Исследование по ИЗО деятельности в ДОУДетский дизайн как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин, основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Именно дизайнерская деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

Дизайн - это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

На сегодняшний день активно обращается внимание на детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству

Анализ теоретических данных показал, что детский дизайн используется недостаточно, как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Отсюда возникает противоречие между необходимостью организации работы по использованию детского дизайна как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста и отсутствием разработанной системы по ее реализации.

На основе данного противоречия мы определяем проблему исследования - какова особенность организации работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредствам детского дизайна.

Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги, такие как Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданиях, а также подобный раздел имеется в программе воспитания и обучения детей «Истоки».

Объект исследования: процесс развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста .

Предмет исследования: детский дизайн, как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Объект и предмет определили цель исследования: выявление особенностей использования детского дизайна как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - если использовать детский дизайн в воспитательно - образовательном процессе, то развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста будут наиболее эффективными.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме использования детского дизайна как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявит особенности и условия использования детского дизайна как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

3. разработать и апробировать систему работы по использованию детского дизайна как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в МБДОУ №33 «Олененок». В исследовании принимали участие дети старшей дошкольной группы.

Для подтверждения или опровержения гипотезы нами была проведена экспериментальная работа, которая включает в себя следующие этапы: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью констатирующего эксперимента было, выявление исходного уровня сформированности изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Нами были поставлены следующие задачи:

-Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий определить исходный уровень развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

-Организовать изучение исходного уровня развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

-Проанализировать полученные результаты диагностики, сделать выводы

В ходе работы мы выяснили, что 47% детей имеют низкий уровень развития изобразительного творчества. Можно сделать вывод, что существует необходимость в проведении целенапрвленой педагогической работы в данном направлении.

Получив данные, мы разделили детей на две группы: контрольную и экспериментальную. Дальнейшую работу мы проводили с экспериментальной группой.

Формирующий эксперимент включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап:

Целью которого, было знакомство с новыми техниками рисования, например, такими как: брызги краской, с помощью карандаша и зубной щетки. Показ изготовления мебели из подручных средств.

На данном этапе эксперимента нами были поставлены задачи:

Основной этап:

Его целью была организация работы по применению на практике новых техник рисования, изготовлению мебели. Для реализации данного этапа нами были разработаны конспекты занятий по рисованию и изготовлению мебели.

На данном этапе эксперимента нами были поставлены задачи:

  • Познакомить детей к таким техникам, как «набрызг», «декупаж», «штамповка», ажурная техника. Рассказать о профессии дизайнера.

Заключительный этап:

Целью которого, была организация работы по закреплению новых техник рисования и изготовлению мебели. На данном этапе нами была проведена коллективная творческая работа на тему: «Мы - дизайнеры».(

Для подтверждения гипотезы и эффективности разработанной нами системы работы по использованию детского дизайна как средства развития художетсвенного творчества детей старшего дошкольного возраста, мы провели контрольный эксперимент. В нем участвовали дети контрольной и экспериментальной групп.

Целью контрольного эксперимента является выявление уровня развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Для оценки результатов нами были использованы методы констатирующего эксперимента. По результатам беседы было выявлено, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения уровня развития изобразительного творчества, по средствам использования детского дизайна.

Дети уверенно изготавливали мебель, выбирали технику декорирования стен макетов. А именно, дети хорошо могли подобрать, необходимый для работы, материал. Дети уверенно подбирали технику декорирования, стен, пола. Без затруднений изготавливали и украшили мебель. Могли обставить комнату.

В ходе контрольного этапа эксперимента нами было выявлено, что уровень детей экспериментальной группы стал выше в сравнении с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.

Так, высокий уровень 20%, средний уровень с 30%, а низкий уровень 50%. У детей контрольной группы качественных изменений в развитии творчества не произошло.

Таким образом, нами было выявлено, что после проведения работы, с использованием детского дизайна, 45% детей экспериментальной группы имеют высокий уровень развития изобразительного творчества, 45%- средний, 10% -низкий уровень.

Дети уверенно применяли новые техники рисования при создании комнаты. Могли без затруднений изготовить мебель, подобрать и сочетать цвтовую гамму при оформлении дизайна комнаты.

В контрольной группе произошли незначительные изменения в развитии изобразительного творчества, число детей с низким уровнем уменьшилось с до . Дети научились выполнять новые техники рисования, но затруднялись применять их при иготовлении комнаты.

В частности, % - детей контрольной группы имеют высокий уровень развития изобразительного творчества, %- средний и %- низкий уровень. Таким образом, можно сказать, что в контрольной группе произошли незначительные изменения.

Результаты контрольного эксперимента показали, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, использование детского дизайна в воспитательно-образовательном процессе повлечет за собой развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста


© 2010-2022