- Преподавателю
- Дошкольное образование
- ПРОЕКТ: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
ПРОЕКТ: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коршун С.Д. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
п.Куйтун МКДОУ Детский сад «Незабудка» |
ПРОЕКТ: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Автор: Коршун С. Д. 2014 год
|
|
|
Содержание:
1. Краткая аннотация проекта
2. Описание учреждения
3. Актуальность проблемы
4. Цель и задачи проекта
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
6. Этапы и мероприятия реализации проекта
7. Нормативно-правовая база проекта
8. Список литературы
Приложения
1.Краткая аннотация проекта
Участники проекта: - Воспитатели группы
- Дети
- Родители.
Актуальность проекта:
• предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС;
• не всегда учитывается принципы её построения;
• в группе не в полной мере представлен качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий;
• присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности.
Цель:
повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.
Задачи:
-
- повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-развивающей среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей;
-
- провести проблемно-ориентированный анализ предметно-развивающей среды;
-
- разработать план по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС;
-
- формировать предметно-развивающую среду в старшей группе в соответствии с современным государственным стандартом
Сроки реализации проекта: два года.
2. Описание учреждения:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Незабудка»
Тип: дошкольное образовательное учреждение.
Вид, статус: детский сад общеразвивающей направленности.
Здание детского сада одноэтажное.
Рядом с дошкольным учреждением располагается районная библиотека и школа. Это создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в ДОУ, расширяет спектр сотрудничества с этими организациями.
В ДОУ все групповые ячейки оборудованы отдельными спальными и раздевальными комнатами, в наборе помещений учреждения также имеются: кабинет заведующей, методический кабинет, музыкальный и физкультурный зал, кухня.
В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения безопасности детей и сотрудников. Территория учреждения огорожена забором, установлена тревожная кнопка для экстренных вызовов.
В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей.
Раздевальные комнаты ДОУ оформлены информационными стендами, выставками детских работ.
Развивающая предметная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако развивающей предметно-простанственная среда не полностью соответствует ФГОС ДО.
Особенности предметно - развивающей среды в групповых помещениях определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, предметно - развивающая среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности.
В учреждении организовано 3 разовое питание на основе примерного 10 дневного меню. В меню представлены разнообразные блюда. В рацион питания включены фрукты, овощи, соки. Контроль над разнообразием и качеством приготовления блюд осуществляет: заведующий детским садом, заведующая по хозяйственной части следит за хранением и реализацией скоропортящихся продуктов.
Территория детского сада хорошо благоустроена: разбиты цветники, газоны. На территории детского сада расположено игровые площадки, на которых имеются: песочницы для игр с песком, малые формы, веранды с теневым навесом. Так же на территории детского сада имеется спортивная площадка.
Цели деятельности - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения.
Для достижения целей первостепенное значение имеют следующие задачи:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
3.Актуальность проблемы
В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
4.Цель и задачи проекта :
Цель:
повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.
Задачи:
-
- повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-развивающей среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей;
-
- провести проблемно-ориентированный анализ предметно-развивающей среды;
-
- разработать план по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС;
-
- формировать предметно-развивающую среду в старшей группе в соответствии с современным государственным стандартом
5.Ожидаемые результаты реализации проекта
-повышение уровня собственной профессиональной компетентности в условиях ФГОС;
-создание вариативного проекта современной предметно-развивающей среды в условия группы ДОУ для повышения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС;
-оформление центров по разным видам детской деятельности; оптимизация игрового пространства;
-систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы;
-умение создавать пространство, удовлетворяющее потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка в группе;
-проведение открытых занятий, мастер-классов для коллег и родителей.
6.Этапы и мероприятия реализации проекта
Мероприятия:
Подготовительный этап - Январь 2014 - март 2014г.г.
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ.
Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.
Защита педагогами проекта организации группового пространства.
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.
Определение цели и задач проекта.
Разработка плана проекта.
Составление рабочего плана реализации проекта
Реализационный этап: март 2014 - май 2015г.г.
Написание и оформление проекта.
Проведение педагогического часа на тему: «Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
Консультации на темы:
«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»
«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».
Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды, в соответствии с ФГОС.
Анкетирование педагогов: изучение их отношения кнеобходимости изменений в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС.
Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.
Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
Декоративное оформление коридоров детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды, стенды достижений и др.
Оформление территории детского сада.
Заключительный этап: май 2015 - май 2016г.г.
Описание опыта построения развивающей предметно-пространственной среды педагогами группы.
Написание протокола педагогического совета «развивающая предметно-пространственная среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
Написание консультация для педагогов:
«Нормативно-правовая основа принципов построения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями»
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»
«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в группе».
Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе.
7.Нормативно-правовая база проекта
· Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
· Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
· Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
· Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)
· Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
· Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
· Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г
· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
· Устав ДОУ
· Годовой план работы ДОУ
· Положение о педагогическом Совете ДОУ
· Положение о родительском комитете ДОУ
· Приказы заведующего ДОУ.
8.Список литературы:
1. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993
2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989
3. Закон Российской Федерации « Об образовании»
4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
6. ФГОС ДО
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
Приложение 1
Словарь:
«Игрушки-персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных, ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).
«Маркеры (знаки) игрового пространства» - это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.). (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).
«Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания)» - широкий диапазон материалов, от специально созданных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов.(Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).
«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).(Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).
Безопасность материалов и оборудования - обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).
Детская игра - вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры - сюжетная и игра с правилами.
Игра с правилами - тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу). (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).
Игрушка - предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности . (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).
Нормативно-знаковый материал - материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).
Образно-символический материал - так называемые «наглядные пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).
Предметная развивающая среда - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).
Продуктивные виды детской деятельности - рисование, лепка, аппликация, конструирование и создание разного рода поделок, макетов из различных материалов.
Развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса». (Ясвин В.А.).
Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Среда - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. (Новоселова С.Л.).
Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. (Новоселова С.Л.).
Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей. (Новоселова С.Л.).
Сюжетная игра - выполнение условных действий в воображаемой ситуации. Различается ролевая режиссерская сюжетная игра. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект))
Приложение 2.
Консультация для педагогов.
К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада.
Обращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада,
разведём два вопроса:
1. упорядочение, введение в систему множества материалов;
2. конкретное оснащение группового помещения.
Первый вопрос может быть решён только усилиями специалистов-исследователей,
второй лежит в сфере компетенции воспитателей.
В решении вопроса упорядочения материалов сходятся интересы: педагогов, которым
нужно рационально подобрать материалы для работы с детьми; проектировщиков, которым надо знать, что создавать; и торговых фирм, которые должны понимать, какие материалы нужны дошкольным учреждениям, чтобы продвигать их на рынке.
Раньше проблема упорядочения материалов не была столь актуальной. Единственная
программа для детских садов предписывала форму и содержание образовательного процесса, а также материал, его «обслуживающий».
Условно весь материал делился на две как бы противопоставленные друг другу группы:
1) игрушки (для свободной деятельности детей), 2) дидактические пособия для занятий.
Дидактические материалы разрабатывались исследователями-педагогами и затем
«превращались» в промышленные образцы или изготавливались самими воспитателями.
Игрушки проходили обязательную экспертизу в Художественно-техническом совете Министерства просвещения. И что важно, в этом множестве материалов для детского сада можно было легко сориентироваться.
Сейчас ситуация радикально изменилась. Появившиеся в последнее десятилетие разные
программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения
образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий и оставляют открытым вопрос о предметном оснащении свободной самостоятельной деятельности детей. Чрезмерная конкретизация материалов и оборудования «под программу» уменьшает свободу действия воспитателя.
В последнее десятилетие Россия открыта для зарубежной игрушки: с одной стороны,
дорогой и престижной, с другой стороны, дешёвой и не всегда качественной. Дошкольников «захлёстывают» волны игрушек, быстро сменяющие друг друга. Также появилось огромное количество отечественных производств, выпускающие игрушки, оборудование и полиграфическую продукцию для дошкольных учреждений. Воспитатели теряются в этом безбрежном море, не зная, что следует выбрать для детей. Конкретные ассортиментные перечни продукции - плохие помощники педагогу. Во-первых, они быстро устаревают (всё множество материалов невозможно охватить - в современном мире каждый день появляются новые образцы). Во-вторых, они дезориентируют и сковывают педагога, так как материалы в них представлены рядоположно (в длинных перечнях трудно уловить взаимозаменяемые эквивалентные образцы).
В этой ситуации необходимо создать систему упорядочения материалов, исходя не из
конкретного ассортимента и не из конкретных программ, а из общих психолого-педагогических оснований.
Первое основание - виды деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-
исследовательская), из которых складывается образовательный процесс в детском саду, вне зависимости от конкретной программы. Второе основание - своеобразие возрастных этапов, т.е. особенности деятельности детей каждого возраста.
Из специфической структуры и развивающего значения каждого вида деятельности
может быть выведена условная типология материалов.
Подбор конкретных материалов того или иного типа - в руках педагога. Ориентируясь на
обобщённый тип материала, воспитатель может осознанно выбирать из множества
взаимозаменямых (схожих) промышленных образцов подходящие, более осмысленно и свободно работать с ассортиментными перечнями.
Ещё один важный момент при подборе материалов - учёт пространства группового
помещения.
Предметные материалы во всей их совокупности должны не только обеспечивать
целостный образовательный процесс, но и встраиваться в групповое помещение.
Воспитатель, руководствуясь интересами педагогической целесообразности, должен
противостоять соблазнам «потребительской гонки».
К «искажению» среды может приводить чрезмерное увлечение материалами нового
поколения по принципу «новое - значит хорошее».
Чтобы избежать этих перекосов, следует соблюдать следующие условия при оснащении
группового помещения:
1. выбранные материалы и оборудование должны создавать насыщенную, целостную,
многофункциональную среду;
2. материалы должны подбирать сбалансировано.
В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды группового помещения
следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели материал, с которым можно действовать, но и пространство для этого действия.
Материалы подготовлены на основе статьи Н.А. Коротковой - кандидата психологических наук.
«Ребёнок в детском саду» № 2, 2004г.
1