• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Формирование культуры движения у детей 6-7 лет, в ходе реализации образовательной программы по плаванию, через использование музыкальных произведений

Формирование культуры движения у детей 6-7 лет, в ходе реализации образовательной программы по плаванию, через использование музыкальных произведений

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

Еще древние греки утверждали: «Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть умным - бегай, хочешь быть красивым - бегай!».

Двигательная активность детей дошкольного возраста - это естественная потребность в движении. Она включает в себя сумму всех движений, выполняемых ребенком. Количество движений совершаемых в течение какого-либо времени составляет объем двигательной активности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому ребенку. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом - более приспособленным к условиям внешней среды. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.

Плавание является одним из средств :

- физического развития и воспитания;

- закаливания;

- одним из средств формирования культуры движения;

- стимулом к активному развитию ребенка.

В процессе обучения плаванию дети дошкольного возраста :

- приобретают определенную систему знаний о физических упражнениях на воде, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

- осознают свои двигательные действия;

- усваивают физкультурную терминологию;

- познают свое тело, у детей формируется телесная рефлексия;

- обогащается словарный запас, память мышление, воображение;

- приобретается грация, пластичность, выразительность движений.

Плавание благотворно влияет на формирование личностных качеств ребенка: настойчивости, решительности, смелости, дисциплины.

Формированию культуры и развитию двигательных навыков у детей, во многом способствует музыка.

Под музыку различные упражнения выполняются более правильно, ритмично. Пластично. Выразительно и координировано, чем по словесному указанию. Музыка способствует проявлению внимания и интереса к занятию, подсказывает характер движений, способствует яркой эмоциональной насыщенности самого занятия, ощущения психологической комфортности. При обучении двигательным навыкам и умениям серьезное внимание обращается на качественные показатели выполнения отдельных движений. И в этом музыка играет свою роль. Она дает возможность детям понять движение, создать его образ, качественную характеристику. Вызывает желание выполнять его четко под темп музыки.

Роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Она вызывает эмоциональный подъем у детей, оживляет занятия, делает их маленькими праздниками в жизни детей.

Детям старшего дошкольного возраста, подбирают мелодии знакомые им. Динамичные, яркие, и неспроста, дети сами на занятиях, по собственной инициативе, запевают, ту или иную мелодию!

Эффективность занятий по плаванию, зависит во многом не только от правильного определения места музыки в них. Но и от удачного подбора музыкальных сопровождений.

Чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, нужно хорошо представить себе каждое упражнение, понимать в чем смысл его, как правильно оно выполняется. Так в сухом зале, например, дети старших групп, под бодрый спортивный марш входят, при ходьбе же по залу, звучит другой марш, уже более спокойный, помогающий детям в выполнении заданных инструктором заданий. При выполнении шагов звучит мелодия, типа народной, под подскоки, прыжки, можно включить мелодию типа польки, и т.п.

Комплексы ОРУ сопровождаются обычно мелодиями из специальных сборников, для выполнения физических упражнений.

При изучении же новых движений необходим постоянный контакт педагога с детьми, и музыку тут рекомендуется не использовать. Так как действия детей здесь разнотипны, одни выполняют задание, другие только готовятся к его выполнению, третьи - наблюдают, или выполняют другое действие. Следовательно, музыка при этом может только помешать педагогу.

Такие упражнения, как ныряние за предметами, ныряние в обруч, элемент «Поплавок», «Звезда», проводить желательно без музыкального сопровождения, так как дети, находятся в этот момент под водой.

Но хотелось бы отметить, что если эти движения усвоены хорошо, то здесь музыка способствует одновременным действиям всех детей и вызывает положительные эмоции.

В старших и подготовительных группах весь комплекс сопровождается напевной музыкой, чтобы дети больше упражнялись в пластичности, в плавном выполнении движений. Чтобы приучить детей к самоконтролю за выполнением движений, под музыку, им иногда даются задания - прослушать мелодию, придумать и выполнить под нее упражнения или комплекс упражнений самостоятельно. Это игра, и проверка их двигательных умений, и музыкальных способностей.

Во время проведения различных игр на воде, музыкальное сопровождение так же приветствуется. Из опыта работы инструктором по обучению плаванию, я обратила внимание, что лучше всего музыку вводить а игровую деятельность частично. Такие игры как «Ловишка», «Караси и Щуки», «Пятнашки», «Карусель», «Спящий крокодил» и т.п., когда все дети выполняют однородные движения музыкальное сопровождение вполне уместно, но только лишь до сигнала «Лови»! Одновременно с сигналом (совпадающим с окончанием музыкальной фразы), когда начинается бег с увертыванием и ловлей, музыка должна быть прекращена, здесь дети стремятся увернутьтся от «догоняющего», и музыку не слушают. Игры и игровые упражнения «Море волнуется», «Акробаты», «Буксир», «Утки -нырки», «Стрелочка», «Водолазы», «Дельфины» и др., можно проводить под музыку, когда она звучит до определенного момента ,а когда звучит сигнал, призывающий к какому либо действию, то музыкальное сопровождение нужно убрать, чтобы состредоточить внимание детей.

Для релаксации во время занятий по плаванию используются различные звуки природы: шум дождя, шум прибоя, голоса птиц и морских животных. Они вызывают у детей положительные эмоции, дети расслабляются, успокаиваются, эти звуки способствуют яркой эмоциональной насыщенности самого занятия.

Таким образом, опыт проведения занятий по плаванию с детьми старших групп, позволяет устанавливать преемственность в работе по формированию двигательных навыков и умений на музыкальных занятиях и занятиях по плаванию в бассейне.

Как отмечала И.А. Буренина, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка.



© 2010-2022