- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Примерный план психолого - педагогического представления на ребенка с ОВЗ
Примерный план психолого - педагогического представления на ребенка с ОВЗ
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стороженко А.Ф. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Примерный план
психолого - педагогического представления
1. Анкетные данные: Ф.И.О., дата рождения, место жительства, год обучения (посещал ли д./сад, ясли).
2. Факторы развития и жизненные условия:
- семейное влияние, социальное положение;
- экономическое положение семьи;
- культурный уровень семьи;
- состав семьи (полная - неполная, родители родные/ неродные, взаимоотношения между членами семьи и их отношение к ребенку);
- кто в основном занимается воспитанием ребенка;
- режим дня ребенка, отношение семьи к детскому саду.
3. Физическое состояние ребенка:
- изменение в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения), утомляемость.
- сформированность движений, чувства равновесия, нарушения осанки, ловкость, сила.
- состояние моторики: ведущая рука, согласованные действия рук, точность движений, лишние движения, дифференцированные движения, способность к работе на листе бумаги.
4. Особенности познавательной сферы:
-
познавательные интересы, любознательность;
-
особенности внимания (легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой); степень развития произвольного внимания;
-
сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления:
- наличие или отсутствие интереса и побуждения к деятельности;
- активность и целеустремленность, наблюдательность;
- продуктивность в работе и обучении;
- точность и осмысленность восприятия, понимания главного в воспринимаемом;
- умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; характерные трудности в дифференциации общего и различного; обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом - легко;
- уровень обобщений, абстрагирования;
- наличие общих понятий;
- понимание и толкование ситуаций со скрытым смыслом;
- адекватное использование помощи.
-
Особенности памяти:
- преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная);
- быстрота и прочность запоминания;
- что лучше запоминает: цифры, стихи, события.
-
Особенности речи:
- понимание обращенной речи (не понимает, ориентируется в пределах ситуации, в пределах обихода);
- возможность речевого сотрудничества со взрослым (понимание и выполнение элементарных инструкций);
- самостоятельная речь (особенности звукопроизношения: нарушено или нет);
- состояние фонематического слуха (нарушен или нет);
- особенности словарного запаса (правильно произносимые слова состоящие из одного-двух слогов, контурные слова, слова-звукоподражания, слова-фрагменты существительных, глаголов, прилагательных и т.д., словесные комбинации из двух слов);
- особенности грамматического изменения слов (использование падежа, числа, рода и т.д., использование предлогов);
- объем и типы предложений;
- умение составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
- речевое поведение (многоречивость, молчаливость, речевая готовность, стилистические особенности, содержание и культура речи);
- голос и речь: (громкость, скорость, высота, ритм, интонационная оформленность, артикуляторные особенности).
-
Элементарные математические представления:
- механический пересчет в пределах...
- возможность соотнесения каждого последующего числа с предметом;
- счет по речевой инструкции, по образцу;
- восприятие величины, формы цвета;
- возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;
- выделение из множества заданного количества предметов;
- пересчет предметов с называнием итогового числа;
- счетные операции с открытым и закрытым результатом;
- доступность понятий: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше.
-
Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:
- знания о себе, семье, месте проживания, общественной жизни;
- временные представления.
-
Особенности игровой деятельности:
- проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку);
- характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей). Оречевление игровых действий;
- умение подчиняться игровым правилам.
-
Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:
- возможность совместной работы по указательному жесту;
- по подражанию, по образцу;
- по словесной инструкции, по замыслу;
- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета;
- умение обыгрывать постройку. Объяснять рисунок и оречевлять свои действия.
-
Работоспособность.
- скорость ориентировки на новом материале;
- общий темп и целенаправленность деятельности;
- устойчивость интереса;
- отвлекаемость, истощаемость.
-
Трудности в обучении.
5. Особенности личности.
- Основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении).
- Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, личным вещам).
- Реакция на одобрение, замечание.
- Склонности, симпатии.
- Поведение по отношению к родителям, братьям, сестрам, сверстникам, старшим, младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта.
- Действие в психологически значимых ситуациях (спокойствие, рассудочность, хаос, сопротивление).
- Особенности социальных контактов.
- Трудности в усвоении норм поведения.
6. Навыки самообслуживания.
7. Положительные черты личности ребенка, на основе которых можно строить коррекционную работу
Печать учреждения.
Подписи руководителя учреждения, воспитателя, логопеда, психолога.