Доклад Психологическая готовность детей к обучению в школе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Групповая консультация для родителей



Тема: « Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников»


























Содержание

1.Понятие о психологической готовности детей к школе…………………...…………..3

2. Показатели психологической готовности……………………………………………...3

2.1. Мотивационная готовность…………………………………………………………...3

2.2. Волевая готовность……………………………………………………………………4

2.3. Интеллектуальная готовность………………………………………………………...4

2.4. Социальная готовность………………………………………………………………..6

2.5. Модель выпускника ДОУ……………………………………………………………6

3. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников..7

4. Практические советы: «Как развивать будущих первоклассников» ………………8

5. Игра как подготовка к школе………………………………………………………….10

Библиографический список использованной литературы……………………………11










  1. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.

Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению - интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.

Педагог-психолог: «На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?»

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов, в прогимназиях, мини- лицеях, других центрах подготовки детей к школе. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;

2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;

3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;

4) социальная готовность

Остановимся подробнее на каждом из этих показателей.

2. Показатели психологической готовности

2.1.Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.

Мотивационная готовность включает в себя стремление идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

Можно задать ребенку вопросы:

- Хочешь ли ты идти в школу?

- Что в школе самое важное?

- Что самое интересное?

- Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался?»

Ответы на эти вопросы помогут понять характер представлений о школе, наличие интереса к ней и желание познавать новое. И если не достаточно у ребенка представлений о школе, то их нужно развивать. Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между
«хочу в школу» и « надо» учиться, работать. Без осознания этого «надо» ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет читать, считать и писать.

Поэтому очень важно иметь волевую готовность.


2.2.Волевая готовность

Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.

Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением.

У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без которых он не сможет выполнить задания учителя, не отвлекаться на уроке. Волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, принимать усилия для его реализации, преодолевать препятствия. Обратите внимание умеет ли ваш ребенок сосредоточенно заниматься каким либо делом? (рисовать, лепить, мастерить и т.д.). Для развития у детей волевых качеств и совершенствования всех действий произвольной саморегуляции наиболее эффективно конструирование (например, ребенок должен поставить цель, строить дом в соответствии с образцом, соблюдать порядок сборки, сверять свою постройку с эталоном).

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

- не умеет работать по правилу;

- не умеет работать по образцу;

- нарушает дисциплину.

Развитию произвольного поведения способствуют:

- складывание кубиков с фрагментами рисунка по образцам рисунков,

- выкладывание по образцу мозаики

- собирание конструктора по заданным картинкам

- срисовывание.

2.3.Интеллектуальная готовность.

Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст «почемучек».

Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями - огромная радость и ценность для ребенка.

Следует вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.

К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка - чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.

Показателем интеллектуальной зрелости можно считать и уровень общей осведомлённости ребёнка, его кругозор и эрудицию. Осведомлённость - это показатель того, что ребёнок любознателен, хочет знать "что?", "зачем?" и "почему?". Поэтому как можно больше беседуйте с ребёнком на разные темы, отвечайте подробно на все его вопросы. Этим вы поддержите любознательность ребёнка, желание узнать что-то новое и подготовите его к восприятию учебного материала.

Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.

Педагог-психолог: «Стимулировать умственную деятельность позволяют упражнения, которые вы можете выполнять вместе с детьми»».

Гимнастика мозга:

«Кулак, ребро, ладонь» - сначала правой, затем левой, затем вместе 2 руками.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинить лучше с одного предмета, круглого, яблока). Можно и на бумаге. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга

«Лягушка» - Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладошкой. Одновременно менять положение рук.

Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес - главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло - мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.

Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой «специализации», а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.

Но вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой будет писать малыш, различными упражнениями:

  • раскрашивание;

  • вырезание;

  • штриховка;

  • лепка;

  • застёгивание и расстёгивание пуговиц;

  • завязывание и развязывание лент;

  • перекладывание мелких игрушек;

  • закручивание и раскручивание гаек;

  • перебирание крупы;

  • мозаика.

Я хочу предложить вам игры со счётными палочками, которые помогут развить не только мелкую моторику рук вашего ребёнка, но и его память, внимание, наблюдательность, воображение, а также познакомят его с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

В этих играх вашими помощниками станут не только обыкновенные счётные палочки, но и карандаши, спички или соломинки. Ребёнку предлагаются рисунки и простейшие геометрические фигуры, которые ему нужно выложить из палочек на ровной поверхности. В процессе игры необходимо пояснять, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце - из многоугольника и т.п. пусть ребёнок пофантазирует и придумает свою картинку. Когда ребёнок уже запомнил ту или иную геометрическую фигуру, можно предлагать ему задания такого типа:

- Верно ли, что та фигура, которую я сложила, называется треугольник?

Доклад Психологическая готовность детей к обучению в школе.

- Сравни рисунок в книге и рисунок на столе: всё ли правильно?

2.4. Социальная готовность

Социальная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок ("Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?", "Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!"). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.

Педагог-психолог: «Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?».

Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.

2.5.Модель выпускника детского сада

Ребенок 6,5-7 лет, успешно освоивший основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ЭТО РЕБЁНОК:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

  • любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

  • эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  • овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?
В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.

Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

3. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников

Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников

I. До родов (антенатальные факторы)

  • Токсикоз I половины беременности.

  • Стрессовые ситуации у матери в период беременности.

  • Употребление матерью алкоголя во время беременности.

  • Нежеланная беременность.

П. Во время родов (интранатальные факторы)

  • Наличие асфиксии разной степени тяжести.

  • Нарушение мозгового кровообращения.

  • Родовая травма.

III. После родов (постнатальные факторы)

  • Недоношенность ребенка.

  • Искусственное вскармливание.

  • Задержка нервно-психического развития на первом года жизни или на протяжении всего периода раннего возраст

  • Энцефалопатии.

  • Частые ОРВИ и другие острые инфекционные заболевания.

  • Наличие хронических соматических заболеваний (пиелонефрит, глюмерулонефрит, ревматизм, холецистит и др.1 и Дефекты слуха, зрения и речи).

  • Наличие различных заболеваний нервной системы.

  • Наличие энуреза, заикания, навязчивых страхов, тиков.

  • Тяжелая адаптация к дошкольному учреждению с развитием невротических реакций.

  • Алкоголизм родителей (матери, отца).

  • Конфликтные ситуации в семье.

  • Неправильное воспитание ребенка («кумир семья «ежовые рукавицы», «Золушка», гиперопека, гипоопека, высокая моральная ответственность).

  • Развод родителей.

  • Неполная семья (отсутствие отца или матери в семье).

  • Отверженность ребенка и постоянное противопоставление его другим детям в семье.

  • Низкая самооценка.

  • Различные комплексы неполноценности ребенка.

  • Высокий уровень тревожности.

  • Низкая коммуникабельность.

  • Отсутствие познавательных мотивов.

Как Вы видите, многие из этих факторов возможно устранить. Они зависят главным образом от Вас и климата в семье. Однако сделать это надо все заблаговременно, так как подобный груз уменьшит зрелость даже зрелого ребенка, утяжеляя его адаптацию, когда придет он в школу.

А это значит то, что школа для него окажется обычным стрессогенным фактором, и он в ней будет подвергаться стрессу - вначале в первый месяц после поступления в нее, затем состоянии здоровья Вашего ребенка. На фоне стресса у него могут развиться даже школьные неврозы.

Учитывая состояние здоровья будущего первоклассника, удельный вес различных факторов анамнеза, наличие тех или иных компонентов школьной зрелости, врачи подразделяют всех детей на группы или категории: 1 - готовые к обучению, 2- условно готовые к обучению, 3 - не готовые к обучению в школе.

Готовые к обучению - это обычно дети с хорошим состоянием здоровья. Они болеют лишь эпизодически, хронических заболеваний у них нет. В анамнезе практически нет неблагополучий, а если даже и есть, то единичные. Все компоненты школьной зрелости у них на должном уровне развития или его опережают. На первом месте - познавательный мотив.

Условно готовые к обучению - это обычно дети с хроническими компенсированными заболеваниями, с анамнестическими факторами риска. Часть компонентов школьной зрелости у них на должном уровне, часть недоразвита. Они сумеют заниматься в школе, но с трудом.

Не готовые к школьному обучению, как правило, обычно лети с хроническими, часто обостряющимися заболеваниями и со значительными отклонениями в состоянии здоровья, с огромным грузом неблагоприятных факторов в анамнезе и с недоразвитой школьной зрелостью во всех ее главнейших компонентах.


4. Практические советы: «Как развивать будущих первоклассников».

Определенные знания и умения будущему школьнику, конечно нужны. Но еще важнее развить то, что поможет ему, учится: мышление, речь, внимание, восприятие, память, познавательный интерес.

Это - фундамент, который можно и нужно закладывать с рождения.

Вот несколько полезных игр, которые можно использовать на прогулке или по дороге в магазин.

Удивительное - рядом.

Попробуйте найти вокруг себя что-нибудь необычное: дерево с кривым стволом, голубя с белыми пятнами, странное пятно на асфальте или облако в виде жирафа…Кто больше интересного заметит - вы или ребенок? Игра развивает наблюдательность и восприятие, стимулирует творческое мышление.
Найди отличие. Поищите вместе с малышом разницу между двумя предметами. Сравните, например, две машины или двух собак. Кто обнаружит больше отличий? Задание посложнее - отыскать наоборот, сходство. Что общего у вороны и у кошки? Ответы: оба они хищники, у каждого два глаза, когти, хвост. Здорово, если удастся придумать что - то смешное. Например, они разговаривают, похоже: кошка - «мур»!, а ворона - «карр!». Вы удивитесь, но такая незамысловатая игра развивает наблюдательность и мышление, расширяет представление об окружающем мире.

Смотри в оба.

Считаем ворон. Предложите малышу по дороге сосчитать что - либо: скамейки, собак, велосипедистов и т.п. Кроме счетных навыков будут развиваться наблюдательность, внимание, память (надо все время держать в уме предыдущую цифру). Дошколятам можно усложнить задачу - вести учет сразу несколько предметов, например березок и елок или собак и ворон. Это замечательный способ тренировки объема памяти, измеряйте шагами расстояние, например, между подъездом и скамейкой, качелями и песочницей. Потренируйтесь в обратном счете: идете от клумбы к елочке - считаете «один - два - три - четыре - пять», обратно - «пять - четыре - три -два -один»

Цвет и форма.

По очереди называйте предметы определенного цвета или формы, те, что видите вокруг. Например, зеленая елка, зеленая машина, зеленое платье у девочки. Или треугольные крыша, качели, горка. Можно также отыскивать предметы, похожие на буквы. Горка - как Л, качели - П, карусель - О…Закрепляются необходимые знания, тренируются внимание и наблюдательность.

КАК НАДО готовить родителям ребенка к поступлению в школу

  • Как это ни, казалось бы, Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребенка, стараясь, чтобы беременность у мамы протекала без различных неблагоприятных факторов анамнеза.

  • После рождения ребенка пытаться довести удельный вес всех неблагоприятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин.

  • Заботиться о том, чтобы Ваш малыш благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений.

  • Знать возрастные нормы и особенности вашего ребенка и, предъявляя ему требования, исходить лишь из них.

  • Ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку.

  • Создать благоприятный климат для него в семье.

  • Любить, как прежде, может быть, немного больше и дать ему об этом знать.

  • Заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно их развивать.

  • Следить за умственным развитием ребенка.

  • Создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было его задержки.

  • Читать ребенку сказки и стихи.

  • Учить с ним песни. Вместе слушать музыку. Смотреть мультфильмы, детское кино.

  • Хвалить его за первые рисунки.

  • Водить в музеи, театры, цирк и зоопарк.

  • Дарить как можно чаще разные игрушки, необходимые для его возраста.

  • Приветствовать сюжётно-ролевые игры и режиссерскую игру.

  • Любыми способами поощрять общение со сверстниками.

  • Воспитывать мир чувств.

  • Учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас. Пытаться уменьшать его тревожность.

  • Следить за состоянием здоровья и заниматься реабилитацией всех выявленных отклонений.

  • Узнать у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько зрел или незрел ребенок, или же провести самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома.

  • Если ребенок зрел, то, даже, несмотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем тем трудностям, которые там ждут.

  • Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться как-то сделать зрелыми даже незрелые критерии, которые возможно, используя рекомендации психолога и педиатра.

  • Если ребенок Ваш незрел, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по Вашей просьбе записали в школу. Вам надо выбрать только школу, которая ему необходима, которую Вам посоветуют на медико-психологической комиссии.

5.Игра как подготовка к школе

Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания "взрослого".

И главное - все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение - умение представить себе, "что было бы, если бы...".

Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, "рассмотреть" их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.

Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.

Главное - не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.

Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе - это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!

Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!







Библиографический список использованной литературы


  1. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты) - М.: Знание, 1983. - 96 с.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 464 с.

  3. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М.: Педагогика, 1985. - С. 165-191.

  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комтекст-Центр, 1993. - 176 с.

  5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.

11


© 2010-2022