- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программа Будущий первоклассник
Рабочая программа Будущий первоклассник
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соловьянова Н.В. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа «Школа будущего первоклассника» является основой для организации образовательной деятельности группы дошкольного образования детей 6 - 7 лет, рассчитана на 1 год и составлена на основе комплексной программы дошкольного образования системы «Школа 2100», автором которой является академик РАО А.А. Леонтьева.
Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».
Основная цель программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Программа «Школа будущего первоклассника» отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.
Задачи программы:
-
Создание развивающей среды
-
Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры
-
Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы
-
Формирование опыта самопознания.
В соответствии с основными целями, задачами государственной образовательной системы «Школа 2100» концепция программы «Школа будущего первоклассника» дошкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который носит развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный характер.
Принципы построения программы «Школа будущего первоклассника»:
-
Принцип адаптивности - создание адаптивной модели воспитания и развития дошкольников, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.
-
Принцип развития - целостное развитие личности и ее готовности к дальнейшему развитию.
-
Принцип психологической комфортности - обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
-
Принцип образа мира и целостности содержания образования - формирование единого и целостного представления дошкольника о мире.
-
Принцип смыслового отношения к миру - осмысление ребенком того, что он является частью мира.
-
Принцип систематичности - реализация единых линий развития и воспитания.
-
Принцип обучения деятельности - организация видов деятельности, во время которых ребенок сам делает «открытия».
-
Принцип опоры на предшествующее развитие.
-
Принцип креативности - обучение дошкольников творчеству.
Программа «Школа будущего первоклассника» готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (формируется мотивационная готовность, осуществляется познавательно-речевое развитие, формируется навык работы в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками).
Данная программа обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка:
-
Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
-
Культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
-
Познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире
Программа «Школа будущего первоклассника» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста, разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению, приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития, создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, будут способствовать решению данной проблемы.
Программа «Школа будущего первоклассника» составлена на основе учета максимального объема учебной нагрузки дошкольников. Занятия проводятся в форме урока общей продолжительностью 30 минут, что является академическим часом для учащихся данного возраста (п.12.11 СанПин 2.4.1.2669-10 с изменение от 20.12.2010 г.), прерываемого динамической паузой 5 минут. Перемены по 10 минут активной деятельности детей под руководством учителя. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 2 часа.
Ведущим методическим приёмом на уроке в Школе будущего первоклассника выступают дидактическая игра и игровые упражнения.
Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки.
Структура программы
№ п/п
Наименование предмета
Наименование модулей
Количество учебных часов в год
1
Развитие логического и пространственного мышления
-
Математика и логика
-
Конструирование
-
Лепка
34
1
Познавательно - речевое развитие детей
-
Подготовка руки к письму
-
Развитие речи
-
Ознакомление с окружающим миром
34
Развитие логического и пространственного мышления ( 34 часа)
Модуль «Математика и логика» (17 часов)
Цель - развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; формирование мыслительных операций; развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Задачи обучения:
-
Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
-
Развивать образное мышления (ощущение, восприятие, представление).
-
Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
-
Развивать вариативность мышления, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивные умения.
-
Работать над увеличением объема внимания и памяти.
-
Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
-
Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
-
Воспитывать интерес к предмету и процессу обучения в целом.
Предметное содержание.
-
Общие понятия.
-
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
-
Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Сравнение двух групп предметов.
-
Взаимосвязь между целым и частью.
-
-
Числа и операции над ними.
-
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
-
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками.
-
Пространственно-временные представления.
-
Отношения: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др..
-
Установление последовательности событий.
-
Последовательность дней в неделе.
-
Последовательность месяцев в году.
-
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
-
Геометрические фигуры и величины.
-
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.
Планируемые результаты.
Дети должны знать и уметь:
1. Распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры.
2. Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.
3. Устанавливать совокупности предметов, обладающие общими признаками.
4. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги.
5. Устанавливать временные отношения.
6. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
7. Устанавливать взаимосвязь между целым и частями.
Тематическое планирование занятий.
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
1 - 3
Знакомство c плоскими геометрическими фигурами
3
4 - 5
Знакомство c объёмными геометрическими фигурами
2
6 - 7
Свойство предметов
2
8
Группы предметов
1
9 - 10
Пространственные отношения
2
11
Временные отношения
1
12 - 13
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Прямой и обратный счет. 1 1 ~
2
14 - 15
Взаимосвязь между целым и частью
2
16
Решение логических задач
1
17
Итоговое занятие
1
Модуль «Конструирование» (9 часов)
Цель - приобретение дошкольниками конструктивно - технических умений, способствующих практическому познанию свойств тел и пространственных отношений.
Задачи обучения:
-
Учить целенаправленно рассматривать предметы.
-
Сравнивать предметы между собой, видеть в них общее и различное.
-
Расчленять предметы на части.
-
Учить находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей.
-
Развивать конструктивно - технические умения.
-
Развивать планирующую мыслительную деятельность.
-
Познакомить со свойствами геометрических тел и пространственных отношений.
-
Обогатить речь детей новыми терминами (куб, пирамида и др.)
-
Привить навык совместной трудовой деятельности, взаимопомощи.
-
Развить эстетический вкус.
Предметное содержание
-
Конструирование из бумаги.
Складывание бумаги в разных направлениях. Деление бумаги по диагонали. Вырезание нескольких одинаковых деталей путем складывания бумаги. Складывание готовых выкроек. Вырезание деталей по шаблону. Аппликации. Оригами из бумаги. Игрушки из картона с элементами движения. Объемные игрушки из бумаги, картона.
-
Конструирование из природного и бросового материала.
Поделки из природного материала (кора, шишки, веточки, мох, орехи, скорлупа грецкого ореха и др.). Способы крепления деталей (клеем, проволокой, пластилином, спичками и др.) Поделки из бросового материала (пластиковые бутылки, коробки, поролон, проволока и др.)
Планируемые результаты.
-
складывать бумагу в разных направлениях, делить бумагу по диагонали;
-
вырезать несколько одинаковых деталей путем складывания бумаги;
-
вырезать детали по шаблону;
-
выполнять аппликации;
-
владеть элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать;
-
уметь создавать изображения по представлению и с натуры;
-
уметь планировать свою деятельность, работать целенаправленно, доводить начатое дело до конца;
-
проявлять изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления поделок из самых разных материалов;
-
проявлять аккуратность в процессе деятельности, не сорить, не пачкать, не разбрасывать, не нарушать уют и красоту в помещении;
-
знать и выполнять правила техники безопасности на занятиях.
Тематическое планирование занятий
№
Тема занятий
Количество часов
Конструирование из бумаги «Грузовик».
1
Конструирование из природного материала «Сова» (из шишки).
1
Конструирование из бросового материала «Страус» (из пластмассовой бутылки).
1
Конструирование из спичечных коробков «Паровозик».
1
Конструирование из бумаги «Лягушка».
Конструирование из бумаги «Цирковые животные» (на основе закрученных прямоугольников).
1
Конструирование из природного материала «Ёжик» (из скорлупы ореха).
1
Конструирование из бросового материала по замыслу детей «Скворечник» (из коробочки от чая).
1
Модуль «Волшебные пальчики» (лепка из пластилина) (8 часов)
Цель - развитие мелкой моторики пальцев.
Задачи обучения
-
Развитие координации движений пальцев и кистей рук;
-
Укрепление мышц рук;
-
Развитие тонких движений пальцев;
-
Умение работать по инструкции;
-
Развитие творческих способностей, мышления, произвольного внимания, самоконтроля;
-
Создание условий для развития речи ребёнка.
Предметное содержание.
-
Объемная лепка
Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.
-
Рисуем жгутиками из пластилина.
Выполнение изделий из жгутиков пластилина
-
Плоскостная лепка
Выполнение изделий из пластилина на плоскости
Ожидаемые результаты.
-
У детей стойкий интерес к лепке из пластилина как во время занятий, так и в свободное время.
-
Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
-
Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.
-
Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.
-
Лепят предметы, передавая их характерные особенности.
-
Рассказывают о последовательности выполнения своей работы и работы, отвечая на вопросы педагога.
Тематическое планирование занятий.
№
Тема занятий
Количество
часов
1
Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию».
1
2
Лепка «Кукла».
1
3
Лепка «Ваза с фруктами»
1
4
Лепка «Рыбки»
1
6 - 7
Рисуем жгутиками из пластилина
2
8
«Божьи коровки на ромашке» (плоскостная лепка)
1
9
«Цветы для мамы» (плоскостная лепка)
1
Познавательно - речевое развитие детей ( 34 часа)
Модуль «Подготовка руки к письму» (17 часов)
Цель - развитие графических движений, зрительно-моторной координации, тонкоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.
Задачи обучения:
-
Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.
-
Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
-
Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
-
Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
-
Познакомить с основными правилами штриховки:
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;
- научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю линии), писать элементы букв и буквы в строке:
- познакомить с основными правилами красивого письма;
- подготовить к формированию графического навыка.
Предметное содержание.
-
Знакомство с правилами письма и разлиновкой тетради.
Правильная посадка, положение листа. Разлиновка тетради (узкая рабочая строка, широкая рабочая строка)
-
Обведение по контуру узоров, составление узоров, штриховка.
-
Письмо основных элементов букв
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
- овалы
- линии с закруглением внизу и вверху,
Предполагаемые результаты:
-
Правильно сидеть (правильная поза: положение туловища, рук, головы, положение тетради или листа).
-
Правильно держать ручку.
-
Четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии), уметь писать элементы букв в строке.
-
Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания элементов букв.
-
Писать основные элементы букв:
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
- овалы;
- линии с закруглением внизу и вверху,
-
Аккуратно штриховать фигуры.
-
Обводить ровно и аккуратно по контуру.
-
Аккуратно разукрашивать фигуры.
Тематическое планирование занятий
№
п/п
Тема занятий
Кол - во
часов
1
Знакомство с правилами письма, с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша(ручки) при работе в тетради
1
2
Обведение по контуру узоров.
1
3
Составление узоров по аналогии и самостоятельно,
1
4 - 5
Обведение по контуру и штриховка
2
6
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких и длинных линий.
1
7
Письмо наклонной короткой и длинной линии.
1
8
Обведение по контуру. Ломанные и изогнутые линии.
1
9
Письмо маленьких и больших овалов.
1
10
Письмо полуовалов.
1
11
Обведение по контуру петель.
1
12
Письмо коротких линий с закруглением внизу.
1
13
Письмо длинной линии с закруглением внизу.
1
14
Письмо коротких линий с закруглением вверху.
1
15
Письмо длинной линии с закруглением вверху.
1
16
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу.
1
17
Повторение изученных элементов
1
Модуль «Развитие речи» (9 часов)
Цель - развитие устной речи детей, формирование коммуникативных умений, обогащение активного и пассивного словаря ребят.
Задачи обучения:
-
Развивать умения говорения, слушания.
-
Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развить грамматический строй речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка- носителя языка.
-
Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
-
Развивать умение общения с взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека.
Предметное содержание
-
Лексическая и грамматическая работа:
-
обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
-
употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
-
Развитие связной речи:
-
ответы на вопросы, участие в диалоге;
-
подробный пересказ текста по зрительной опоре;
-
составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
-
-
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
-
знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
-
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
-
К концу года дошкольники должны знать и уметь:
1. Речь является сложнейшим средством общения.
2. Элементарные правила общения в школе и гостях;
- уметь слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;
- уметь говорить перед коллективом, отвечать на вопросы взрослого;
- уметь строить простые речевые конструкции.
Тематическое планирование занятий.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Давайте познакомимся. Речь - средство общения
1
В гостях. Потешки..
1
Слово веселит, огорчает, утешает
1
Пословицы и поговорки о труде, родине, матери
1
Сядем на пригорке, расскажем скороговорки
1
B гостях у сказки. Игры с ударением
1
Слова - противоположности
1
Многозначные слова
1
Ох, уж эти загадки!
1
Модуль «Ознакомление с окружающим миром» (8 часов).
Цель - знакомство дошкольников с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта через творческие проблемные задачи; развитие ребенка в целом; осуществление речевого развития.
Задачи обучения:
-
Воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, помочь осознать смысл произносимых детьми слов, что в свою очередь готовит их к будущему освоению научного языка.
-
Расширить представления дошкольников о растительном и животном мире.
-
Обеспечить условия для накопления у детей знаний о социальной действительности, предметах материальной культуры, свойствах и разновидностях материалов, явлениях природы и др.
-
Помочь раскрыть детям сущностные особенности предметов.
-
Развивать наблюдательность у дошкольников, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности, что даст ребенку возможность разумно действовать в реальной жизни.
-
Воспитывать бережное ответственное отношение к природе.
-
Учить следовать экологическим правилам поведения в природе, эстетическим правилам поведения в обществе.
Предметное содержание.
-
Времена года. Явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года. Основные признаки сезона. Сутки. Режим дня.
Природа живая и неживая. Основные характеристики.
Характерные особенности домашних и диких животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране, в других странах. Растения. Характерные особенности культурных и дикорастущих растений. Правила поведения в природе.
Наша страна. Столица. Мой родной город. Моя семья.
Планируемые результаты.
Знать:
-
времена года;
-
части суток;
-
отличие живой и неживой природы;
-
название страны и города в котором живет
Уметь:
-
различать диких и домашних животных;
-
различать культурные и дикорастущие растения;
-
называть характерные признаки времен года;
-
различать части суток;
-
рассказать о своей семье.
Тематическое планирование занятий.
№п/п
Тема занятий
Количество занятий
1
Мир вокруг нас. Времена года
1
2
Части суток. Режим дня. Школьное время
1
3
Природа живая и неживая.
1
4
Дикие и домашние животные.
1
5
Культурные и дикорастущие растения. Правила поведения в природе.
1
6
Россия - наше государство. Столица России.
1
7
Наш город.
1
8
Расскажи о себе. Моя семья.
1
3