Музыка во всем - «Музыкальное путешествие»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия

Музыка во всем - «Музыкальное путешествие»

Музыка во всем - «Музыкальное путешествие»

Сон Надежда Валерьевн

педагог дополнительного образования,

объединение «Дошкольник»

Предмет «Музыка с элементами фольклора»

Возрастучащихся:5-6лет

Цель: Обогащение музыкальных впечатлений детей через эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера и способа исполнения.

Задачи:

1.Закрепить понятие «музыкальный жанр» (полька, вальс, марш).

2.Развивать фантазию, музыкальную память, звуковысотный слух, ритмический слух, навыки танцевальных движений, двигательную память, активизировать фонационный выдох.

3. Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Тип занятия: Закрепление.

Год обучения: первый год обучения.

Оборудование: компьютер, синтезатор, CD (И.С. Бах для детей, музыка русских композиторов, 77 самых красивых мелодий).

Учебно-методические пособия: дудочка, музыкальный треугольник, барабан, ширма, стаканы с водой, портрет М.И. Глинки.

Ход занятия.

1. Организационный момент (1мин.) Ребята, я рада вновь видеть вас. На занятии вместе со мной вас приветствует мой инструмент. (Песенка-попевка «Здравствуйте!»).

2. Объявление темы. Актуализация знаний о транспорте (2мин.).

Сегодня мы с вами займемся поисками музыки. Для этого нам понадобятся воображение и транспорт. Наступила зима, на улице выпало много снега, кто мне скажет, на чем можно путешествовать зимой? (На санях, на оленях и т.д.). Верно, из всех видов транспорта мы с вами для музыкального путешествия выбираем самолет. Посетим разные страны и поищем музыку во всем. А чтобы путешествие прошло весело, возьмем с собой… (Педагог показывает карточку «Мажор»). Покажите на своем лице «Мажорное» настроение.

3. Основная часть (25 мин.)

Итак, чтобы начать путешествие, вспомним, какой звук слышен, когда заводится самолет? (Тр-Тр-Тр). А когда самолет летит, слышен высокий звук У-У-У, когда идет на посадку - низкий звук У-У-У.

  • Фонопедическое упражнение «Самолет».

Давайте потренируемся. (По образцу педагога) Заводим мотор: Тр-Тр-Тр, (Произносить коротко и активно в нижнем регистре), полетели: У-У-У,(Движение вверх глиссандо). Заходим на посадку У-У-У (Движение глиссандо вниз) (Дети имитируют звуки). Отлично! Встать вокруг коврика!

Все приготовились к полету. Первый пункт назначения - «Страна Трямдия». (Коллективное выполнение) Заводим мотор: Тр-Тр-Тр. Полетели: У-У-У, заходим на посадку У-У-У. Мы прилетели в «Страну Трямдию». Возьмитесь за руки, сделайте красивый круг и закройте глаза. Представьте себе, какая она для каждого из вас, страна «Трямдия»? (Ответы детей). А мне представляется, что здесь очень любят петь, и мы с вами вместе споем «Трямди - песенку».

  • Валеологическая распевка «Трямди - песенка».

Молодцы, хорошо спели, дружно. Однако нам нужно продолжить путешествие. Следующий пункт назначения - «Волшебная страна». Заводим мотор: Тр-Тр-Тр, полетели: У-У-У. Заходим на посадку У-У-У. И садимся на стульчики. Дети, вот мы и в «Волшебной стране». Чтобы узнать, кто здесь живет, надо отгадать загадку. Вспомним правила:1. Слушаем загадку до конца.

2. Отвечаем хором.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)


Правильно, ёж. (Педагог показывает игрушку «ёж»). Какой звук он издает? (Ф-ф-ф). Ещё ёж умеет сворачиваться в клубок, выставляя свои иголки, чтобы спрятаться от лисы. Готовимся к превращению. Подойдите к коврику, выберите себе место подальше друг от друга. Я считаю до трёх, и вы превращаетесь в ежей. Раз…, два…, три.

  • Музыкально - ритмическое движение на формирование правильной осанки «Ёжики», И.С. Бах «Полонез №1».

Дети свободно лежат на спине - «ёжики» отдыхают. По сигналу «Лиса идет!» подтягивают согнутые в коленях ноги к голове и сворачиваются клубком. (Педагог комментирует деятельность детей, подводит итог). Получились из вас шустрые «ёжики», никого лиса не смогла схватить.

Нам пора продолжить наше путешествие. На счет три, превращаемся в ребят. Раз…, два…, три! (Дети встают). Отправляемся в «Страну Мелодий». Заводим мотор: Тр-Тр-Тр, полетели: У-У-У, заходим на посадку У-У-У. Садитесь на стульчики.

  • Активное слушание музыки.

В «Стране Мелодий» нам предстоит разгадать музыкальные загадки. Когда зазвучит музыка, вам нужно определить жанр (вальс, марш или полька). Затем вспомните основные движения и покажите их. Как только музыка остановится, вам нужно замереть. Встаньте вокруг коврика. Готовы? (Дети стоят по кругу, звучит первое произведение «Вальс №10 си минор» Шопена, дети начинают двигаться в темпе вальса. Педагог спрашивает, к какому жанру относится данное произведение. Аналогичная работа проводится с музыкальными произведениями Штрауса «Радецкий марш» и Глинки «Полька»). Ребята, вы верно определили жанр, показали основные движения и вовремя остановились. Садитесь на стульчики. В кабинете мне хочется собрать выставку портретов великих композиторов. Сегодня на этой выставке появился первый портрет. Это автор «Польки», которую мы с вами слышали. Если догадались, назовите фамилию композитора (Ответы детей). Да, это Михаил Иванович Глинка. Кто такой композитор? (Ответы детей.) Это профессия человека, который сочиняет музыку. Запоминаем слово композитор. (Три раза повторить слово «композитор» по слогам, прохлопать). Итак, отправляемся в путь в «Страну Музыкальных инструментов». Заводим мотор: Тр-Тр-Тр, полетели: У-У-У, заходим на посадку У-У-У. Садимся на стульчики.

  • Музыкально исследовательская деятельность. Игра - «Угадай, что звучит?»

Вот мы и в «Стране Музыкальных инструментов». Мне понадобится ваша помощь.

Педагог зовет одного ребенка за ширму и предлагает ему из трех музыкальных инструментов (барабан, дудочка, муз. треугольник) выбрать один и проиграть на нем несложный ритмический рисунок, предложенный педагогом, а другие дети должны угадать, какой инструмент звучит. То же самое проделывают еще два ребенка с другими инструментами.

Какой хороший у вас, дети, слух - вы узнали звуки всех инструментов. Сегодня я познакомлю вас с необычным музыкальным инструментом. Педагог поднимает платок, под которым стоят шесть стаканов, наполненных водой. Как вы думаете, как можно назвать этот музыкальный инструмент? (Ответы детей). Действительно, это стаканы. А как же нам извлечь из них звук, чтобы получилась мелодия? (Предположения детей). Давайте с вами посмотрим видеоролик о том, как это делает музыкант. Кто такой музыкант? Человек, для которого исполнение музыки является профессией, работой. Запоминаем это слово. (Три раза повторить слово «музыкант» по слогам, прохлопать). Внимание на экран. (Просмотр ролика) Вам понравилось исполнение музыканта? Мы услышали прекрасную мелодию. А как вы думаете, почему были звуки разной высоты? (Ответы детей). Встаньте вокруг коврика. И мы попробуем найти ответ на этот вопрос. Проведем эксперимент. Давайте по очереди постучим по стаканам. (Дети по очереди стучат по стаканам) Что вы заметили? (Ответы детей). Действительно, в наших стаканах разное количество воды, где-то много, где-то мало. Так вот, звучание зависит от количества воды, налитой в стакан. Наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в «Дошкольник». Заводим мотор: Тр-Тр-Тр, полетели: У-У-У, заходим на посадку У-У-У. Взялись все за руки, сделали красивый круг.

4. Рефлексивный круг (2мин.).

Вот мы и в стране ДДТ. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей.) Оказывается, что музыка живет во всем. Мне было очень интересно. И я могу это показать выражением лица. Я выберу «Мажор». А теперь вы покажите свое отношение к занятию. Вижу у всех «Мажор». И нам осталось попрощаться «До свидания!»

Самоанализ занятия

На занятии использовались следующие виды детской деятельности, позволяющие формировать музыкальные способности и содействовать их двигательной активности: познавательно-исследовательская, предметная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, Они были организованы педагогом совместно с детьми, логически связывались в единый сюжет «Путешествие» и соответствовали типу - повторение изученного материала. Организационный момент с использованием приветствия-пропевания педагогом и детьми является постоянным любимым ритуалом встречи. Он позволил создать ситуацию психологического комфорта. Также постоянным элементом на занятиях является валеологическая песенка-распевка «Трямди-песенка». Несложный текст и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Удачно использовались информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные средства обучения, повышающие мотивацию ребенка к самостоятельному познанию. Детям предлагались такие различные практические задания, как игры, песенки, активное слушание, которые способствовали благополучному эмоциональному состоянию детей, раскрытию их творческих возможностей, соответствовали возрастным психологическим особенностям. Занятие прошло в оптимальном темпе. Для развития познавательных способностей и формирования практического опыта детям было предложено исследовать новый музыкальный инструмент. Таким образом элементы исследовательской деятельности стимулировали самостоятельность детей в поиске знаний, что было подкреплено видеороликом, который способствовал расширению знаний о музыкальных инструментах. В ходе занятия дети вспомнили и закрепили названия знакомых музыкальных инструментов, использованных в игре «Угадай, что звучит?», определили на слух их звучание (дудка, музыкальный треугольник, барабан), что помогло, развивать память и внимание. На протяжении всего занятии дети возвращались к фонопедическому упражнению - «Самолет». Цель этого упражнения - активизация фонационного выдоха, связи голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого. С целью укрепления мышц спины, опорно-двигательного аппарата, усиления мышечного корсета позвоночника и улучшения функций дыхания, сердечно - сосудистой системы использовалось упражнение «Ёжики», которое помогло реализовать задачу здоровьесбережения и формирования самосознания. Музыкальное сопровождение сопутствовало расслаблению, закреплению двигательного опыта и профилактике здоровья воспитанников. Дети продолжали знакомство с композиторами и классической музыкой, что способствовало воспитанию художественно - эстетического вкуса дошкольников. Эту же задачу решали грамотная речь педагога и музыка, звучащая в нужном диапазоне громкости. Педагогом неоднократно обращалось внимание на этику отношений между сверстниками. Были созданы условия для активной творческой деятельности детей, эмоциональной насыщенности, удовлетворения от совместного успеха при подведении итогов занятия.


© 2010-2022