- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация Сотрудничество по преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы
Консультация Сотрудничество по преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жидкова Л.А. |
Дата | 02.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сотрудничество по преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы
Автор: Жидкова Л.А., педагог-психолог ДОУ№10г. Шахтерска
«Учение - это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием.»
М. Сухомлинский
Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между дошкольным учреждением школой. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки.
Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального образования.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Переход начальной школы на четырехлетнее обучение создает реальные и создания условий для плавного перехода из дошкольного детства к систематическому школьному обучению. Общие основы преемственности ДОУ и начальной школы составляют развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; способности к творчеству и самостоятельности; творческого воображения.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными. В начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:
-
работа с детьми;
-
взаимодействие педагогов;
-
сотрудничество с родителями.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
-
экскурсии в школу;
-
посещение школьного музея, библиотеки;
-
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
-
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
-
выставки рисунков и поделок;
-
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада ;
-
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
-
участие в театрализованной деятельности;
-
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
-
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
-
семинары, мастер- классы;
-
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
-
психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
-
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
-
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
-
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
-
педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
-
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
-
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
-
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
-
консультации с педагогами ДОУ и школы;
-
встречи родителей с будущими учителями;
-
дни открытых дверей;
-
творческие мастерские;
-
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
-
образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
-
семейные вечера, тематические досуги;
-
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
-
заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду - это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Какие же основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
-
создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
-
улучшение подготовки к обучению в школе 7 летних детей;
-
углубление интереса к жизни в школе;
-
оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий в стенах школы. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.
Данная совместная работа образовательных учреждений выявляет необходимость дальнейшего изучения актуальной для современного образования проблемы преемственности и повышения эффективности работы в этом направлении.
Свою консультация хочу закончить словами Л. С. Выготского
« Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Литература:
-
Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
-
Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.
-
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. - 1971. - №4.