Конспект занятия Зая-Пандита – буддийский монах, просветитель – национальный герой калмыцкого народа. (старшая группа)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия

Зая-Пандита - буддийский монах, просветитель - национальный герой калмыцкого народа.

(старшая группа)

Цель: познакомить детей с биографией Зая-Пандиты, как создателя калмыцкой письменности «Тодо бичиг».

Задачи:

- Создание условия для расширения кругозора детей;

- Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; развития умения кратко излагать свои мысли.

- Создание условий для развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Ход занятия

I Организационный момент. Сообщение темы занятия.

«ТОДО БИЧИГ»,
мудрец Зая-Пандита!
Монах, подвижник, Истины слуга,
Ты спеленал слова калмыцкой речи
И подвиг твой скрижалями отсвечен.
«ТОДО БИЧИГ» - златые берега,
Величие, бессмертие народа,
Его непогрешимость и свобода,
Потоком в мироздании спеша.
И, обретая форму, краски, звук,
Послушный тайнам, эврике наитий,
Становится пристанищем открытий,
Творений сердца, неустанных рук.

- Сегодня у нас необычное занятие, посвященное великому просветителю калмыцкого народа Зая-Пандите.

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

- Каким вы хотите видеть наше занятие?

- Что для этого нужно?

-Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такое занятие у нас и получится.

II. Работа по теме занятия

В этом году 367 лет со дня создания национальной письменности «Тодо бичиг» - «Ясное письмо». Создатель «Ясного письма» великий просветитель, буддийский монах Зая-Пандита (1599 - 1662) национальный герой калмыцкого народа. Его образ, овеянный легендами, стал для калмыков символом святости и беззаветного служения своему народу. Его имя носят учебные заведения, создан музей традиционной культуры имени Зая-Пандиты Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук, проводятся международные научные конференции.

Каждый год широко отмечается 5 сентября - национальный день письменности «Тодо бичиг». Памятник Зая-Пандиты работы Р. Рокчинского установлен у корпуса Калмыцкого государственного университета. Его образ интересует художников Калмыкии. Портрет Зая-Пандиты кисти Гаря Рокчинского - одна из известных работ. Но нам знакомы и другие портреты великого просветителя на холсте, например, Александра Поваева «Зая-Пандита» (2005г.) или Бориса Данильченко «Зая-Пандита» (1967г.).
Образ Зая-Пандиты, в первую очередь связан с духовностью, буддийским учением. Калмыцкий монах учился и провел 22 года в Тибете, был приближенным Его Святейшества Далай-ламы Пятого и Панчен-ламы. С их благословения он вернулся на родину и стал распространять буддийское учение среди ойратов. От Восточной Монголии далеко на запад, до берегов Волги дошли его Учения.

Зая-Пандита, проявлял себя не только как буддийский монах, просветитель, гениальный ученый, но еще как мудрый политический деятель, примиривший враждующих, объединяющий ойратские племена, участник создания ойратской конституции «Цааджин бичиг».

Сохранилась биография Зая-Пандиты на «Тодо бичиг», составленная его учеником - гелюнгом Ратнабхадрой «Лунный свет», благодаря которой мы знаем много удивительных фактов из жизни Зая-Пандиты. Например, то, что после ухода в иной мир великого ламы калмыцкого народа, Его Святейшество Далай-лама V велел сделать статую Зая-Пандиты и заложить в неё святые субстанции. Его Святейшество пожаловал для статуи священные реликвии Будды, частичку одеяния Зонкавы и других святых, волосы Далай-лам. Эта статуэтка до сих пор хранится в резиденции Далай-лам Тибета в Потале.

Другая статуя Зая-Пандиты хранится также в хуруле у синьцзянских калмыков. В ней, считают историки, можно увидеть черты, приближенные к образу Ламы Зонкавы - основателя школы Гелуг.

О высоком духовном уровне Зая-Пандиты свидетельствует магтал-восхваление написанные Его Святейшеством Далай-ламой. В нем есть такие строки: "Молимся тому, кто проводил многогранную деятельность, направленную на то, чтобы разжечь погасший огонь веры и мирной, счастливой жизни живых существ в труднодоступных странах, полностью отказавшись ради простых смертных от спокойной жизни и справедливого принятия собственного благополучия".

В день национальной письменности в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в 2006 году состоялось открытие литературно-просветительского клуба «Манджушри», в котором ежегодно проводятся различные мероприятия, посвященные Зая-Пандите.

В апреле 2012 года хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" начал осуществлять проект "Национальные святыни или Слово Будды в переводах Зая-Пандиты". Национальная письменность, как основа национальной литературы, просвещения, распространения Учения Будды, становления национального самосознания калмыцкого народа - таково великое наследие буддийского монаха Зая-Пандиты.

III. Подведение итогов занятия.

- Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы познакомились с биографией удивительного человека. С сокровищем калмыцкой культуры - калмыцкой письменностью «Тодо Бичиг».

-Что нового вы узнали на занятие?

- Что для вас было наиболее интересным?

- Спасибо за хорошую работу.

© 2010-2022