Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения


Об актуальности проблемы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников говорить не приходится. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест.

Пункт 1. 1. Федерального государственного образовательного стандарта говорит: «…Родители (законные представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами…». Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного учреждения, поэтому взаимодействие с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи.

В процессе работы мы пришли к выводу, что общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания, доверия, сотрудничества, взаимодействия, вовлеченности, социального партнерства. Необходимо ориентироваться на поиск и внедрение таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной позиции.

Большую роль в повышении эффективности сотрудничества с родителями играет профессиональный уровень педагогов, их готовность к общению, взаимодействию и сотрудничеству с семьёй в современных условиях.

Практика показывает, что чрезмерная занятость, недостаточный уровень педагогической компетенции наших родителей не всегда позволяет семье занять активную позицию в образовательном процессе детского сада. Естественным следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность.

Это объясняется и сложившимися в обществе традициями: родители перекладывают ответственность за воспитание детей на детский сад, кружки, школу, а те в свою очередь её берут на себя. То есть родители не до конца осознают свою персональную ответственность за воспитание детей.

В свою очередь, воспитателям важно понимать, что любой родитель (даже самый неумелый, с точки зрения педагогики) по-своему желает ребенку добра. Эту же цель преследуют и педагоги детского сада. Зачастую родитель унижает, не удовлетворяет потребности ребенка, подвергает дошкольника физическим наказаниям потому, что только так умеет общаться с ребенком. Он убежден, что такое воспитание идет ему во благо.

В связи с этим перед детским садом стоят следующие задачи:

1. Сделать детский сад и семью союзниками в воспитании детей.

2.Обеспечить взаимопонимание и согласованное взаимодействие детского сада и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка.

3. Разработать и внедрить в практику дошкольного учреждения разнообразные и эффективные формы и методы взаимодействия с родителями, способствующие активному включению родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

4. Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка, повышая уровень педагогической и психологической культуры родителей, привлекая внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.

6. Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;

7. Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

С целью реализации обозначенных задач, в детском саду организуются разнообразные мероприятия с родителями: опросы и анкетирования, родительские собрания, круглые столы, консультации, беседы, почтовый ящик, семейные гостиные, наглядная пропаганда (информационные стенды, буклеты, сайт ДОУ), дни здоровья и дни открытых дверей. Родители участвуют в праздниках и развлечениях, тематических неделях, акциях Доброты, спортивных соревнованиях, в различных творческих конкурсах и фотовыставках.

Проанализировав проделанную работу, мы отметили, что в нашей работе имеются следующие проблемы, трудности во взаимодействии с семьями воспитанников:

1.Привлечение внимания родителей, детей, педагогов к вопросу семейного воспитания, к миссии матери - хранительницы семейных традиций.

2.Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения по раннему выявлению и коррекции семейного неблагополучия, организации работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних.

С целью преодолеть эти трудности в детском саду были разработаны социально - педагогические проекты «Мама на «отлично»!» и «Детский сад спешит на помощь!».

Проект «Мама на «отлично»!» предлагает мамам дошкольников поучаствовать в новом для них мероприятии - «Гость в группе».

Каждая мама может выбрать темы совместных мероприятий с детьми, согласно комплексно - тематического плана дошкольного учреждения и познакомить воспитанников группы со своим уникальным хобби, рассказать о своей профессии, о семейных традициях, представить свои коллекции, любимые сказки, раскрыть свои таланты и др. Помимо этого мамы участвуют в организации праздников, концертов, спектаклей для детей.

Мероприятия проекта позволили мамам поучаствовать в творческих выставках фотографий «Как мы когда - то ходили в детский сад» (фото маленьких мам в детском саду), поделок из природного материала «Мама - дачница - удачница!», почувствовать себя актрисами в детской интерактивной программе «Вежливая сказка» и «Пожар в Теремке». А так же побывать в роли мастера своего дела в ходе мастер-классов для детей: «Рисуем пейзажи осенними листьями», «Зима в городе» (аппликация из салфеток), «Рисуем весну» (рисование акварелью по мокрому листу бумаги), «Детская аэробика».

Мамы смогли представить свою профессию в ходе экскурсии детей в ателье моды, и салон красоты, презентовать семейные коллекции (кукол, ракушек, матрешек) и путешествия в ходе совместных мероприятий с дошкольниками. Совершить экскурсию с детьми в осенний парк и собрать коллекцию гербариев. В ходе проекта дети познакомились с редкой профессией одной из мам - гидроэколог Братской ГЭС, смогли совершить виртуальные экскурсии на хлебокомбинат и Братский аэропорт.

С большим удовольствием мамы и дети рассказывали воспитанникам группы о своих домашних питомцах. Большую радость и удивление вызвала у детей ретро - выставка новогодних игрушек.

Проект позволил дошкольникам увидеть, какие талантливые их мамы в ходе выставки «Мамы - рукодельницы».

Из многочисленных мероприятий хочется выделить конкурс «Мама на «отлично»!», рассказ мамы «Наш дедушка - герой!», посвященный великому Дню Победы и акцию Добра «Подари ребенку лето».

Дети тоже были задействованы в проекте. В «Мастерской сюрпризов» они изготавливали различные подарки для мам своими руками.

Так же в проекте предусмотрена работа по совершенствованию педагогического опыта мам в вопросах воспитания и обучения детей.

С целью организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по раннему выявлению и коррекции семейного неблагополучия, организации работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних разработан и внедрен социально - педагогический проект «Детский сад спешит на помощь!».

Социальными партнерами проекта выступили: инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних, наркологический диспансер, Центр занятости населения, юридическая консультация.

В детском саду организована работа общественного инспектора по защите прав воспитанников, которую осуществляет педагог-психолог. Работа общественного инспектора направлена на раннее выявление неблагополучных семей, патронажи семьей, организацию социальную помощи и поддержки семьи через консультирование, обеспечение психологической поддержки семьи через систему психологических тренингов.

Общественный инспектор работает в тесном контакте с администрацией и педагогами дошкольного учреждения.

Основной этап проекта включал, включил в себя следующие направления работы:

1. Аналитическое - это патронажи на дому с целью выявления условий жизни и развития ребенка дома, наблюдение за семьями, за детьми.

2. Информационное - буклеты, папки-передвижки, индивидуальное консультирование родителей по решению конкретных проблем семьи (конфликты в семье, детское непослушание, оформление льгот, пособий, документов и пр.), а также консультации различных специалистов: инспектора ИДН, специалистов КДН и Центра занятости населения.

3. Практическое направление включает работу заседания семейной гостиной, родительские собрания, вечера вопросов и ответов, психологический тренинг, семинары - практикумы.

Одновременно с этой работой ведется работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам своевременного выявления и профилактики раннего семейного неблагополучия с использованием разных форм: семинары, консультации, лектории, мастер-классы и других.

Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с использованием разнообразных форм работы, основанное на доверии, взаимоуважении, открытости общения обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребенка и его ближайшего окружения - семьи.

Список литературы:

1. Бабушкин А. В. Социальная работа: теория и практика. - М. : Инфра-М , 2003. - 425 с.

2. Быкова В. Г. Проблемы детского и семейного неблагополучия. - М.: Дрофа, 2006 - 59.

3. Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ. М.: Линка - Пресс, 2001 г.

4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: Творческий Центр, 2005 г.

5. Социальная психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 - 120 с.

6.Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Владос - Пресс, 2009 - 223 с.


© 2010-2022