- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект по окр миру
Проект по окр миру
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Будко А.А. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Познавательно-исследовательский проект "Веселый огород"
Актуальность.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка - в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!
Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Огорода на окне».
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: октябрь, ноябрь (среднесрочный) 2015 года.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
-
формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
-
расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
-
привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
-
развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
-
воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
-
активизировать речь и обогащать словарь детей;
-
развивать эмоциональную отзывчивость;
-
формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
-
У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
-
Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
-
Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
-
Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
-
Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
-
Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.
Взаимодействие с родителями.
Цель: Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.
Ход проекта.
-
Этапы реализации проекта.
Реализация этапа
Мероприятия с детьми
Мероприятия с родителями
Сроки проведения
I этап - Организационно-подготовительный
Выбор темы
Во время работы в природном уголке дети замечают стаканчик с семенами, и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки?». Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например на нашем окне, очень удивил детей. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай на нашем окне?» Отсюда и возникла тема огорода на окне «Огород на окне».
- Оформление уголка с дидактическими играми, коллекцией семян, книжками-самоделками, картотекой потешек.
- Сделать подборку стихов и загадок об овощах.
- Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)
- Разбивка огорода на подоконнике.
- Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
- Родительское собрание «Участвуем в проекте «Весёлый огород».
- Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
- С помощью родителей собрать коллекцию семян.
- Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
01.10.2015 г. - 10.10.2015 г.
II этап - Практический
«Все начинается с семечки»
- Создание коллекции семян.
Роли детей: исследователи, изобретатели, дизайнеры.
- Дидактические игры «Коробочка с семенами», «Виды семян»
Предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян
11.10.2015 г. - 11.11.2015 г.
«Путешествие внутрь грядки»
- Посев семян
Роли детей: огородники, садоводы, исследователи.
- Коммуникативная деятельность: разучивание пословиц, поговорок о труде, их драматизация.
- Беседа:
«Правила работы с инструментами»
Посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.
«Знакомьтесь, дети - я лучок!»
- Посадка лука, уход за луком
Рассказы детей о проделанной дома работе.
- Рисование «Наш лучок».
- Сюжетно-ролевые игры «На даче», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».
Предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди.
«Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта)
- Наблюдение детей за этапами прорастании семян.
- Уход за огородом.
Роли детей: лаборанты, исследователи
- Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде».
Порекомендовать родителям дома посадить семечко для дальнейшего наблюдения за ним. Привлекать детей к ухаживанию за комнатными растениями.
«Изготовление книжек-малышек»
Изготовление книжек-малышек «Что растет у нас на грядке», «Стихи про фрукты и овощи», «Загадки на грядках».
Роли детей: создатели, исследователи, оформители, рассказчики, слушатели.
Предложить родителям дома рассмотреть дома книги, рассказав об их разнообразии (бывают книги со сказками, стихами, загадками).
«Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
- Работа с выращенными растениями.
Роли детей: садоводы, огородники, исследователи.
- Лепка: «растения на огороде».
- Здоровье: «О пользе овощей»(беседа); просмотр мультфильма «Немытые овощи есть нельзя».
Посоветовать родителям рассказать детям о том, как они выращивают овощи и фрукты на даче в огороде, какие инструменты им в этом помогают.
III-Аналитический
(осуществляется в ходе всего проекта)
Мониторинг по проекту «Наш весёлый огород»
Проведение с детьми первичной и повторной диагностики
Ознакомление родителей с результатами мониторинга
IV - Заключительный
- Оформление материалов проекта.
- Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».
Рассматривание детьми фотовыставки.
Помощь родителей в оформлении фотоальбома «Наш веселый огород»
12.11.2015-20.11.2015 г.
-
Результаты мониторинга по проекту «Наш весёлый огород»
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Интереса нет или он ситуативен. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания ухаживать за растениями нет.
Первичная диагностика:
-
Высокий уровень - 7 чел.
-
Средний уровень - 15 чел.
-
Низкий уровень - 3 чел.
Повторная диагностика:
-
Высокий уровень - 12 чел.
-
Средний уровень - 10 чел.
-
Низкий уровень - 1 чел.
-
Заключение.
Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Руководитель проекта:
Будко А.А.
Ставрополь, 2015