- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Синквейн в совместной речевой деятельности
Синквейн в совместной речевой деятельности
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карпенко Г.Н. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Для воспитателей
Синквейн
в совместной речевой деятельности
Подготовила учитель - логопед Г. Н. Карпенко
Для развития и обогащения словаря детей я использую в своей работе инновационную технологию развития речи «Синквейн». Что такое синквейн?
Синквейн придумали французы, говорят, что в переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач". Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Слайд 2
Правила составления синквейна.
-
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
-
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
-
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
-
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме
-
пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. ( ассоциативный ряд) Слайд 3
Работу по составлению синквейна я начинаю с уточнения, расширения словаря.
На первом занятии я знакомлю детей с понятиями «слово, обозначающее предмет»
Перед детьми ставлю цель:
Сегодня мы с вами будем учиться называть слова, обозначающие предмет.
Я детям рассказываю, что нас повсюду окружают предметы: на улице, дома, в группе. И все они имеют свое название.
а) посмотрите вокруг и назовите окружающие предметы (кто больше назовет, тот самый внимательный) За каждое слово - фишка. Затем дети в парах выполняют упражнение:
« Называют слово и ставят к ним вопрос?»
а) рассматривают картинки и называют их:
волк, кот, лиса, собака, стул, стол, книга, чашка и т.д.
б) обо всех можно спросить. Послушайте меня, какой я задам вопрос:
Кто это? - Кот
Что это? - Стол
в) обращаю внимание детей, что вопросы разные. Про какой предмет я спросила: Кто? (живой предмет). Про какой - Что? (неживой предмет).
г) для закрепления предлагаю игры: «Спроси - ответь», «Спроси правильно», «Разложи спроси»…
На последующем занятии мы с детьми рассматриваем понятие «слово, обозначающее признак предмета». Рассматривая предмет, я задаю вопрос какой шар? Тем самым заставляю называть различные признаки /цвет, форму, размер/. Детям показываю различные предметы: яблоко, мяч, дети называют признаки. Затем предлагаются картинки, надо определить картинку, про какую я рассказала. Дети по описанию называют предмет. Что это? (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец; аналогичное задание дети выполняют в парах. Когда дети усвоят это понятие, я провожу следующее занятие, на котором знакомлю детей со словами, обозначающие действие предмета. Предлагаю рассмотреть картину и задать друг другу разные вопросы:
Кошка /что делает?/ - спит, сидит, царапается и т.д.
Играем в игру: "Добавь слово", "Закончи предложение". /Я умею пол… /подметать/.
На дудочке… /дудят/./
Знакомя детей с той или иной темой, я ввожу в активную речь обобщающие слова. Детям предлагаю задания, на закрепление обобщающих понятий "Назови одним словом", "Я одно слово, а вы - три", "Разложи - назови", /по картинкам корова, кошка, собака - домашние животные; репа, свекла, огурец - овощи; груша, яблоко, гранат - фрукты …
После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет, признак предмета и его действия, подвожу к понятию о предложении и начинаю работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Параллельно знакомлю с употреблением предлогов-маленьких слов. Следующее занятие посвящаю, тому, что мы с детьми составляем по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее). Кот спит. Идет дождь.
Затем учимся составлять простые распространенные предложения при помощи слов, обозначающих признак предмета. Идет грибной дождь. Я люблю пушистого кота. На следующем занятии мы с детьми обсуждаем план синквейна, который у нас получился из схем - символов затем составляем синквейн.
На первых занятиях уже по составлению синквейна работа планируется в парах, на 3-4 занятиях дети объединяются в малые группы.
Синквейн печатают дети печатными буквами, которые имеют некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Дети старшей группы, синквейн оформляют в виде коллажа, при помощи картинок или рисуют картинки - символы на каждую строку. Примеры.
Работу по составления синквейна я планирую как итоговую при подведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изученной теме. Лексические темы, которые усвоили дети, как раз и служат темами синквейнов. Они соответствуют тематическому плану проведения занятий и могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.
А теперь давайте вместе с вами попробуем составить синквейны. Я вам предлагаю объединиться в три четверки. Тема у всех одинаковая «Зима», но пожалуйста обратите внимание у кого напечатана буквами или изображена картинкой, у кого символом. Тема - это будет первая строка - одно слово, существительное, отражающее главную идею синквейна. Например
Одна из групп педагогов вступает в роль, читающих детей и у которых есть навыки владения письмом. Другие две группы не умеют читать и писать, они будут выполнять синквейн виде коллажа - картинок , а другие обозначать в виде символов.
Затем договоритесь в группах, кто какую строку будет придумывать, выберите необходимый материал, который вам нужен для работы.
Начинайте работать, алгоритм синквейна перед вами.
Самостоятельная работа педагогов в группах.
Я вам предлагаю снова договориться в группах, кто будет презентовать ваш синквейн.
Вопросы……
В заключении хочу отметить, что синквейн не только на много облегчает труд учителя - логопеда, но и во много раз увеличивает эффективность занятий. Обогащается словарь детей, формирует звукопроизношение, подготавливает детей к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу) и правильному употреблению слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, предлогов и предложных конструкций.
Синквейн
в совместной речевой деятельности
Предъявляется модель - предмет
Кто это? - Ежик
Предъявляется модель-признак предмета
Ежик какой? - колючий, дикий, маленький, добрый, серый
Предъявляется модель - действие предмета
Ежик что делает? - фыркает, спит, сворачивается, ловит.
1.Предмет (тема) - одно слово-существительное
2.Два прилагательных по теме
3.Три глагола по теме
4. Предложение по теме
5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет
Подготовила Г.Н. Карпенко, учитель-логопед