Развлечение Поверья русского народа

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развлечение в старшей группе Тема: «Поверья русского народа» Воспитатель: Птуха Н.А.

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Оборудование: Репродукции с изображением духов низшей русской мифологии (домовой, леший, водяной, кикимора); аудиозапись с русской народной мелодией; атрибуты для игры «Жмурки с водяным» (парик для водяного из бросового материала, повязка для глаз).

Предварительная работа. 1. Изготовление парика. 2. Беседа о жизни и быте русских людей в Древней Руси. 3. Словарная работа с использованием словаря В.И. Даля «бадья», «домовой», «хохлома».

Ход развлечения.

Звучит музыка. Дети входят в комнату русского народного быта (уголок, обустроенный в старинном русском стиле). Ведущий (в образе хозяюшки): - Милости прошу, гости дорогие. Вставайте поудобнее, да послушайте мой рассказ о моей избе. В далекие- далекие времена в избе была всего одна комната, большую её часть занимала русская печь. В левом углу от печки стоял стол, а на столе всегда лежала буханка хлеба с солью. А вы, знаете, как называется этот угол? Дети: Красным, т.е. красивым. Здесь принимают гостей. Ведущий: Правильно. Так и говорили: «Не краска изба углами, а красна пирогами». А рядом размещалась красивая деревянная посуда. Очень любили русские люди делать из дерева посуду: ковш, тарелки, кружки, бадьи. А чтобы посуда была яркой, искусные мастера расписывают её. Как же называется вот эта роспись? Кто помнит? Посмотрите, вот вьется травка - былинка, а из неё выглядывают ягодки - смородинка, малинка или цветы - маки, ромашки, колокольчики. А как вы думаете, что же ели из этой посуды? Дети: (варианты ответов). Ведущий: Главной едой русского народа были хлеб, который пекли сами, да овощи с огорода. Про хлеб говорили: «Хлеб - всему голова». Почему? Быть сильными и крепкими помогала простая полезная пища. А еще давным-давно русские люди были очень суеверными. Всем вам знакомы герои русских сказок - домовой, водяной, леший, кикимора, баба-Яга. Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой, и считали, что они существуют на самом деле. Они думают, что каждый из этих существ живет в своей стихии. Домовой прячется в доме за печкой, в подполье, а то и на чердаке. Леший хозяйничает в лесу, а на зиму уходит спать под землю. Водяной живет в подводном царстве, на дне озер и рек. Все верили, что каждый из этих духов бережет свою стихию, защищает от плохих поступков и разных бед людей. Народ из поколения в поколения передавал истории о том, как духи наказывали людей за неуважение к их владениям. Считалось, что за шум в лесу, леший может долго водить человека среди деревьев, а то и вовсе не отпустит. Водяной за беспорядок в его царстве, вместо рыбы, загонял в сети мусор. А тех людей кто вел себя подобающе, духи могли наградить: водяной - знатным уловом, леший - хорошим сбором грибов и ягод. Домовой - порядком и миром в доме. (Дети рассматривают репродукции, развешанные на стене, обмениваются впечатлениями).

Вдруг раздается стук в дверь. Входит Баба-Яга. Баба-Яга: Охти-ох! Что-то слышала, про меня говорят, да про моих братьев и сестер. Ведущий: Ой, ребята! Кто же к нам пожаловал? Здравствуй бабушка Яга. Зачем же ты пожаловала? Баба-Яга: Да ищу своего братишку названного, домовенка Кузю. Не пробегал сие? Ведущий: Да Кузя у нас уже давно живет в своем домике в уголке. А зачем он тебе? Баба-Яга: Хотела, чтобы он у меня похозяйничал в избушке на курьих ножках, а то мыши меня совсем одолели, да и порядка нет никакого ох-ох-ох! Пусть он у меня поживет немножко, пока его друг Нафаня не вернётся из стран далеких. Можно? Ведущий: Ну, хорошо, пусть домовенок похозяйничает у тебя немного, но потом обязательно вернется к нам - без него нам тоже плохо! Баба-Яга: Ой, спасибушки, спасибо. Как я рада! Какие вы все добрые! Хочу с вами поиграть! Игра называется «Жмурки с водяным». Дети становятся в круг, держась за руки. По считалке выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут по кругу со словами: Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выйди на минуточку, Поиграем в шуточку! На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку, и ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребенок, которого узнал водяной , становится водяным. Баба-Яга: Ой, как здорово вы играете. А загадки умеете отгадывать? 1. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружка, А всего одна игрушка.

2. На голове у толстяка Блестящая корона, Но только не имеет он, Ни царства и ни трона.

3. Это платье на Руси Женщины носили, И еще его всегда Безрукавным шили.

4. Три струны, а звук какой, С переливами, живой. Узнаю его в момент - Это русский инструмент.

5. Обувь делали крестьяне, Для себя конечно сами. Как назвать её нам, дети, Поскорее нам ответьте.

Баба-Яга: Охти-охти! И загадки вы могли отгадывать! Какие молодцы! А петь умеете? Дети: Да (Исполняется песня «Однажды Бабка-Ёжка») Баба-Яга: Ох, и развеселили вы меня! Поиграю с вами за это в свою любимую игру: «Гори-гори, ясно». Дети идут хороводным шагом, проговаривая слова: Выбирается «горелка»

Гори, гори, ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, Колокольчики звенят, Раз, два, три, беги. «Горелка», пробегая в кругу , останавливается у двух игроков, которые оббежав круг, должны успеть перехватить у «горелки» ленточку). Баба-Яга: Вот так, детушки! Молодцы! Ребятушки! Весело мне с вами было. Да пора домой. Дома порядок наводить. Скоро весна-красна придет - пора мне Лешего будить. А за то, что вы такие добрые, да смышленые , вот вам мой подарочек (Корзина с угощениями).

Баба-Яга прощается и уходит. Дети садятся за столы.

Используемая литература:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.-№4. С. 28-35.

2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр, 2003.

3. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11. - С. 20-24.

4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. - Великий Новгород.: Изд-во Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.

5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.

7. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб., 1998

8. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.


© 2010-2022