Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста Посиделки - это вовсе не безделки

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста Посиделки - это вовсе не безделки

Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста Посиделки - это вовсе не безделки

Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста Посиделки - это вовсе не безделки





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Теремок»





Фольклорное развлечение

для детей старшего дошкольного возраста



«Посиделки - это вовсе не безделки»



Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста Посиделки - это вовсе не безделки









Якубова Татьяна Николаевна

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории









Цель: Создание социальной ситуации развития представлений детей об осенних народных праздниках и обрядах.

Образовательные задачи:

  1. Обогащать знания детей о традициях народных праздников: Покров и Кузьминки.

  2. Развивать образную речь, умение употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки.

Развивающие:

  1. Развивать умение выражать свои чувства и эмоции через пение, танцевально-игровое движение, театрализованную деятельность.

  2. Развивать коммуникативные качества у детей посредством народных танцев, игр, забав.

  3. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

  4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей чувство любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда.

  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения средствами музыкального фольклора.

Оформление зала: зал украшен разноцветными листьями и снежинками, кулисы - плоскостными деревьями в осеннем и зимнем убранстве. На переднем плане декорация русской избы. Макет русской печи с трубой, накрытой лоскутным покрывалом. Оборудование «кута» (традиционной русской кухни), в «красном углу» - икона, украшенная расшитым рушником, стол, накрытый скатертью, самовар. Вдоль стен - лавки, сундук, на полу - домотканые дорожки.

Костюмы: все участники одеты в народные костюмы, сшитые по образцу народной традиции.

Оборудование: мультимедийная установка, музыкальный центр, аккордеон, гармонь, аудиозаписи народных песен, инструментальной народной музыки.

Атрибуты: веник из берёзовых прутьев, украшенный разноцветными ленточками, пирог на подносе.

Предварительная работа: знакомство детей с народным календарём, с особенностями крестьянского быта перед Покровом и Кузьминками. Беседы об окончании осенних работ, начале посиделок, ярмарок, подготовке к проведению свадеб. Разучивание с детьми частушек, хороводов, песен, плясок, игр. Заучивание пословиц и поговорок. Драматизация потешек.

Индивидуальная работа: разучивание частушек сольно. Совершенствование навыка танцевальных движений к русским народным хороводам.

Словарная работа: кут, кушак, околышек, горница, туесок, жбан, пуд.

Основные содержательные блоки развлечения:

  • встреча гостей хозяйкой избы;

  • женское рукоделие на посиделках;

  • потешковый, шуточный, игровой фольклор;

  • обряд проводов Кузьки.


На фоне мелодии свирели девочки входят в зал.


Звучат в записи слова:

Чистым - чиста

И тишина чиста.

И шум прозрачен,

И легко и горько.

И месяц народился

Только - только.

И целый вечер

Сыплется листва.

В. Бахревский

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Ну вот, не успели оглянуться, как лето пролетело. Вот и осень на дворе. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы уже миновал, а значит, время посиделок уже подошло.

Что такое посиделки?

Это вовсе не безделки:

Это творчество и труд,

Это дружба и уют.

Это песня, это смех,

Это радость для нас всех!

Посиделки начинаются,

Все гости собираются,

На скамеечки усаживаются,

Играть и слушать приготавливаются.

Ой, стучат! Пойду встречать!

Девочки: Доброго вам здоровья на многие лета!

Хозяйка: А вам тепла, хлеба и света!

Девочки: Здравствуй, хозяюшка! Пустишь на беседу?

Хозяйка: На всю зиму - не знаю, а на сегодня заходите!

Девочки: А нам на всю зиму.

Хозяйка: А чем платить будете?

Чай, ваши беседы мне не дёшево обойдутся!

Сор от кудели, а огня, тепла сколько пойдёт?

Девочки: А чего тебе надобно?

Хозяйка: Мне - то? Да совсем немного: дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы полпуда, да гороху три блюда, да медку туесок, да масла горшок, да денег пятачок!

Девочки: А мы всю деревню обошли, всё, что надо, принесли!

Вот вам сало, яйца, масло, вот капуста головаста!

Хозяйка: Ай, да умницы, все с работой пришли!

Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки».

Девочки: А ещё говорят: «Дело мастера боится»,

«Была бы охота, будет ладиться и работа»,

«Без труда, нет добра»

«Умелые руки не знают скуки»,

«Маленькое дело лучше большого безделья».

Хозяйка: Правильно говорите, да в ногах правды нет.

Присядем на часок, скоротаем вечерок.

Никогда русская женщина не сидела без работы.

Ведь надо было и нитку спрясть, и ткань соткать, и одежду сшить.

Разве не уважаем мы такую мастерицу, которая и платье себе сошьет, и свяжет, и свой дом украсит изделиями своих золотых рук?

Уважаем и почитаем мы таких женщин!

А когда женщины работали, они пели задушевные песни.

Давайте и мы споём, милые девицы, милые подруженьки.

Хоровод «Уж вы девицы»

(Сборник «Русские обрядовые праздники». - Новокузнецк: НГИУУ 1995)


Хозяйка: Подружки мои милые, хорошо, с душой пели, ладно слова складывали.

А наработали - то много?

Вот - вот парни придут, посмотрят, кто сколько сделал.

Они любят проворных да сноровистых!

Недаром в народе говорят: «Бери не плясунью - хороводницу, а ту, что полосу дожнёт и песню споёт».

Девочки запевают «Семёновну»

(А. Широков. Музыка русского народного танца. - М.: Советский композитор, 1988)


Девочка 1. Сорву я веточку, сорву зелёную,

Сыграйте, граждане, спою «Семёновну».

Девочка 2. Подруга милая, ты веселее пой,

Сегодня вечером придёт дружочек твой!

Девочка 1. Подруга милая, не веселится мне,

Он придёт сюда, не подойдёт ко мне!

Хозяйка: Что-то, девчата, вы совсем закручинились:

«Без мила дружка обуяла грусть - тоска»,

«Были бы пирожки, будут и дружки».

Да вот и стучат. Дверь открыта, заходите, люди добрые!


В зал входят мальчики

Хозяйка: Красному гостю - красное место.

Проходите скорей, да присаживайтесь уже.

Я вот смотрю и радуюсь, как много у меня гостей!

А много гостей - много новостей.

Девочка: А каких новостей?

Хозяйка: Да весёлых. Вот послушайте.

Потешки (инсценируют мальчики)

- Иванушка, детка, о чём плачешь? - Вчера!

- Об ворота головой ударился! - А что же ты сегодня плачешь?

- Когда это случилось? - Да ведь вчера дома никого не было!

- Где ты был, брат Ждан? - Петру помогал!

- В горнице! - А Пётр что делал?

- Что ты там делал? -Да на печи лежал!

Хозяйка: Язык без костей - потешает гостей!

А чтоб не было нам скучно, мы послушаем частушки.

Частушки

Сборник «У нашего двора нет веселья конца!» Автор - составитель Д.А Рытов. - СПб.: «Музыкальная палитра», 2006 (сольное исполнение)

Хозяйка: Та-ра-ра, та-ра-ра,

Расплясалась детвора!

Веселится народ - муха замуж идёт

За лихого, удалого, молодого комара!

Песня «Комара женить мы будем»

(Русская народная песня)


Хозяйка: Как при лужке, при лужке

Ходят девушки в кружке.

Девушки танцевали,

Два молодца проезжали,

Проезжали, примечали

Да невест себе искали.

В эту игру играли на посиделках, чтобы на пары разбиться.

А потом уже весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, защищал и заботился о ней.

Ну, давайте поиграем,

В круг вставайте, игру начинайте.

Игра «Нынче праздничек»

(Русская народная хороводная игра)

Хозяйка: Выбирали, выбирали,

А невесты - то сбежали!

Вы остались на бобах,

Посидите в женихах!

Мальчики: Шутку понимаем,

В расчёт не принимаем.

Хозяйка: Батюшки, на вас засмотрелась, а в печке - то у меня пирог, поди уж подгорел. (Открывает заслонку русской печи, смотрит).

Нет, всё хорошо, высоконький, широконький, пусть чуток подрумянится. А мы ещё поиграем, да ни во что-то, а в «Пирог»


Игра «Пирог»

«Дошкольное воспитание». - 1993. - № 10

Дети: Мы давным-давно не ели,

Пирогов мы захотели.

Хозяйка: Нет, ребят, не спешите,

Да меня не торопите!

Сначала надо Кузьку похоронить,

А уж потом за угощение приниматься.

Мальчики: Соберись, честной народ,

Проводим Кузьку до ворот!

За околицу пойдём

С честью Кузьку понесём!

По соломинке рассыплем

И в костре его сожжём!

(Мальчики уходят с веником)

Хозяйка: Парни у нас видные,

Женихи завидные.

И невеста им нужна

И румяна и бела.

Ну, девчата, выходите,

Танец свой нам покажите!


Хоровод «Летели две птички»

С.И. Пушкина. «Мы играем и поём».- М.: Школьная Пресса, 2001


Хозяйка: Ну что ж, гости дорогие,

Соловья баснями не кормят.

Да и в печке нашей пироги готовы с кашей.

Ведь изба красна не углами, а пирогами.

Вот и помощницы мои угощение принесли.

(Дети садятся к самовару, хозяйка угощает их чаем с пирогами).

Девочка: Вот чай горячий,

Пьёт его и солдат, и подъячий,

А вы, честные господа,

Пожалуйте сюда.

А вот пироги из первой муки

Да на маслице!

Во рту тают, в душу катятся.

Девочка: Вы туманы мои, туманушки,

Разосенние мелкие дождички!

Не пора ли вам, туманушки,

Со синя моря домой?

Вам не время ли, ребятушки,

Со гуляньица домой?

Хозяйка: Во саду листочки опали,

Песни пташки не поют.

А ребятушки по избам

Со гуляньица идут.

Дети поют «Пора, пора домой идти», держась за руки, уходят из зала.



© 2010-2022