содружестве с родителями подготовить руку детей к овладению навыком письма и создать детям платформу для хорошего звукопроизношения.

Учитывая влияние развития мелкой моторики на мозговую деятельность ребёнка, провела диагностику и увидела, что у детей пальцы напряжены, сгибаются только вместе или наоборот, вялые, ватные. Таким образом, поняв, что пока движения пальцев не будут свободными, я не смогу добиться результатов в развитии речи, поставила перед собой задачи и определила план работы:

1. Детально изучить литературу по данной теме и опыт работы других педагогов.

2.Составить перспективный план на год.

3.Обогатить предметно-развивающую среду, повысив у детей интерес к упражнениям по развитию моторики и превратив их в занимательную игру.

4. Работать по пальчиковой моторике регулярно, уделять внимание на занятиях, на прогулке( в тёплое время года), в утренние и вечерние часы.

С целю диагностики для обследования мелкой моторики, подобрала следующие упражнения:

1. «Пальчики здороваются»:попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца руки. Выролнение правой и левой рукой поочерёдно.

2. «Играем на пианино»:держа кисти горизонтально над столом, поочерёдно 1-2, 1-3,1-4,1-5 пальцами.Выполнение правой , затем левой рукой.

3. Руки положить ладонями на стол, левую сжать в кулак. Синхронно без напряжения менять положение рук.

4. Менять положение рук, лежащих на столе. 1-рука сжата в кулак, 2- поставлена на ребро,3- лежит на столе. Выполнение правой, затем левой рукой.

Высокий уровень-обеими руками, по очереди, упражнение выполняется точно без остановки или допускается небольшая остановка.

Средний уровень-одной рукой хорошо выполняется, другой хуже, отсутствует точность движений, короткие остановки.

Низкий уровень-ребёнок плохо выполняет обеими руками, длительные остановки.

Провела диагностику и получила следующие результаты: (Всего-19 детей)


№ упражнения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

3

8

8

2

1

8

10

3

3

7

9

4

3

7

9

Средний балл

3

7

9

Проводя упражнения я увидела, что у детей пальцы напряжены,сгибаются и разгибаются только вместе и наооборот вялые, «ватные». Не могут выполнить некоторые упражнения. Таким образом я поняла, пока движения пальцев не будут свободными. Я не смогу добится никаких результатов в развитии речи и подготовки руки к письму. Провела консултацию для родителей: «Влияние мелкой моторики на деятельность мозга ребёнка». Оформила папки передвижки «Развитие мелкой моторики дома», «Пальчиковые игры в стихах». Родители с детьми раскрасили нам крупные макароны длянанизывания их на шнурок, изготовили мешочкис различными наполнителями(орехи, фасоль, рис, манка и т.д.). Для развития чувства ритма, сочетания игры для тренировки пальцев с речью детей подобрала и создала картотеки пальчиковых игр с текстом. Также хорошо развивают кисти рук занятия лепкой, рисованием, аппликацией.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

Решила обогатить имеющуюся развивающую среду для групповых и индивидуальных занятий создала уголок мелкой моторики и наполнила его различными играми для повышения интереса к упражнениям по развитию мелкой моторики.

Изготовила пособия с прищепками: «Солнышко», «Ёжик», «Гномик», «Ёлочка». Для развития силы пальцев, мелкой моторики.




«Веселые клубочки»


Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движения обеих рук.

Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.

1) Ребенок садится на стул и учится наматывать клубочек ниток.

2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определенного цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников


Панно «Гора чудес»


Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, замки и т.д. Закреплять умение группировать предметы по цветам и их оттенкам. Развивать речь и фантазию детей.

Панно предназначено для индивидуальной деятельности или небольшими подгруппами.

Дети могут по своему желанию располагать на панно мелкие предметы: цветы, бабочки, самолётик и т. д. Все предметы крепятся на пуговицах, кнопках, крючках, липучках, замочках.

Центральную часть панно занимает «Гора чудес», которая разделена на семь частей по цветам радуги.

Дети приносят различные мелкие предметы, соответствующих цветов. Обсуждаем, что это (бусинка, ленточка), из чего сделано (пластмасса, ткань), какое на ощупь (гладкое, мягкое), цвет. Затем ребенок приклеивает на полоску соответствующие цвета.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников


«Кукла Катя»


Цель: Обучать навыкам плетения, закреплять знания цветов спектра. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Пособие «Кукла Катя» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей.

Ребёнок садится около куклы и нанизывает маленькие трубочки из фломастеров соответствующих цветов на узкие атласные ленточки, закрепляя при этом цвет. Ленты привязаны на косы кукле. Можно также предложить ребёнку плести из лент косы.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников


«Коврик»


Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Формировать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость.

Коврик предназначен для индивидуальной работы. Ребёнку предлагается набор цветных лент и настенное панно изготовлено из белых лент. Задача ребенка вплести цветную ленту в шахматном порядке.


Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников


«По кочкам»


Цель: Развивать глазомер, точные движения пальцев, умение контролировать напряжение мышц руки.

Выполняется индивидуально или подгруппой. На столе выкладываются «кочки» из поролона, имитирующие болото.

1) Кочки располагаются на маленьком расстоянии друг от друга.

2) Расстояние постепенно увеличивается. «Человечек» из указательного и среднего пальцев должен пройти через болото и по кочкам.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников





«Рисование по манке»


Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников




«Ёжики»


Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ребёнок нанизывает ёжику иголки в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников







«Водяной насос»

Цель: Развитие силы рук, аккуратности, умение пропитывать губку водой, отжимать двумя руками, одной рукой.

Двум парам предлагается по 2 тазика. В одном тазу у каждой пары одинаковое количество воды, какая пара быстрее перекачает всю воду.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников




«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников



«Коробочка тактильных ощущений».


Цель: Развивать интерес к выполнению упражнения, тактильные навыки планомерного исследования.

Ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества предметов (жесткий, мягкий, гладкий).

В деревянной коробке находятся разнообразные материалы: бархатная бумага, гречневая крупа, наждачная бумага, камешки, зеркало, и т. д. Ребёнок проводит пальцами по материалам, запоминая их и рассказывая о своих ощущениях, в связи с особенностями, затем закрыв глаза и повторив движения, определяет материалы на ощупь.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников


Ящик ощущений «Клоун».

Цель: Развивать тактильные навыки, планомерное обследование предметов, умение, используя приемы тактильного исследования, находить и называть нужные предметы.

По инструкции воспитателя: «Опусти руки в ящик, потрогай лежащие там предметы. Как ты думаешь, что это? Выбери любой предмет и назови его. А теперь достань его и посмотри. Ты прав? Найди мне, пожалуйста, яблоко».

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

«Волшебные мешочки»

Цель: Стимулировать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев, умение анализировать, развивать умение делать самомассаж.

Предложить детям мешочки с различными сыпучими предметами. Ребенок должен перебирая пальцами в мешочке предметы, называть крупные или мелкие, на что они похожи.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников
















Пособие «Кукла Маша».

Цель: Развивать ловкость пальцев, глазомер, мелкую моторику, умение застёгивать и расстёгивать различные виды застёжек. Воспитывать усидчивость. Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников



Планшеты

Цель: Развивать мелкую моторику, умение застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки т. д. Воспитывать усидчивость.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

«Ведерко с сюрпризом»

Цель: Массаж кистей рук, развитие тактильных ощущений.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

«Матрёшки»


Цель: Подбирать по цвету крышки и накручивать их. Развивать умение складывать пальцы в щепоть.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

«Паучок»

Цель: Развивать глазомер, ловкость пальцев, умение складывать щепоть из трёх пальцев, мелкую моторику.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

«Цветные коробочки»

Цель: Развивать ловкость рук, умение складывать пальцы в щепоть, закрепить знание цветов.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников


Дидактическая игра: «Бусы для мамы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур.

Ход игры: Воспитатель показывает шкатулку с «бусинками», предлагает порадовать маму, изготовив бусы. Воспитатель раздает детям «шнурочки» и объясняет задание.

Опыт работы Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

Также хорошо развивают кисти рук занятия лепкой, аппликацией и рисованием. Дети любят лепить, рисовать, конструировать в свободное от занятий время. Для этого в уголке «Мир творчества» поместили большое количество раскрасок, трафаретов, клише, пальчиковые краски и т. В свободной деятельности использую различные шнуровки, пирамидки, мозаику, пазлы, палочки для выкладывания узоров, и т. д.

Ко всем пособиям дети имеют свободный доступ. В закаливающие процедуры включила самомассаж пальцев и кистей рук, что помогает восстанавливать ослабленные мышцы, снять напряжение, происходит стимуляция тактильных ощущений.

В конце года провела диагностику и получила следующие результаты:


№ упражнения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

7

9

3

2

6

8

5

3

6

9

4

4

8

7

4

Средний балл

7

8

4

У детей, которым упражнения даются с трудом, ещё чувствуется напряжение и вялость пальцев.

Уделяю внимание индивидуальным занятиям с детьми со слаборазвитой моторикой.

Провожу беседы и консультации с родителями этих детей.




© 2010-2022