• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • «Мультидисциплинарный подход в формировании и закреплении основных сенсорных эталонов цвета и формы у детей с ОВЗ, посредством специальных дидактических игр и упражнений»

«Мультидисциплинарный подход в формировании и закреплении основных сенсорных эталонов цвета и формы у детей с ОВЗ, посредством специальных дидактических игр и упражнений»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 1г. Орска


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

ТЕМА:

«Мультидисциплинарный подход в формировании и закреплении основных сенсорных эталонов цвета и формы у детей с ОВЗ, посредством специальных дидактических игр и упражнений».




Подготовила:

учитель-дефектолог


Зайцева И. В.









2015 год.


Введение.

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка - это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития восприятия ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - фундамент общего умственного развития ребенка. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

От развития восприятия ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Недостатки в развитии восприятия у ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости развития восприятия в дошкольном возрасте, т.к. способствует успешной подготовке к школьному обучению.

Особое внимание следует уделять развитию восприятия у детей с задержкой психического развития, так как оно имеет ряд особенностей.

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития в детском саду компенсирующего вида решает диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

Дети, составляющие контингент МДОАУ «Детский сад №1», имеют следующие психологические особенности:

  • трудности установления контакта;

  • проблемы в познавательной сфере: неустойчивое внимание, быстро переключаемое или застреваемое на определенных действиях или предметах; непринятие и непонимание простых словесных инструкций; сниженный уровень всех видов памяти; нарушены фонематический слух и грамматический строй речи и т.д.;

  • эмоционально-поведенческие расстройства: аффективные вспышки, стереотипные реакции, заторможенность, неэмоциональность, негативизм;

  • низкая работоспособность, астения, повышенная утомляемость;

  • не сформированы или сформированы недостаточно навыки самообслуживания и т.д.

Основные расстройства, составляющие структуру дефекта описываемой категории детей, таковы:

  • интеллектуальные нарушения различной степени выраженности;

  • сенсорные нарушения;

  • хромосомные заболевания (синдром Дауна);

  • аутистический спектр поведения;

  • соматические заболевания и др.

Содержание адаптированной образовательнойПрограммы учитывает индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

I. Теоретическая часть.

1.1. Восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.

Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Играя важную роль в умственном воспитании, развитие восприятия имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника с ЗПР.

Восприятие - это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием (А.В. Запорожец). Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету. Развитие восприятия идёт путём формирования перцептивных действий - т.е. структурных единиц процесса восприятия у человека. Перцептивное действие обеспечивает сознательное выделение каких-либо свойств и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватному предметному миру.

Восприятие - это результат деятельности системы анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное.

Восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

В развитии восприятия важную роль играют действия обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками - сенсорными эталонами.

Сенсорные эталоны - это системы геометрических форм, шкала величин, спектр цветов и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком.

Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребёнку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Выделение формы, цвета - обязательный этап чувственного познания мира. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия - основа развития интеллекта.

На более высоком уровне развития распознавание формы и цвета достигается путем соотнесения свойств предметов с уже усвоенными эталонами.

Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему должна быть известна определенная группа предметов, к которой относится данный, должно быть известное слово, обозначающее эту группу предметов.

Восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

- во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;

- во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

- в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира.

Развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах окружающего мира ведёт за собой сенсорное развитие, усвоение детьми сенсорных эталонов. Овладев такого рода системой, ребёнок получает набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.

1.2. Особенности формирования восприятия у детей с задержкой психического развития.

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности:

При задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Страдает также и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.

Скорость восприятия заметно ниже, чем у детей с нормой развития для данного возраста.

Можно говорить о том, что у детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Детям с задержкой психического развития свойственна общая пассивность восприятия (А.Н. Цымбалюк), что проявляется в попытках подменить сложную задачу более лёгкой. Данная особенность обуславливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в ограниченном объёме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков.

У детей с задержкой психического развития отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта.

Существенным недостатком восприятия у детей с ЗПР является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Исследования психологов выявили у детей с ЗПР неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях. Одной из особенностей детей является то, что сходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).

Дети с задержкой развития затрудняются также в обозначении выделенных свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).

Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер - зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

1.3. Актуальность.

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка - это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. При этом большое значение имеет развитие восприятия в этот период.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - фундамент общего умственного развития ребенка. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Я считаю, что совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма ребенка, является актуальной проблемой.

Одним из возможных путей решения этой проблемыпо моему мнению, можно считать включение различных дидактических игр и упражнений в общую систему коррекционной работы.

1.4. Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей с ЗПР.

Основной формой воздействия на ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях, в группах для детей с задержкой психического развития (ЗПР) являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется адаптированной образовательной программой.

Усвоение программного материала зависит от правильного выбранных нами методов обучения. При этом мы педагоги помним о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории. В своей работе я применяю такие методические приёмы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребёнка.. Нам приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактические игры - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради который действует ребёнок. Для нас важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она используется при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как учителем-дефектологом, так и воспитателем.

В дидактической игре мысоздаем такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.

Ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в коррекционно- обучающем процессе определяется тем, что она делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.

Хочется отметить, что при подборе дидактических игр для детей с ЗПР япреследовала коррекционные цели и учитывала особенности развития дошкольников.

Таким образом, благодаря дидактическим играм мы стараемся так организовать деятельность ребёнка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и словесном плане.

При проведении дидактических игр с детьми с ЗПР следует помнить:

  1. Для ребёнка с ЗПР эмоциональная сторона организации игры -важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у него положительное отношение к игре.

  2. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительного результата.

  3. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой - выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослыйодновременноследитзавыполнением правил.

  4. Важным условием является соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

II. Практическая часть.

2.1. Цель и задачи.

Изучив психологию развития детей с задержкой психического развития и методическую литературу по теме «Развитие восприятия у детей», столкнулась с тем, что литературы и методических разработок по этому вопросу достаточно, существует довольно много способов коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Но одни из них недостаточно эффективны, другие требуют затрат большого количества времени.

Исходя из этого, мною была поставлена цели:

  1. Развитие и коррекция восприятия у детей с ЗПР

  2. Последовательное закрепление основных сенсорных эталонов цвета и формы, посредством специальных дидактических игр и упражнений.

Для реализации этой цели необходимо выполнение следующих задач:

  1. Определить наиболее рациональные дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цвета и формы у детей с ЗПР;

  2. Создать условия для развития восприятия;

  3. Обогатить развивающую среду кабинета.

  4. Провести консультативную и практическую работу с родителями

  5. Подобрать, приобрести и изготовить своими руками дидактические развивающие игры по формированию у детей представлений о цвете, форме.

2.2. Принципы.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:

Принцип доступности и индивидуальности.

Подбираемые компьютерные технологии должны быть понятны и доступны каждому ребенку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и первоначальный сенсорный опыт.

Принцип последовательности и систематичности.

Совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в индивидуальной и самостоятельной деятельности.

Принцип связи с жизненным опытом.

Существенным фактором в работе с детьми с ЗПР является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни. В разнообразных играх, в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные знания о цвете, форме предметов. От правильной реализации этого принципа зависит качество развития восприятия.

Принцип повторяемости.

Учитывая особенности развития восприятия у детей с ЗПР, для прочного усвоения программных требований необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий.

Повторение без всяких изменений может привести к снижению заинтересованности детей. Поэтому при повторении занятий сохраняя программное содержание, я привлекаюновый материал с усложнением заданий, это позволяет детям хорошо все усваивать, пополнять багаж знаний, а главное - обобщать свой опыт.

Принцип наглядности.

Дидактические игры и упражнения являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, вызывают у ребенка живой интерес, что способствует хорошей результативности.

2.3. Методы и приемы, направленные на развитие восприятия.

Успех развития восприятия у детей с ЗПР во многом зависит от того какие методы и приемы используются. Правильно подобранные методы и приемы обучения способствуют лучшему развитию восприятия у детей с ЗПР. Применяя информационно-коммуникативные технологии в коррекционной работе по развитию восприятия цвета и формы у детей с ЗПР, использую следующие методы:

  1. Словесный метод - один из наиболее эффективных методов. Объяснения, пояснения, вопросы, словесные инструкции служат лучшему понимания задачи, цели игры.

  2. Наглядно-практический метод

После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнять сначала под непосредственным руководством этапы игры каждому ребенку, оказывая по мере необходимости помощь, даются единичные указания.

  1. Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей с ЗПР. К ним относятся компьютерные обучающие и развивающие игры.

Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы применяемые методы и приемы способствовали обогащению сенсорного опыта, развитию восприятия в целом.

2.4. Условия для успешного формирования и закрепления эталонов формы и цвета у детей с ЗПР.

Для реализации вышеперечисленных задач и чтобы получить хорошие результаты Мы стараемся создать все необходимые условия:

I Создание предметно-развивающей среды:

Правильно организованная предметная среда обеспечивает всестороннее развитие ребенка.Предметно-развивающая среда должна быть насыщена игровым и дидактическим материалом.

Поэтому педагогическая работа по развитию сенсомоторных навыков у детей организуется нами в нескольких направлениях:

  1. организация сенсорно-стимулирующего пространства;

  2. организация сенсомоторного уголка в группе;

  3. качественная подборка дидактических игр и пособий;

  4. разработка дидактических игр и упражнений.

1. Организация сенсорно-стимулирующего пространства.

Организация образовательного процесса предполагает наличие сенсорно-дидактических игр, игрушек и пособий разного вида:

- функционально-ориентированные игрушкии пособия: строительные конструкторы, пирамидки, «почтовые ящики», «лото», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины и др. Интересны и полезны материалы, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации;

- игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики;

- иллюстративный и образно-символический материал;

  • материалы и принадлежности для изобразительной деятельности.

Для развития сенсомоторных навыков у детей с ЗПР в кабинете дефектолога мы используем дидактический стол - это удобное и комфортное место для развития различных навыков ребенка. Он представляет собой специальный стол, оборудованный для развивающих игр. Дидактический стол помогает развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, улучшает зрительное восприятие.

2. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада - это адаптированный вариант сенсомоторной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Он выполняет ряд определенных функций:

- стимуляция сенсорных функций, развитие мелкой моторики;

- стимуляция двигательной активности;

- повышение работоспособности детей;

- активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

- создание положительного эмоционального фона.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо

выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Уголок должен содержать постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Содержание сенсомоторного уголка в группе

Для развития слуха:

- Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

- Диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д.

Для развития зрения:

  • Парные картинки с признаками различий, точечные изображения.

  • Цветовые пятна-кляксы различной формы.

  • Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).

  • Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы,

любые приспособления с интересными световыми эффектами, фонарик.

  • Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).

Для развития чувства осязания:

  • Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).

  • Шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички.

  • Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги - различные материалы с разной фактурой.

  • Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).

  • Выпуклые буквы, цифры.

  • Разные по форме мелкие предметы.

  • Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Для развития чувства обоняния:

- Различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм, приспособления для создания запаха (аромолампы и т. д.).

  • Коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например, кофе, перец, лук, апельсиновые корки, мыло, духи.

Для развития чувства вкуса:

  • Овощи, фрукты, леденцы (по необходимости, для конкретных занятий).

Для развития мелкой моторики:

- Природный материал:горох, орехи, фасоль, каштаны, зерна, шишки, ракушки, камешки, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.).

- Бытовые материалы:бирюльки, колечки, шестигранные карандаши, веревки, прищепки, канцелярские скрепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков, бантиков, плетение косичек и т.п.), крем для бритья (рисование пальцем).

- Дидактические игры и материалы:рамки-вкладыши, пазлы, кубики, разрезные картинки, различные мозаики, шнуровки, лото, пирамидки, матрешки, конструкторы, пластический материал (пластилин, соленое тесто, глина), трафареты и т. д.

3. Подбор настольно-печатных дидактических игр и упражнений.

В коррекционно-образовательном процессе используем традиционные игры:

- пирамидки, матрешки, пособия-вкладыши, «почтовый ящик»;

- кубики, разрезные картинки, пазлы, настольно-печатные игры;

- игры-шнуровки М. Монтессори и т.д.

С целью интересных и эффективных видов работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР педагогами группы и родителями разрабатываются дидактические игры и пособия, а также активно используем фабричные варианты игр:

Применение в коррекционно-образовательном процессе предлагаемых направлений, дидактических игр, упражнений и пособий позволяет эффективно формировать и развивать сенсомоторные навыки у детей дошкольного возраста с ЗПР

4. Разработка и изготовление дидактических игр и упражнений своими руками.

С целью интересных и эффективных видов работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР разрабатываются дидактические игры родителями и педагогами группы с привлечением детей.

II Использование различных форм работы:

  • Работа с детьми;

  • Взаимодействие с родителями;

  • Взаимодействие с воспитателями группы

2.5 Организация коррекционной работы по формированию и закреплению эталонов формы и цвета у детей с ЗПР

Всего в группе 12 человек из них:

F80.82. - 6 человек

ЗПРР - 7 человек

ОНР I уровня - 10 человек

Сенсо-моторная алалия - 7 человек

Болезнь Дауна- 1 человек

В начале учебного года было проведено диагностическое обследование уровня восприятия цвета, формы предметов детьми. Обследование показало низкий уровень восприятия, как цвета, так и формы:

Цвет:

Сличают цвета - 3 человека

Называли цвета (красный, желтый) - 0 человек

Использовали в практической деятельности - 0 человек

Форма:

Называют- 0 человек

Соотносит с предметом- 3 человека

Определяет и называет форму предмета- 0 человек

Указанные выше особенности восприятия у дошкольников с ЗПР учитывались мною в коррекционно- развивающем процессе.

На основе восприятия формируется система эталонов, которая включает в себя:

  • основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный),

  • пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал).

Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, так как она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета. От умения определить форму зависит результат деятельности детей. Поэтому первые упражнения направлены на практические действия, требующие опоры на форму предметов.

В дальнейшем основные задачи связаны с обучением ребенка мысленному расчленению сложной формы на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы, выделению разновидностей геометрических фигур. Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах, и др.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.

Формирование представлений о цвете основывается на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении. Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада между двумя цветами. Он может быть резким (например, между красным и желтым цветами) или близким (между желтым и оранжевым цветами). Поэтому первые упражнения проводятся с предметами, резко различными по цвету, и осуществляется выбор по образцу. Постепенно цветовой перепад будет все меньшим, и уже на расстоянии производиться составление цветов.

В своей работе по развитию восприятия цвета я придерживаюсь рекомендованной последовательности: начинать с красного цвета, затем, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, фиолетовый.

Развитие восприятия цвета и формы предметов проходит три этапа:

На данном этапе моей работы мы находимся на первом этапе и лишь несколько детей (3 человека) перешли ко второму этапу.

I На первом этапе происходит формирование представлений о цвете и форме предметов, т. к. дети с задержкой психического развития самостоятельно не могут выбрать ни цвет, ни форму предметов по называнию взрослым. Без называния цвета или формы детям предлагается подбирать такой же. На этом этапе ребенок учится сличению цветов или геометрических форм. Эта работа проводится на подгрупповых занятиях и индивидуальных занятиях, с использованием дидактических игр и упражнений: «Найди такой же», «Покажи такой же», «Цветные кубики», «Помоги незнайке собрать букеты», «Привяжи ленточки к шарикам». «Подбери крышки к коробочкам», «Чей домик» и т. д.

II На втором этапе происходит закрепление слов-названий и введение названий в активный словарь. На этом этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне красный», «Покажи квадрат».

Для закрепления названий формы и цвета я планирую использовать дидактические игры: «Угадай что я нарисовала», «Найди свою пару», «Узнай м назови». «Какого цвета нет». «Хлоп-хлоп»

III На третьем этапе дети учатся самостоятельно называть цвета и группировать классифицировать предметы по основным признакам. На этом этапе ребенок сам называет тот или иной цвет или форму в ответ на вопрос: «Это какой цвет?», «Какой формы предмет?», классифицирует по основным признакам. С этой целью буду использовать развивающие игры: «Собери фигуры», «Узнай и назови». «Какого цвета нет» «Хлоп-хлоп»,

«Строим домики» - подобрать нужной формы фигуры, чтобы построить дом, «Разноцветные палочки» - выбирать и называть цвет самой верхней палочки, «Найди пару».

Все игры я планирую проводить с усложнением, уделять больше внимание анализу, классификации.

  1. Организация работы с родителями

Одним из условий успешной коррекционной работы с детьми с ЗПР является работа с семьей.

В своей работе я стараюсь вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к развитию зрительного восприятия у детей. Для этого использую различные формы работы: анкетирование, консультации, родительские собрания.

Был организован и проведен семинар- практикум по теме: «Дидактическая игра как средство сенсомоторного развития детей».

К родительскому собранию подготовила и провела анкетирование, с целью выявления сформированности представлений родителей о сенсорном воспитании детей. Анкетирование показало, что лишь 30% родителей вообще имеют представление, что такое сенсорное воспитание и какую роль оно играет в развитии интеллекта ребенка.

Подготовила консультации: «Особенности сенсомоторного воспитания детей с задержкой психического развития», «Развитие сенсомоторики в раннем возрасте», «Дидактические игры в жизни ребенка», «Дидактическая игра для развития сенсомоторики детей младшего возраста».

Оформила стенды для родителей на темы: «Какой учим цвет сегодня», «Знакомимся с геометрическими фигурами.

Различные формы взаимодействия с родителями дают положительные результаты по развитию восприятия цвета и формы у детей.


СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

«Мультидисциплинарный подход в формировании и закреплении основных сенсорных эталонов цвета и формы у детей с ОВЗ, посредством специальных дидактических игр и упражнений».

Заключение

Об эффективности работы по данному направлению можно судить по результатам диагностики, которую я провела на конец января.

Цвет:

Сличают цвета - 6 человек

Называли цвета (красный, желтый) -4 человека

Использовали в практической деятельности -0 человек

Форма:

Называют- 3 человека

Соотносит с предметом- 4 человека

Определяет и называет форму предмета- 1 человек

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений с целью развитию восприятия, усвоению сенсорных эталонов цвета и формы у детей с задержкой психического развития, обогащают образовательный процесс, повышают результативность обучения, вызывают положительное отношение к обучению. Положительно влияют на интеллектуальное развитие детей.

Список литературы

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

2. Венгер Л. Д. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до шести лет: Кн. для воспитателя дет.сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Beнгepa. - М.: Просвещение, 1988 - 144 с.: ил.

3. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2005. - 304 с.

4. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.

5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 224 с.

6. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 228 с. (Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве.)



22


© 2010-2022