Программа Мое Солнце (патриотическое воспитание дошкольников)

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Донецкая Народная Республика

Шахтерское дошкольное образовательное учреждение

комбинированного типа №6 «Росинка»

управления образования администрации города Шахтерска






Программа

«Моё СОЛНЦЕ»

патриотического воспитания

для дошкольников 5-7 лет

ДОУ №6 «Росинка»

2015-2016г.


Срок реализации программы : 2 года


Автор программы: Панова Лиана Станиславовна





г. Шахтерск


2015г.



Автор: Панова Лиана Станиславовна

воспитатель

педагогическое звание «Воспитатель-методист»

ДОУ №6 «Росинка»

Рецензент: Т. П. Брикун

заведующий

ДОУ №6 «Росинка»























Утверждено: педагогическим советом ДОУ № 6 «Росинка»

(протокол № ___ от __________)

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы

Программа «Моё СОЛНЦЕ» направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания "Я" как гражданинf своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

В настоящее время возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно - нравственного воспитания стали понимать и родители ребят. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов-интернатов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»- телеманию, виртаманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.

Поэтому совместные усилия детского сада и семьи должны быть направлены на формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает: на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

1.3. Цель и задачи программы

Цель:

- формирование у детей первых представлений об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности дошкольников;

- передача положительного духовного опыта поколений;

- тесная взаимосвязь с родителями, прикосновение к истории своей семьи, способствующее бережному отношению к традициям.

Задачи:

5 лет

  • - Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).

  • Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.

  • Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.

  • Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

  • Рассказывать о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

6 лет

  • Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.).

  • Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

  • Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.

  • Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др.

  • Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения

  • Расширять представления о малой родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

  • Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.).

  • Воспитывать любовь к Родине.

  • Рассказывать детям о своем родном городе.

  • Познакомить с флагом и гербом ДНР, мелодией гимна.

  • Расширять представления детей об армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей.

7 лет

  • Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны).

  • Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

  • Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

  • Углублять и уточнять представления о Родине. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

  • Закреплять знания о флаге, гербе и гимне ДНР (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).

  • Развивать представления о том, что ДНР - многонациональная республика. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

  • Расширять представления о родном городе.

  • Расширять знания о государственных праздниках.

  • Углублять знания об армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.).

1.4. Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

В соответствии с возрастными особенностями старших дошкольников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном - в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, "увидеть" прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления - при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания детей ДОУ №6 «Росинка» г. Шахтерска. Преподавание курса строится на принципе преемственности между детским садом и школой.

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа разработана для учащихся 5-7 лет

1.6. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения и воспитания.

1.7. Этапы реализации

1. Подготовительно-организационный (май 2015-август 2015)

- создание методической базы в ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников;
- анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
- сбор материалов для образовательной и воспитательной деятельности, подготовка игровой комнаты.
- разработка рабочей программы.

2. Основной (сентябрь 2015 - апрель 2017)

- проведение занятий по данной программе;
- участие в различных проектах;

- коррекция рабочей программы в конце учебного года.

3. Заключительный (май 2017)

- мониторинг работы дошкольного образовательного учреждения по данной программе;
- анкетирование педагогов и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в детском саду.

1.8. Формы и режим занятий

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия очень привлекательны для ребят. В свободное от занятий время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка.

  • Формы работы:

  • анкетирование,

  • игры,

  • тематические беседы,

  • викторины,

  • экскурсии,

  • встречи с ветеранами,

  • воинами-интернационалистами,

  • конкурсы,

  • посещение музеев,

  • праздники, посвященные памятным датам,

  • семейные праздники,

  • изучение истории семьи, своей родословной;

  • соревнования,

  • родительские собрания,

  • родительский лекторий,

  • индивидуальное консультирование,

  • совместные мероприятия,

  • концерты,

  • конкурсы,

  • проекты,

  • совместная работа воспитанников с родителями и родственниками по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье и т.п.

Социальные связи: музей города; комитет по делам семьи и опеки; дом культуры г. Шахтерска, организация по делам молодежи г.Шахтерска.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические.

Конкретные формы: занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные

1.9. Принципы реализации программы

Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей 5-7 лет:

1. принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.).

2. принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общереспубликанского патриотизма, но и местного и регионального.

3. принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.).

4. принцип непрерывности (формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию патриотических чувств).

5. принцип интеграции (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.; естественное включение краеведческого материала).

6. принцип целостности педагогического процесса (обеспечивает единство воспитания, обучения и развития).

7. принцип преемственности (патриотическое воспитание продолжается в начальной школе).

8. принцип стимулирования активности (важным этапом патриотического воспитания является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность). Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, края, воспоминания старожилов, материал для мини-центра и др.).

2. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

- система краеведческих знаний,

- устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой Родины,

уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

- любовь и бережное отношение к родной природе;

- посильное служение Отечеству, активную жизненную позицию, развитие интереса к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;

- инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

2.1. Отношения, формируемые в результате общения и деятельности

• Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему

поколению в семье, детям, другим людям; благородство, достоинство, толерантность;

• осознание того, что мы не безродные, «не Иваны родства своего не помнящие»;

• понимание своей ответственности за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).

Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

Осуществляются в конце каждого года занятий

Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.

Предполагаемый результат деятельности:

1 год:

  • сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;

  • получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;

  • узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

2 год:

  • сформированы понятия "родня", "дружба", "Отечество";

  • получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.

2.2. Нормативная документы программы

1. Закон МОН ДНР «Об образовании»

2. «Государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015 - 2017»

3. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

4. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики

3. Тематический план

1год:

№ п/п

Тема занятия

направление «Моя семья»

1.

2.

Я и моя семья.

Очень я люблю маму милую мою.

направление «Я - человек»

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Жил - был Я.

Я и моё имя.

Мир моих увлечений.

Акция «Двор детского сада»

Все работы хороши - выбирай на вкус.

Край, в котором я живу.

Мой город.

направление «Я и Отечество»

10.

11.

12.

Наша Родина.

Наши защитники.

Этот День Победы!

направление «Я и природа»

13.

14.

15.

16.

Почему год круглый?

Загадки о временах года и явлениях природы.

Информационный проект «Не проходите мимо!»

Экскурсия в природу!

2год:

п\п

Тема занятия

направление «Моя семья»

1.

2.

3.

4.

Моя родня.

Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».

Изготовление панно «Моя семья»

Уважай отца и мать - будет в жизни благодать.

направление «Я - человек»

5.

6.

7.

8.

О дружбе, доброте, отзывчивости.

Что такое хорошо, что такое плохо.

О лени и лентяях.

Беседа: «Кому нужна моя помощь?»

9.

10.

Игра «Путешествие в страну Мультфильмию»

Когда у друзей лад - каждый этому рад.

направление «Я и Отечество»

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

История города Шахтерска. Город и его символы.

Мастер - класс «Кукла - оберег»

Беседа «О чём рассказывает наш герб?»

Игра « Мой город»

Беседа «Мои земляки»;

Экскурсия в музей

Обычаи и традиции Шахтерского края.

Открытия, которые совершил человек

В гостях у ветерана

«Честь имею»

«Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы.

Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне»

Подготовка к праздничному концерту.

Музыкально - литературная композиция, посвящённая Великой Победе.

направление «Я и природа»

25.

26.

27.

28.

29.

Мы маленькие дети на большой планете.

Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!

Природа и фантазия.

Игра «Все на белом свете - солнышкины дети»

Экскурсия в природу.


4. Содержание программы

1год.

№п/п

Наименование темы

Содержание занятия

Форма организации. Виды деятельности

направление «Моя семья»

1.

Я и моя семья.

разгадывание ребуса «7Я», понятие «Семья», рисунок «Моя семья»; домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование дома для всей семьи.

игры соревнования беседа

2.

Очень я люблю маму милую мою.

рисование портрета мамы, чтение стихов, пение песен о маме; изготовление подарка маме; игровое развлечение «Вместе с мамой»

игры творческая работа

направление «Я -человек»

3.

4

Жил - был Я.

Я и моё имя.

Самопредставление,

игра «Давайте знакомиться, рисование «Я-солнышко в семье»)

(беседа «Для чего человеку имя?», игра «Полное и неполное имя», этюд «Назови ласково». Составление проекта «Мое имя»

игры.

соревнования

5.

Мир моих увлечений.

Круговая беседа - представление «Я и мои таланты».

соревнование

6.

Акция «Двор детского сада»

совместное мероприятие с родителями: посадка деревьев, уборка территории детского сада

родительское собрание совместное мероприятия

7.

Все работы хороши - выбирай на вкус.

загадки о профессиях;

рисование «Кем я буду, когда вырасту»

игры соревнование

экскурсия

8.

Край, в котором я живу.

рассматривание картин о природе родного края

фотовыставка «Донбасс»; викторина «Что в родном краю растёт?»;

экскурсия в парк

экскурсия

9.

Мой город.

экскурсия «С чего начинается Родина»;

посещение выставки в Музее «Моя малая Родина»;

рисование «Мой город»;

ролевая игра «Магазин сувениров».

игры

экскурсия

направление «Я и Отечество»

10.

Наша Родина - Донбасс

рассматривание репродукций картин о родной природе,

чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»;

Донецк - главный город нашей Родины, пословицы о Родине; рассказ о флаге,

раскрашивание нарисованного флага;

рисование на тему «Моя Родина»

слушание «Гимн ДНР»

игры викторина творческая работа

11.

Наши защитники.

песни и стихи об армии; спортивное развлечение «Вместе с папой»;

семейные праздники, соревнование

12.

Этот День Победы!

изготовление праздничных открыток;

конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»;

экскурсия к Вечному огню совместно с родителями; оформление стенда

творческая работа экскурсия встреча с ветеранами

направление «Я и природа»

13.

Почему год круглый?

сказочное представление о временах года

игры викторина

14.

Загадки о временах года и явлениях природы.

времена года и явления природы.

Маленький концерт «Песни - 4 желания» (про разные времена года)

соревнование беседа

15.

Информационный проект «Не проходите мимо!»

сбор информации для проекта

«Не проходите мимо»

проект

16.

Экскурсия в природу!

совместно с родителями наблюдения, подвижные игры

семейные праздники,

2 год

направление «Моя семья»

1

Моя родня.

рассказы детей о членах семьи из личного опыта, традиции и праздники моей семьи

беседа

2

Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».

представления о семье, семейных традициях и праздниках

игры соревнование

3

Изготовление панно «Моя семья»

Я - в середине, а по лучам - члены семьи

проект творческая работа

4

Уважай отца и мать - будет в жизни благодать.

Чтение стихов, пословиц;

беседа

семейные праздники

направление «Я - человек»

5

О дружбе, доброте, отзывчивости.

Доброта, отзывчивость взаимопомощь

родительское собрание

6

Что такое хорошо, что такое плохо.

Чтение стихотворения Маяковского

игры викторина

7

О лени и лентяях.

Лень, последствия

игры беседа

8

Беседа: «Кому нужна моя помощь?»

Милосердие, чувство дружбы и коллективизма;

соревнование

9

Игра «Путешествие в страну Мультфильмию»

Мультфильм про кота Леопольда

ианкетирование беседа

10

Когда у друзей лад - каждый этому рад.

взаимопонимание, творческая активность

игры беседа

направление «Я и Отечество»

11

История города. Город и его символы.

Шахтерск, символы

викторина

12

Мастер - класс «Кукла - оберег»

Старинные предания

творческая работа

13

Беседа «О чём рассказывает герб?»

мастер - класс дает методист

беседа

14

Игра « Мой город»

подвижные игры

соревнования

игры соревнование праздник

15

Беседа «Мои земляки»

Знаменитые люди города

16

Экскурсия в Музей города

участие в создании патриотических плакатов

экскурсия

17

Обычаи и традиции Шахтерского края.

Праздники, народные игры

игры

18

Открытия, которые совершил человек

о пароходе, об автомобиле, о самолёте, время космических полётов

фото альбом

игры беседа

19

В гостях у ветерана

как важен мир-тем.беседа

встреча с ветеранами

20

«Честь имею»

праздник посвящён Дню защитников Отечества

встреча с ветеранами

21

«Изготовление подарков для ветера-нов». Орден Победы.

открытки своими руками

творческая работа

22

Информационный про-ект: «Непри-думанные рассказы о войне»

сбор информации, обсуждение, защита проекта

проект

творческая работа

23

Подготовка к праздничному концерту.

разучивание песен и танцев

встреча с ветеранами

24

Музыкально - литера-турная ком-позиция, посвящённая Великой Победе

День Победы. Поздравления ветеранов

совместное мероприятие праздник

направление «Я и природа»

30

Мы маленькие дети на большой планете.

Видео альбом

игры

просмотр видео

31

Мир украша-ют деревья, цветы. Помни, бе-речь их всег-да должен ты!

плакаты, призывающие к охране природы

игры

беседа

проект «Береги природу»

соревнование

экскурсия

творческая работа

32

Природа и фантазия.

Аппликации с растительным орнаментом

творческая работа

33

Игра «Все на белом свете - солныш-кины дети»

Дополнение родительского уголка

игры творческая работа

34

Экскурсия в природу.

совместно с родителями оформление фотовыставки

игры

экскурсия

5. Методическое обеспечение программы:

Для осуществления образовательного процесса по Программе необходимы следующие принадлежности:

  • спортивный инвентарь;

  • подборка видеофрагментов, презентаций

  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

  • принтер, сканер, мультмедиапроектор;

  • цифровой фотоаппарат

  • портреты писателей, поэтов, композиторов

  • музыкальный инструмент (фортепиано),

  • ноутбук,

  • фонограммы музыкальных произведений.

6. Требования к уровню подготовки детей

Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов моей семьи;

-материальное положение семьи;

-где и кем работают родители;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким;

-историю Малой Родины и родного края;

-историю своего народа и его нравы;

-историю государственных символов ДНР;

-имена знаменитых соотечественников, прославивших Родину;

- свой родной язык;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.

-основы народной медицины.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;

-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;

-делать приятное своим родным и близким;

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Родину своими подвигами

(в том числе о своих предках, родных и близких людях);

-петь песни своего народа;

-рассказывать народные сказки;

-исполнять народные танцы, пляски;

-играть в народные игры, водить хороводы;

-ценить красоту и богатства родной природы;

-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины.

Действую:

-участвую в составлении родословной моей семьи;

-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

-берегу мир и покой моей семьи;

-изучаю историю ДНР, своей Малой Родины и родного края;

-с уважением отношусь к символам ДНР: знаю историю государственных символов,

слушала текст и мелодию Гимна ДНР;

-смотрю мультфильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества;

- уважительно отношусь к другим людям;

-не нарушаю правила и законы моего государства;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-участвую в народных праздниках;

-участвую в сохранении памятников истории и культуры;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.

7. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

  • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

  • Оформление групповых комнат.

  • Благоустройство ДОУ.

  • Труд бытовой в природе.

  • Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

  • Природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Взаимодействие с родителями

№ пп

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Проведение родительского всеобуча.

По плану ДОУ

Заведующий, методист

2

Выставка цветов и композиций посвященных Дню города.

Сентябрь

Воспитатели, родители, методист

3

Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края).

Октябрь

Воспитатели

4

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех».

Ноябрь

Воспитатели, родители, методист

5

Проект «Мама, папа, я - спортивная семья».

Ноябрь

Воспитатели, психолог, методист

6

День открытых дверей «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Декабрь

Заведующий, методист, воспитатели

7

Оформление стенда «Древо своей семьи».

Январь

Родители, воспитатели

8

Конкурс плакатов «Защитники Отечества».

Февраль

Воспитатели, родители, методист

9

Досуг «Мой - папа».

Февраль

Физинструктор, родители

10

Праздник вместе с мамами

«Мама солнышко»

По плану ДОУ

Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители

11

Организация совместных занятий детей и родителей.

Апрель

Воспитатели, методист, психолог

12

Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам».

Апрель

Родители, воспитатели

13

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».

Июнь

Родители, воспитатели

14

Экологический форум «Съезд животных Сахалинских лесов».

Июль

Родители, воспитатели, методист

15

Участие в празднике корейского народа населявшего г. Макаров.

Август

Родители, воспитатели

Используемая литература



  1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика - Синтез, 2005.

  2. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.

  3. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

  4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.

  5. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

  6. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.

  7. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.

  8. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.

  9. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

  10. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.Атлас «Люби и знай свой край». М., 1998.

  11. Благинина Е. Огонек. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.

  12. Благинина Е. Бабушка-забота. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.

  13. Журналы «Веселые картинки», «Миша», «Мурзилка».

  14. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Художественная литература, 2003.

  15. О маме. Стихи и рассказы. М.: «Детская литература», 1988.

  16. Я познаю мир: детская энциклопедия. История./ Под ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Вся учебно-методическая литература взята с Интернета.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Анкета для воспитателей

1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4. Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии Донбасса?

5. Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6. Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

7. Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

8. Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9. Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10. Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

11. Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

12. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?


Анкета для родителей

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

7.Есть ли в Вашем доме семейные традиции?






Этапы работы с коллективом

  • Анализ годового плана

  • Анализ воспитательно-образовательной работы

  • Анкетирование педагогов

  • Определение проблемы

  • Составление плана работы

  • Подготовка теоретического и практического материала

  • Семинары

  • Организация развивающей среды

  • Открытые просмотры

  • Микро- мини- центры краеведения

  • Презентации конспектов занятий

  • Оформление фотоальбомов

  • Накопление теоретического и практического материала

  • Перспективное планирование

  • Методические рекомендации

  • Конспекты занятий

  • Сценарии праздников, развлечений

  • Образовательные проекты

  • Оформление материалов

Этапы работы с детьми


  • Обследование знаний детей

  • Определение проблемы

  • Подготовка теоретического материала

  • Подготовка практического материала

  • НОД познавательного цикла

  • Сбор фотоматериалов и оформление альбомов

  • НОД по художественной литературе

  • Организация выставок, конкурсов

  • Экскурсии, беседы

  • Составление генеологического древа

  • Дидактические игры

  • Продуктивная деятельность

  • Посещение музеев

  • Праздники, развлечения

  • Накопление и оформление практического материала

Этапы работы с родителями

  • Анкетирование

  • Составление плана работы с родителями

  • Определение основных форм работы

  • Совместные праздники

  • Открытые просмотры

  • Консультации

  • СМИ для родителей

  • Смотр- конкурс «Фото из семейного альбома»

  • Составление генеологического древа

  • Встречи с ветеранами войны и труда

  • Конкурсы: «Мамины руки не знают скуки», «Папа может все что угодно», «Папа, мама и я - спортивная семья»

  • Праздник пожилого человека

  • Организация фотовыставки «Наши папы и мамы»

  • Оформление материалов, методические рекомендации










Программа Мое Солнце (патриотическое воспитание дошкольников)

Программа Мое Солнце (патриотическое воспитание дошкольников)Программа Мое Солнце (патриотическое воспитание дошкольников)

Программа Мое Солнце (патриотическое воспитание дошкольников)Программа Мое Солнце (патриотическое воспитание дошкольников)Программа Мое Солнце (патриотическое воспитание дошкольников)Программа Мое Солнце (патриотическое воспитание дошкольников)

© 2010-2022