Консультация на тему: Организация методического сопровождения профессионального роста педагогов ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое сопровождение - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Создание эффективных условий для всестороннего, непрерывного развития детей, повышение качества профессиональной подготовки педагогов дошкольного учреждения, взаимодействие с семьей определяют следующие основные задачи методической работы:

  • обучение педагогических кадров, повышение их квалификации;

  • выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ;

  • подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;

  • координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;

  • координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом;

  • анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности. Методическое сопровождение - это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.

Методическое сопровождение воспитателя как способ организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении включает: аналитико-диагностический этап, предполагающий выявление проблемы в профессиональной деятельности воспитателя, осознание им необходимости ее решения с помощью более компетентного специалиста и последующее совместное формулирование вариантов дальнейших действий; проектировочный этап, включающий совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности воспитателя, раскрывающего механизм разрешения возникшей проблемы; этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога, заключающийся в оказании систематической помощи старшим воспитателем педагогу при реализации маршрута профессиональной деятельности, путем использования наиболее адекватных профессиональным и личностным особенностям воспитателя методов и приемов; контрольно­оценочный этап, включающий совместное обсуждение результатов решения проблемы.

Методическое сопровождение педагогов дошкольного образовательного учреждения осуществляется старшим воспитателем, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью к решению следующих групп профессиональных задач: изучать воспитателя в педагогическом процессе детского сада, получать информацию о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности; проектировать и помогать в реализации маршрутов профессиональной деятельности воспитателей в контексте решения общих задач дошкольного образовательного учреждения; организовывать взаимодействие с воспитателями, координировать их взаимодействие друг с другом и с другими субъектами педагогического процесса; использовать предметно-развивающую среду образовательного учреждения, организовывать работу с ресурсами методического кабинета с учетом запросов воспитателей; организовывать процесс самообразования, повышать собственный уровень профессиональной компетентности.

Процесс подготовки старшего воспитателя к организации методического сопровождения воспитателя носит целенаправленный, последовательный характер и предполагает: обогащение профессиональной компетентности старших воспитателей; определение и апробацию старшими воспитателями вариантов организации методического сопровождения в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Эффективность методического сопровождения воспитателя как способа организации методической деятельности в детском саду определяется по следующим показателям:

  • по отношению к старшему воспитателю: обогащение профессиональной компетентности, готовность решать профессионально-методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя детского сада;

  • по отношению к воспитателю: удовлетворенность организацией методической работы в дошкольном учреждении, возможность включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно­профессиональных возможностей, потребностей и интересов;

  • по отношению к дошкольному образовательному учреждению: эффективность реализации текущих задач, повышение качества педагогического процесса.

Методическое сопровождение молодых педагогов

Содержание работы с начинающими воспитателями зависит от:

  • имеют ли они педагогическое образование; если имеют, то какое учебное заведение, какой факультет (дошкольный, начальных классов, другой) окончили;

  • насколько хорошо подготовлены теоретически (знают основы общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников), обладают ли навыками работы с психолого - педагогический литературой, участвовали или участвуют в исследовательский деятельности;

  • имеют ли опыт практической работы с детьми;

  • каких результатов в своей профессиональной деятельности хотят добиться.

В зависимости от этого молодых специалистов условно разделяют на три группы:

  1. воспитатели, имеющие слабую теоретическую и практическую подготовку;

  2. воспитатели с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;

  3. воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.

Формы и методы, которые используются в работе с каждой группой, различают по содержанию и целям.

Дня первой группы выбираются такие методы, приемы и формы работы, которые способствующие усвоению теоретического материала, формированию навыков практической работы:

  • консультации;

  • семинары - практикумы;

  • беседы;

  • коллективные просмотры;

  • взаимопосещения;

  • наставничество;

  • лекции;

  • аукцион педагогических идей;

  • знакомство с передовым опытом;

  • организационно - деятельностные игры.

Для второй группы используется цикл методических мероприятий, способствующих овладению навыками практической работы с детьми, родителями:

  • семинары - практикумы;

  • коллективные просмотры;

-взаимопосещения;

  • анализ педагогических ситуаций;

  • практические отчеты и др.

Для третьей группы применяют формы и методы, стимулирующие интерес и положительное отношение к педагогической деятельности, помогающие осознать Свою профессиональную значимость, степень ответственности за воспитание и обучение дошкольников. Это:

  • дискуссии;

  • круглые столы;

  • деловые игры;

  • анализ педагогических ситуаций;

  • беседы;

  • убеждение;

  • поощрение.

В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов.

  1. этап - стажировка (первый год работы). Выпускник осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива дошкольного образовательного учреждения. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.

  2. этап - развивающий. Идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно - образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег.

  3. этап - 4 - 5-й год работы. В деятельности педагога начинает складываться система.

  4. этап - совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.

Большое значение имеет психолого - педагогическая работа с молодыми специалистами, которая проходит в три этапа.

  1. этап - диагностический. На этом этапе идет изучение личности молодого педагога, чтобы выявить его профессиональные навыки и умения, положительные и отрицательные черты характера. Старший воспитатель

и педагог - психолог проводят собеседование на знание программы дошкольного воспитания. Степень практической подготовленности отслеживается в результате наблюдений за организацией воспитательно -образовательного процесса в группе, в которой работает молодой специалист. Результаты фиксируются в тетради наблюдений, а затем вносятся в Карту профессионального роста педагога.

  1. этап - коррекционно - развивающий. На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции. Этап длится в течение всего учебного года. Педагог - психолог планирует работу по двум направлениям

На II этапе опытные педагоги продолжают посещать занятия начинающего педагога и наблюдать за его взаимодействием с детьми. Здесь важно отмечать положительные моменты в его работе, чтобы сделать их опорой для дальнейшего движения вперед. После каждого посещения проводится детальный анализ

  1. этап - подведение итогов, или аналитический.

В конце учебного года старший воспитатель, педагог - психолог проанал изировав результаты работы, динамику профессионального роста молодого специалиста, намечают перспективы дальнейшей работы с ним.

На этом этапе можно (с помощью анкетирования) определить рейтинг молодого воспитателя среди родителей, их удовлетворенность его работой, отношение к нему воспитанников, насколько сам педагог удовлетворен своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом.

Работа, проводимая в ДОУ с молодыми специалистами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми, позволяет развивать навыки само­оценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование

и квалификационную категорию.

Организация инновационной деятельности в ДОУ предполагает организацию следующих условий:

  • опору на имеющийся уровень профессионального образования;

  • актуализацию интереса к инновационной образовательной деятельности и мотивационную готовность воспитателей ДОУ к решению задач развития дошкольников;

  • своевременный и качественный мониторинг;

  • целенаправленную организацию методической работы в ДОУ;

  • разработанность и планомерную реализацию системы методического сопровождения.

Этапы организации методического сопровождения инновационной деятельности педагогов:

  • подготовительный этап -практический этап

  • обобщающий этап

Основные задачи подготовительного этапа :

-изучение инновационного потенциала личности педагога,

-выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды.

Задачи практического этапа:

  • разработка целевой программы развития профессиональной компетентности педагогов.

Задачи обобщающего этапа:

  • основная оценка качества образовательного процесса,

  • анализ и распространение успешного инновационного педагогического опыта. Для изучения способностей педагогов к инновационной деятельности можно использовать карту оценивания уровня профессиональной компетентности педагога ДОУ, в которой оценивается: профессионально - педагогическая подготовленность, профессионально-педагогическая деятельность, профессионально - педагогическая поисковая или исследовательская активность, информационно - коммуникативная функция, регулятивно - коммуникативная функция, гностический компонент, коммуникативный компонент, организаторский компонент, конструктивно-проектировочный компонент.

Кроме перечисленных можно использовать методы: наблюдение, анализ документации, интервьюирование; отзывы о педагоге со стороны детей, родителей, коллег; организационно - деятельностные игры, анализ отдельных поступков, устных и письменных ответов и другие.

С опорой на результаты диагностики разрабатывается целевая программа развития профессиональной компетентности педагогов, в которую включаются мероприятия:

  • Изучение потребностей в повышении квалификации педагогических работников.

■ Выявление тенденций в развитии педагогического образования.

■ Направление педагогов ДОУ в системы повышения квалификации для получения новых специализаций, более высоких квалификационных категорий.

Разработку индивидуальных программ самообразования педагогических работников.

  • Создание в учреждении методических формирований на основе инновационных инициатив.

•Создание Клуба молодого воспитателя Создание творческих групп (исследовательских и наставнических).

  • Пополнение библиотеки и медиатеки новинками, подключение к сети Интернет.

  • Подбор педагогических изданий и оформление подписки.

Методическая служба всегда стремится быть в гуще событий ДОУ, находит

нестандартные решения и возможность реализовать свои творческие способности. Много внимания она уделяет поиску нестандартных форм методической работы. Можно долго и скучно рассказывать педагогам о закономерностях содержания образования - и получить нулевой результат. А можно с помощью необычных форм сделать материал интересным, увлечь педагогов идеей. Вот лишь некоторые из них: разнообразные методические семинары, конференции, конкурсы и праздники, презентации, мастер-классы. А так же - педагогическая гостиная, творческий отчёт, консультативный клуб, методические оперативки, проектная деятельность

Правильное методическое сопровождение профессиональной деятельности способствует творческому преобразованию развивающей среды ДОУ с учётом потребностей, особенностей детей дошкольного возраста, успешной социализации дошкольников, обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагога, (методической, психолого-педагогической, социально- психологической и саморазвития т.е. рефлексия педагогической деятельности) и поликультурной, способствует его самоорганизации, научному росту, развитию творчества, творческому росту молодых педагогов, пропаганде инновационной деятельности, распространению передового опыта, включению педагогов, родителей в процесс коллективного творчества совершенствованию педагогики сотрудничества, тем самым, повышает педагогическое мастерство и профессиональный уровень педагогов.


© 2010-2022