Статья ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Максимова И.В.

Коррекционно - педагогическое обучение детей с комплексными нарушениями развития превращается в социально значимый механизм адаптации детей данной категории к условиям жизни. Образовательные результаты конкретного ребёнка, имеющего сочетание различных нарушений, во многом зависят от структуры и содержания учебных программ, с помощью которых организуется обучение .

В каждом конкретном случае рассматривается сущность сложного нарушения, его первопричинность, оцениваются последствия дефекта. При проектировании коррекционно-педагогических программ в первую очередь учитываются результаты клинико-психолого-педагогического изучения ребёнка, зафиксированного при первичном обследовании, где отражён исходный уровень развития ребёнка.

Путь построения модели индивидуальной программы является процессом органического соединения определённых противоположностей:

- всеобщего и специфического

- стандартного и творческого

- нормативного и гибкого

Т.О. индивидуальная коррекционная программа - это интегрированная модель коррекционно - образовательной программы

Основными задачами на этапе проектирования модели инд. Программы будут:

- изучение категории ребёнка с комплексным нарушением с целью выявления индивидуально-психологических, клинических особенностей детей, квалифицировать вид нарушения и определить структуру дефекта

- отобрать определённый набор дисциплин, инвариативно распределить содержание их и рационально сбалансировать между составляющими частями.

Данная категория детей, попадая в образовательное учреждение, имеют не только различный возраст и имеют определённый уровень развития. По мнению многих современных исследователей и нашего опыта дети дошкольного возраста имеют практически нулевую ступень развития (ДЦП и УО, ДЦП и нарушение слуха , зрения и т.д.). Другие дети систематически лечились получали консультации специалистов и обладают определёнными умениями в области самообслуживания, имеют определённый уровень речевого развития, положительно оцениваются в динамике общей моторики

В разработке образовательного маршрута таких детей за основу нужно брать потребности ребёнка. Изучив программы дошкольного образования для детей с имеющимися нарушениями (ДЦП, УО, нарушения слуха и т.д.), мы считаем что в индивидуальной программе очень трудно стандартно прогнозировать содержание обучения по годам обучения, придерживаяст той или иной программы. По мнению Жигоревой М.В. можно предложитбь два варианта индивидуальных программ:

- 1 вариант рассматривается как первоначальная ступень образования

- 2 вариант - как основная (усложнённая) ступень.

Все пункты содержания 2 вариантов программ располагаются параллельно согласно основным разделам.

Алгоритм индивидуальной коррекционной программы основывается :

- на профессиональных знаниях педагогов законов развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов развития психических процессов

- на знании механизмов формирования навыков и умений

- на глубоком изучении основных составляющих сложной структуры развития ребёнка, имеющего различные сочетания

- на необходимости обеспечения общего всестороннего развития дошкольника с максимальной адаптацией к окружающей действительности

- на основе деятельностного подхода и воспитания, т.е. проведение всех видов воспитательной работы - образовательной и коррекционной в русле основных видов деятельности

- на основе междисциплинарного подхода, где скоординировано объединены практически все направления коррекционной педагогики и специальной психологии

По нашей практике программа состоит из 9 разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям. Содержание разделов группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал. В 1 варианте - элементарный уровень, имеет пропедевтический характер, а во 2 варианте - несколько усложнён.

Разделы:

  • Труд

  • Игра

  • Изобразительная деятельность и конструирования

  • Ознакомление с окружающим миром

  • Развитие речи

  • Развитие слухового восприятия (с нарушением слуха), зрительного ( с нарушением зрения)

  • Обучение устно речи

  • Формирование элементарных математических представлений

  • Музыкальное воспитание

  • Физическая культура

В данной программе необходимо принимать во внимание следующие критерии:

  • Дифференцированный подход - ориентация на индивидуальные возможности, возможно осуществление доминирующих видов деятельности, доступных для выполнения

  • Творческое преобразование - содержание программы не может сохраняться, тт.к изменения в обществе и изменения в технологиях воздействия на ребёнка.

  • Ориентация на тематическую взаимосвязь

  • Связь ситуации и деятельности (часто это бывает спонтанно)

  • Дозированность и постепенность поджачи материала

  • Опора на сохранные анализаторы.

Методы обучения - комбинированные - Смирнова Г.И - картинный словарь

  • Оснащение процесса - специальное оборудование, пособия , ИКТ

Эта модель индивидуальной программы уже апробирована в учреждениях г. Москвы и Санкт - Петербурга. Мы пробовали её и на своих детях. Результаты работы по данной модели ещё единичны , но мы надеемся на успех.


© 2010-2022