Синквейн в совместной речевой деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Для воспитателей




Синквейн

в совместной речевой деятельности






Подготовила учитель - логопед Г. Н. Карпенко

Для развития и обогащения словаря детей я использую в своей работе инновационную технологию развития речи «Синквейн». Что такое синквейн?

Синквейн придумали французы, говорят, что в переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач". Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Слайд 2

Правила составления синквейна.

  • первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;


  • вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;


  • третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;


  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме


  • пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. ( ассоциативный ряд) Слайд 3

Работу по составлению синквейна я начинаю с уточнения, расширения словаря.

На первом занятии я знакомлю детей с понятиями «слово, обозначающее предмет»

Перед детьми ставлю цель:

Сегодня мы с вами будем учиться называть слова, обозначающие предмет.

Я детям рассказываю, что нас повсюду окружают предметы: на улице, дома, в группе. И все они имеют свое название.

а) посмотрите вокруг и назовите окружающие предметы (кто больше назовет, тот самый внимательный) За каждое слово - фишка. Затем дети в парах выполняют упражнение:

« Называют слово и ставят к ним вопрос?»

а) рассматривают картинки и называют их:

волк, кот, лиса, собака, стул, стол, книга, чашка и т.д.

б) обо всех можно спросить. Послушайте меня, какой я задам вопрос:

Кто это? - Кот

Что это? - Стол

в) обращаю внимание детей, что вопросы разные. Про какой предмет я спросила: Кто? (живой предмет). Про какой - Что? (неживой предмет).

г) для закрепления предлагаю игры: «Спроси - ответь», «Спроси правильно», «Разложи спроси»…

На последующем занятии мы с детьми рассматриваем понятие «слово, обозначающее признак предмета». Рассматривая предмет, я задаю вопрос какой шар? Тем самым заставляю называть различные признаки /цвет, форму, размер/. Детям показываю различные предметы: яблоко, мяч, дети называют признаки. Затем предлагаются картинки, надо определить картинку, про какую я рассказала. Дети по описанию называют предмет. Что это? (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец; аналогичное задание дети выполняют в парах. Когда дети усвоят это понятие, я провожу следующее занятие, на котором знакомлю детей со словами, обозначающие действие предмета. Предлагаю рассмотреть картину и задать друг другу разные вопросы:

Кошка /что делает?/ - спит, сидит, царапается и т.д.

Играем в игру: "Добавь слово", "Закончи предложение". /Я умею пол… /подметать/.

На дудочке… /дудят/./

Знакомя детей с той или иной темой, я ввожу в активную речь обобщающие слова. Детям предлагаю задания, на закрепление обобщающих понятий "Назови одним словом", "Я одно слово, а вы - три", "Разложи - назови", /по картинкам корова, кошка, собака - домашние животные; репа, свекла, огурец - овощи; груша, яблоко, гранат - фрукты …

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет, признак предмета и его действия, подвожу к понятию о предложении и начинаю работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Параллельно знакомлю с употреблением предлогов-маленьких слов. Следующее занятие посвящаю, тому, что мы с детьми составляем по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее). Кот спит. Идет дождь.

Затем учимся составлять простые распространенные предложения при помощи слов, обозначающих признак предмета. Идет грибной дождь. Я люблю пушистого кота. На следующем занятии мы с детьми обсуждаем план синквейна, который у нас получился из схем - символов затем составляем синквейн.

На первых занятиях уже по составлению синквейна работа планируется в парах, на 3-4 занятиях дети объединяются в малые группы.

Синквейн печатают дети печатными буквами, которые имеют некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Дети старшей группы, синквейн оформляют в виде коллажа, при помощи картинок или рисуют картинки - символы на каждую строку. Примеры.

Работу по составления синквейна я планирую как итоговую при подведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изученной теме. Лексические темы, которые усвоили дети, как раз и служат темами синквейнов. Они соответствуют тематическому плану проведения занятий и могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.

А теперь давайте вместе с вами попробуем составить синквейны. Я вам предлагаю объединиться в три четверки. Тема у всех одинаковая «Зима», но пожалуйста обратите внимание у кого напечатана буквами или изображена картинкой, у кого символом. Тема - это будет первая строка - одно слово, существительное, отражающее главную идею синквейна. Например

Одна из групп педагогов вступает в роль, читающих детей и у которых есть навыки владения письмом. Другие две группы не умеют читать и писать, они будут выполнять синквейн виде коллажа - картинок , а другие обозначать в виде символов.

Затем договоритесь в группах, кто какую строку будет придумывать, выберите необходимый материал, который вам нужен для работы.

Начинайте работать, алгоритм синквейна перед вами.

Самостоятельная работа педагогов в группах.

Я вам предлагаю снова договориться в группах, кто будет презентовать ваш синквейн.

Вопросы……

В заключении хочу отметить, что синквейн не только на много облегчает труд учителя - логопеда, но и во много раз увеличивает эффективность занятий. Обогащается словарь детей, формирует звукопроизношение, подготавливает детей к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу) и правильному употреблению слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, предлогов и предложных конструкций.








Синквейн

в совместной речевой деятельности

Предъявляется модель - предмет


Синквейн в совместной речевой деятельности

Кто это? - Ежик


Синквейн в совместной речевой деятельности



Предъявляется модель-признак предмета


Ежик какой? - колючий, дикий, маленький, добрый, серый



Предъявляется модель - действие предмета

Синквейн в совместной речевой деятельности


Ежик что делает? - фыркает, спит, сворачивается, ловит.

Синквейн в совместной речевой деятельности


1.Предмет (тема) - одно слово-существительное

2.Два прилагательных по теме

3.Три глагола по теме

4. Предложение по теме

5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет













Подготовила Г.Н. Карпенко, учитель-логопед

© 2010-2022