Дошкольная организация – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дошкольная организация - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.

Старший воспитатель Несмелова Ирина Витальевна

МБДОО «Детский сад №7 «Солнечный город»

г.Цивильск, ул. Юбилейная, 5-57, 8-960-305-0427

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольная организация - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация - есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.
И на базе нашей дошкольной организации существует огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения, цель которой - социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых. Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трѐм основным линиям:

- приближение детей к труду взрослых;

- приближение работы взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых.

В детском саду «Солнечный город» есть все возможности приобщения детей к труду. Прежде всего, это формирование умений самообслуживания: дежурство в группе, ухаживание за цветами, содержание в чистоте игровых площадок и комнат. Выполнение подобных несложных заданий приучает детей к порядку, они с удовольствием участвуют в повседневных трудовых акциях. Другие занятия, связанные с рисованием, лепкой, разукрашиванием, также прививают детям трудовые навыки и вырабатывают необходимые качества: терпеливость, аккуратность, внимательность.
Одной из форм работы по профориентации являются экскурсии. Экскурсия в ГИБДД, в аграрно-технологический техникум, библиотеку, ДЮСШ «Асамат». Экскурсия включает в себя не только элемент профориентационной работы, но и элемент реального видения, а также профилактическую работу, целью которой является донести до подрастающего поколения, что во всем и всегда нужно соблюдать предписанные нормы: начиная от соблюдения правил дорожного движения до фликеров.

Педагог во время экскурсии дополняет полученную информацию, рассказывает о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя за- нимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возвращению в группу с детьми обязательно обсуждается увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомни- лось?», «Что понравилось?».

Приглашая людей различных профессий: пожарный, инспектор, ветеринар, краевед, работник дома культуры, артистов различного жанра дети воочию знакомятся с их профессиями и их работой.

С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии. Совместная деятельность взрослого и ребѐнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребѐнка.

На базе детского сада разбит мини-огород «Лаборатория огородных наук», где дети под руководством воспитателей помогают взрослым поливать их и пропалывать. Наличие огорода в детском саду способствует умению радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта - всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Для развития исследовательской деятельности создана «Мастерская Винтика и Шпунтика». Большую радость, удивление, восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе проведения праздников и развлечений также затрагиваем тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящѐнных празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, Дня космонавтики и авиации напоминаем о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья - хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лѐтчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День геолога, День учителя, День энергетика, День дошкольного работника. Участие детей в различных творческих конкурсах также носит профориентационный характер. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра - не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.

Через сюжетно-ролевые игры и знакомства с профессиями их родителей старшая группа реализовала проект «Профессии моих родителей». Дети познавали мир, учились общению, готовились к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учились идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

При разработке конспектов занятий мы столкнулись с проблемой наглядного материала. Приходилось искать иллюстрации и фотографии. Большую помощь в этом оказали нам родители, которые с пониманием и интересом отнеслись к нашей проблеме.

Педагогический коллектив считает, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Педагогический коллектив стоит на пути модернизации поиска современных подходов в воспитательной реализации дошкольника по профориентационной деятельности.

Мы уверены, что именно наши дети не ошибутся в выборе профессии.













© 2010-2022