- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Методическая разработка Қайдан келдің, бауырсақ?
Методическая разработка Қайдан келдің, бауырсақ?
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Янчук А.В. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Қайдан келдің, бауырсақ»
Цель:
Продолжать знакомить детей с обычиями и традициями казахского народа. Рассказать детям о воспитании девочек в казахской семье. Показать детям процесс приготовления казахского национального блюда - бауырсаки. Учить детей делать тесто из муки, масла, яиц, кефир. Пользуясь скалкой расскатывать тесто. Развивать моторику мелких мышц рук, глазомер. Воспитаывать бережное отношение к хлебу, уважение к обычиям и традициям народа, чувство любви к своей стране.
Оборудование:
Косынки, фартуки, скалки, дастархан, кесе.
Для приготовления бауырсаков: мука, яйца, кефир, сахар, масло.
Компьютер, презентация «Откуда берется и как получается мука».
Ход занятия:
В кабинете звучит казахская мелодия. Приглашаю сегодня на встречу пока только девочек.
- Әдепті елдің баласы алдымен сәлем береді!
- Сәлеметсіңдер ме, қыздар!
Каждый народ богат своими традициями и обычаями. А какие вы знаете обычаи казахского народа? У казахов есть такая пословица «Қыз - қонақ», как вы думаете, почему так говорят? Рассказать о воспитании девочек в казахской семье.
«Қаз - ауылдың көркі, жігіт - ауылдің серті»
Одной из обязанностей женщин и девушек было и есть приготовление пищи. А какие вы знаете национальные блюда казахов?
- Сегодня мы с вами поучимся готовить всеми нами любимые бауырсаки.
- Во первых, мы начнем готовить тесто, а это всегда делается чистыми руками, поэтому, нам сначало нужно вымыть руки.
Для теста нам необходима мука, масло, яйца, кефир и т.д.
Давайте вспомним название этих продуктов на казахском языке.
Ұн - Мука - символ благородия, дар Земли.
Су - Вода - жизнь.
Тұз - Соль - достаток в доме, соль трудов.
Нужно хорошо промесить тесто для того, чтобы тепло ваших рук перешло в хлеб. Готовое тесто должно отдохнуть и набраться сил (закрываю тесто, даю ему немного постоять).
А пока оно стоит, послушайте такое ват стихотворение «Қайдан келдің, бауырсақ»
Достарқанда шашылып,
Жатты аппақ бауырсақ.
Бауырсаққа қызығып,
Қарап тұрып көзін сап.
- Қайдан келдің бауырсақ? -
Деп сұрады қуыршақ.
- Дүкеннен келдім нан сатқан, -
Деді оған бауырсақ.
- Дүкенге келдің қай жатқан?
- Наубайдан келдім нан жатқан
- Наубайға келдің қай жақтан?
- Диірменнен келдім ұн тартқан.
- Диірменге келдің қай жақтан?
- Даладан келдім кең жатқан.
Жер - анам менің көсілген,
Диқандар мені өсіргер.
Ө. Тұрманжанов
- Думаю что наше тесто уже подошло. А какие по форме бауырсаки? А еще они могут быть в виде палочек. Мы поучимся делать бауырсаки и круглые, и как палочки. А для этого нам надо раскатать тесто в лепешки. Наденьте касынки и фартуки. Чем будем пользоваться, чтобы раскатывать тесто. Ну что, принимаемся за работу. (Девочкам показываю как раскатывать тесто, затем делим его на несколько частей и даю детям раскатывать. Затем показываю детям, каким образом буду их резать). Когда бауырсаки уже готовы к выпечке, одну подгруппу девочек веду на кухню, где показываю как жарятся бауырсаки, а другую подгруппу оставляю с воспитателем убирать все со стола. Затем подгруппы меняются. Пока быуырсаки жарятся, девочки накрывают на стол и приглашают к чаю мальчишек. Бауырсаки готовы. Прошу вас рассаживайтесь у дастархана. Ас дәмді болсын.