Доклад для воспитателей на пед. совете Произведения-миниатюры и сказки В. А. Сухомлинского

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шахтёрское дошкольное общеобразовательное учреждение комбинированного типа №6 «Росинка» управления образования администрации города Шахтёрска




«Произведения - миниатюры и сказки

в методическом наследии

В.А. Сухомлинского»

(доклад на пед.совет)


Подготовила:

Воспитатель I категории

Кочура Наталья Николаевна





В богатом наследии выдающегося педагога В.А.Сухомлинского мы находим ответы на вопросы, связанные с развитием речи и воспитанием дошкольников средствами слова. Как слово входит в сознание ребенка? Как научить его использовать слово в устной речи.

По убеждению В.А.Сухомлинского, интенсивный период овладения родным языком, словом - дошкольные годы. В это время перед ребенком словно открывается окно в окружающий мир, он впервые видит сотни вещей, предметов, явлений, зависимостей, отношений. И от того, как крепко это видение в нём связано с речью, насколько тонка и многогранна эта связь, во многом зависит его дальнейшее умственное развитие, успеваемость в учебе, его духовная жизнь. Многолетний опыт выдающегося педагога показал, что развитие умственных способностей ребенка зависит прежде всего от его богатой, эмоционально насыщенной речи.

Слово, по мнению педагога, - наш важнейший инструмент, который ничем не заменишь. Детский сад должен быть «царством мудрого и красивого, правильного и чуткого, сильного и ласкового, доброго и мужественного слова».

Слово должно войти в душу ребенка, стать его достоянием. Василий Александрович водил детей в лес, в поле, на берег реки, где они, увидев и переживая необычайную красоту природы, воспринимали тончайшие оттенки слова, по которым красота оставалась в их душах. У них появилось желание передать свои чувства в маленьких произведениях о природе. Именно эти произведения-миниатюры по мнению педагога, являются важнейшей формой работы по развитию связной речи. Творчество ребенка есть «перекладиной самостоятельного мышления», на которой он познает радость собственного мнения, переживает нравственное достоинство творца.

Словесное творчество - мощный стимул духовной жизни ребенка, средство его духовного развития, источник вдохновения в овладении языком, речевой культурой, надежное средство самовыражения, самоутверждения личности. Предоставляя большое внимание словесному творчеству детей, В.А.Сухомлинский подчеркивал, что одной из причин слабого духовного развития некоторых детей является неудовлетворительная работа по их устной речи.

Василий Александрович считал, что без мышления, без чувства нет ребенка, как и человека вообще, а потому задача детского сада - прививать детям собственное видение мира, научить их мыслить, чувствовать. Это первый шаг к творчеству, это порождает стремление к умственному труду.

В.А.Сухомлинского беспокоило, что нужно для того, чтобы рассказы детей были интересными, творче скими? Чтобы они учились думать, понимать, о чем говорят. Будь то рассказ про весенний лес, о серебряной росе на веточке или о радуге в небе. Он каждый раз убеждался, что этому стоит учить детей. Поэтому Василий Александрович начинает создавать собственные поэтические миниатюры. «Свои произведения, миниатюры и стихи я стал читать детям. Мне было радостно поделиться с ними своими мыслями, впечатлениями о красоте природы, о людях труда. Я замечал, как детей особенно волнует то произведение, в котором они находят то, что сами переживали.

Педагог написал более тысячи маленьких произведений - миниатюр. Вот некоторые названия произведений: «Капли росы на солнце», «Цветение подсолнечника», «Пчелы вылетают из ульев», «Посади свое дерево», «Книга - твой друг». Все составленные им произведения-миниатюры богаты содержанием, поэтические, эмоциональные, несут в себе многогранные оттенки мысли и чувства.

В.А.Сухомлинский работая с детьми, убедился, что только тот педагог, который сам хорошо владеет словесным творчеством, способен раскрыть перед детьми красоту живого слова.

Работа над сказками - это не только развитие речи, но и самовоспитание чувств, это общепедагогическая проблема, от решения которой зависит умственное развитие детей, богатство их духовной жизни. Эту работу нужно начинать с общения с природой. В раннем возрасте у ребенка должна обложиться красота родного слова, красота окружающей среды. Педагог убедился, что чем ближе дети к источнику мысли и слова - к миру, который живет вокруг них - тем богаче и выразительнее будет их речь, тем лучше они будут владеть словом как в устной, так и в письменной речи.

Важное место в работе с детьми занимала сказка. В.А.Сухомлинский считал, что без сказки - живой, яркой, которая овладела сознанием и чувством ребенка, - невозможно представить мышления и детского общения , как определенной степени человеческого мышления и речи. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Из сказки черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка воспитывает любовь к родной земле, она - творение народа.

Сухомлинский не только раскрывал высокую мудрость сказки, но и показал рациональные способы ее использования в воспитательном процессе.

Без сказки, без игры ребенок не может жить. Без сказки окружающий мир превращается для него в хорошую, но все же нарисованную на холсте картину: сказка заставляет эту картину оживать.

Опытный учитель-практик и тонкий психолог, В.Сухомлинский видел в каждом ребенке личность, добивался, чтобы у ребенка открылся источник творчества. Для этого нужно наблюдать и замечать многочисленные связи между предметами и явлениями, чтобы пробудилась живая мисль и вылилась в произведение или сказку.

В.А.Сухомлинский считал, что создание сказок детьми - это одно из средств пробуждения у них познавательного интереса, развития речи. Сказка становится для ребенка первуй областью творчества, в которой он утверждает свои способности, познает себя, испытывает чувство гордости от того, что создает.







Дошкольное общеобразовательное учреждение комбинированного типа №6 «Росинка» управления образования администрации города Шахтёрска



Конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе на тему:

«Путешествие в Волшебную Страну Сказок Василия Александровича Сухомлинского»




Подготовила:

Воспитатель I категории

Кочура Н.Н.




Тема занятия: Путешествие в Волшебную Страну Сказок В.А.Сухомлинского. (старший дошкольный возраст)

Задачи:

1.Учить детей понимать содержание сказок В.А.Сухомлинского, давать оценку поведению героев.

2. Учить определять жанр прочитанных произведений - сказка.

3. Закрепить знания детей о понятии «народные сказки" и "авторские сказки"

4. Совершенствовать умение передавать интонационную выразительность речи героев сказки.

5. Продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения для логического выражения своих мыслей.

6. Продолжать учить детей составлять предложения с союзами потому, что; для того, чтобы.

7. Развивать интонационную выразительность речи (интонация радости, печали, вопросительная), темп речи, диалогическую речь.

8. Закрепить полученные знания о правах ребенка на жизнь, на игру, на обучение, на отдых, изучение различных языков, право на свободный выбор интересов.

9. Воспитывать желание уважать собеседника, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в коллективе. Быть надежным товарищем, проявлять чувство ответственности при выполнении коллективного дела.

Подготовка воспитателя:

1. ГОС ДО

2. Закон ДНР «Об образовании»

Дополнительная литература:

1. Сказки В.А. Сухомлинского.

2. Стихотворения о насекомых, птицах, цветах, о природе.

3. Подготовка подходящего музыкального материала.

4. Подготовка декораций и необходимого наглядного материала: мостик, река, поляна, ящик, ковер-самолет, маски-шапочки, нарисованные герои сказок А. Сухомлинского.

5.Рисованные иллюстрации к сказкам В.А. Сухомлинского.

Подготовка детей:

1. Предварительное знакомство с содержанием сказок А. Сухомлинского "Лягушка, поющая по-журавлиному", "Хвастливый петушок", "Фиалка и пчелка", "Ежик и светлячок", "Чтобы бабочка не покололась", "Пусть будут Соловей и Жук ".

2. Выполнение игровых упражнений: "Узнай сказку по рисунку", "Вспомни сказку по прочитанным отрывкам", "Перевоплощение в героев определенной сказки".

3. Проведение игр "Найдите свой цветок".

4. Изучение стихов, инсценировка сказки "Пусть будут Соловей и Жук".

Оборудование:

1. Декорации по содержанию сказок: река, мостик, поляна, деревья.

2. Рисунки к сказкам, фигуры героев сказок и другие необходимые атрибуты.

3. Использование ТСО: музыка спокойная для релаксации, и музыка веселая, быстрая для проведения игры.

4. Волшебный сундучок, ковер-самолет.

Ход занятия:

1. Вступительная часть.

Начало занятия - упражнение "Дружба начинается с улыбки".

- Дети, становитесь пожалуйста в полукруг. Улыбнитесь мне, друг другу. Я очень рада видеть вас. Давайте подарим друг другу свои улыбки.

Беседа с детьми "Сказки, которые мы знаем и любим".

- Дети, вы любите сказки? (Да)

- А какие вы сказки знаете? (Я знаю сказку "Колосок", "Соломенный бычок ", "Кот и петух", "Коза-дереза")

- Кто написал эти сказки? (Эти сказки написал народ).

Игровое упражнение "Узнай сказку по рисункам и отрывками".

- Дети, узнайте сказку по рисунку. (Это сказка "Фиалка и пчелка»).

- Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит дружить и помогать друг другу).

- Что это за сказка? (Это сказка "Хвастливый петушок»).

- Что осуждается в этой сказке? Чего нельзя делать? (Нельзя хвастаться перед другими.)

- Внимательно послушайте отрывок и назовите сказку:

1) "Шел по лесу ежик. Нёс яблоко на своих иголках. Вдруг видит - что-то светится… "(это сказка" Ежик и светлячок»).

- Для чего ежик принес домой светлячка? (Для того чтобы светить вечером деткам. Ежик любит своих детей, заботится о них)

2) "На акации высокой расцветали цветы.

Зеленели мелкие листочки, росли острые колючки ".

(Это сказка "Чтобы бабочка не покололась»).

- Какая главная мысль этой сказки? (Все имеют право на жизнь, быть такими, какими родились. Даже колючая акація имеет право рости. Нельзя никого обижать, бить).

- Молодцы, вспомнили все сказки. А кто написал эти сказки? (Эти сказки написал В. А. Сухомлинский).

- Да, это авторские сказки, потому что их написал один автор - Василий Александрович Сухомлинский.

2. Основная часть.

Упражнение "отправляемся в путешествие"

- Дети, вы хотели бы попасть в Страну Сказок, которые написал Василий Александрович? (Да).

- Вот у нас есть Волшебный Сундучок, я думаю он нам поможет. Давайте вежливо его попросим помочь:

- Сундучок, сундучок, пожалуйста помоги нам отправиться в путешествие! 9 Открываю ящик и достаю ковер.)

- Что это? (Это ковер). Волшебный сундучок подарил нам волшебный ковёр-самолет. Помогите мне пожалуйста его расстелить.

- Посмотрите какой он красивый, разноцветный. Становитесь все пожалуй ста на ковер в круг. Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ладошек друг друга. Мы с вами одна команда. Чтобы никто не боялся лететь ввысь, Обнимите за плечи друг друга. Вот какой мы с вами сплели "веночик друзей".

Звучит спокойная тихая музыка.

- Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

И в Страну Волшебную вместе улетаем.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

- Просыпайтесь, дети. Мы с вами уже прилетели в Страну Сказок, которые написал Василий Александрович. Проходите, пожалуйста, к реке.

Встреча с героями сказки "Лягушка, которая пела по-журавлиному".

- Посмотрите, кто нас встречает у реки? (Нас встречают Лягушки и

Журавль). Это герои какой сказки? (Это сказка "Лягушка, которая пела по-журавлиному»).

- Чему учит эта сказка? (Сказка учит любить родной язык. Мы имеем право изучать другие языки). Какие язики с вами изучаем? (Мы изучаем английский и русский язык).

Упражнение «Перейдем по мостику".

- Чтобы перейти через реку по узкому мостику и не упасть, предлагаю вам найти себе пару. Возьмите за руку того, с кем бы вы хотели перейти через реку.

- Молодцы, хорошие пары. Поддерживайте друг друга и проходите по мостику.

Преобразование на лужайке в насекомых, птиц.

- Мы с вами пришли на поляну. Нас встречают насекомые, птицы. Хотите в них превратиться? Выберите, кто вам наиболее нравится, оденьте на головку маску-шапочку.

- Найдите насекомых и птиц своего вида и объединитесь в групки, договоритесь, кто из вас расскажет о птичке, бабочке, про пчелку, жучка-солнышка.

1Мотыльки маленькие, 2. С цветка на цветок

Но летает быстро. летает пчелка

Похожи на цветы - ни минуток не теряет,

Летняя радость для детворы. сладкий мед собирает.

3.Жучок маленький - солнышко 4. Воробьишка серенький

Влетел через окошко. По дорожче скачет.

На крыльях красненьких Песню веселую

Есть пятнышки черненькие Радостно щебечет..

Молодцы, спасибо вам. Ребята, становитесь пожалуйста в круг. Вы все объединились в четыре группки, и только Жук и Соловей не нашли товарищей. Вспомните, с какой сказки эти герои? (Это сказка "Пусть будут Соловей и Жук»). Вспомним эту сказку.

Инсценирование сказки "Пусть будут Соловей и Жук".

Соловей весело в саду "Твоя песня никому не нужена"

На калине все пел песни. А Жук: "Жу-жу! Жу-жу!

Здесь Жук рогатый прилетел Об этом всем я расскажу "

И говорит: "А не спеть ли мне?» Но птицы и букашки

И загудел вовсю: "Жу-жу-жу!" Все были так умны

Тут Соловей закончил петь Они все верно рассудили:

И стал ему такое говорить:

Пусть будет песня Соловья,

Но пусть и Жук поет!

Как можно жить нам без Жука?

- Давайте помирим Соловья и Жука, чтобы они больше не ссорились.

Вы скорее помиритесь, Каждый имеет право жить,

Никогда не ссорьтесь. Будем вместе мы дружить.

- Что ты нам скажешь на это, Жук?

Я веселый добрый Жук Соловей, ты меня не обижай!

Моя песня Жу - жу - жу! А песню свою звонкую запевай.

- Соловей, ты согласен помириться с Жуком?

Буду я с тобой дружить,

Будем весело мы жить.

- Покружитесь , Соловей и Жук, и спойте вместе свои песенки.

Игра "Найди цветок".

- Герои сказки помирились и на нашей поляне расцвели цветы.

Поиграем в игру. Слушайте внимательно задания.

1) Сейчас будем танцевать К ромашке - все птички.

Над цветочками порхать. К колокольчику - пчелки.

Когда музыка утихнет К одуванчику - жучки,

К цветочкам летим отдыхать. Кузнечики, светлдячки.

Вы же бабочки летите

К василёчку синему.

Будьте все внимательны,

Летайте аккуратнее.

2) - А сейчас еще поиграем, только задача изменилось: когда закончится музыка, вы можете садиться возле того цветка, который вам больше всего нравится.

- А почему так случилось, что у одного цветка собрались жучки, бабочки,

воробьи? (Потому, что этот цветок вам всем нравится. Мы все имеем право выбирать то, что любим.)

- Да, потому что все имеют право на свободный выбор интересов, любить то, что нравится.

- Вам понравилось быть героями сказки "Пусть будут Соловей и Жук"?

Чему учит эта сказка? (Сказка учит уважать друг друга. Все имеют право на жизнь. Нельзя никого обижать.)

- Что бы вам заповнилось наше путешествии, оставляйте себе шапочки -маски своїх героев.

3. Заключительная часть.

Возвращение из путешествия.

- Слышите, звучит знакомая музыка. Пора возвращаться в детский сад.

Становитесь в круг. Как вы думаете, что нас согревало, дарило тепло во время путешествия? (Нас согревало солнышко).

- Протяните ручки вперед, наши руки похожи на лучи солнышка, которые будут нас согревать. Закрывайте глаза.

Солнышко теплом своим согревает, Мы возвращаемся в детский сад

На коврике с нами отдыхает. Путешествию в сказку каждый рад.


© 2010-2022