Консультация для воспитателей Современные проблемы семьи при поступлении в детский сад

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ д/с №31 п. Ждановский











Консультация для педагогов

«Современные проблемы семьи при поступлении в детский сад»

Выполнила

воспитатель I к.к.

Семейкина Н.А.





2015-2016 учебный год

Поступление ребенка в детский сад является значительным событием, как для родителей, так и для педагогов. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Очень важно установить доверительные отношения, выяснить особенности каждой семьи и провести работу по повышению психолого-педагогической культуры родителей с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к ДОУ.

Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходимо оказать профессиональную помощь семье. Для этого в ДОУ проводятся родительские собрания, консультации с педагогом-психологом, индивидуальные беседы, посещение семьи, широко используется наглядная агитация (стенды, памятки, фотоальбомы).

На первом родительском собрании родителей знакомят с особенностями адаптации детей к новым социальным условиям, психофизиологическими особенностями детей, со спецификой взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, предлагают их вниманию режим в группе и вариант планирования образовательного процесса. Кроме воспитателей группы, в работе собрания принимают активное участие заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, медицинская сестра и педагог-психолог.

Как показывает опыт работы, целесообразно провести для родителей экскурсию по детскому саду, в другие группы и помещения (музыкальный и спортивный залы, медицинский кабинет, изостудия, кабинеты педагога-психолога, учителей-логопедов и др.). Цель - показать родителям, что в ДОУ создана благоприятная среда для здоровья и развития детей.

В результате, родители получают информацию о том, как решаются в учреждении вопросы охраны жизни и здоровья детей, как соблюдаются воздушный, световой, двигательный и питьевой режимы, какие созданы условия для проведения гигиенических процедур. Во время экскурсии мы более подробно рассказываем родителям об организации предметно- развивающей среды, знакомим с условиями, созданными для уединения и психологической разгрузки детей.

Традиционно родители приглашаются на заседание «Клуба молодой семьи», где они получают информацию о том, как протекал период адаптации у других детей, каким образом действия родителей помогли детям, какие были допущены ошибки и как их можно было избежать, какой положительный опыт накоплен в других семьях.

Важным аспектом во взаимодействии ДОУ с родителями, является непосредственно встреча воспитателей с родителями. В процессе индивидуальной беседы воспитатели проявляют заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выражают желание увидеть его фотографию, интересуются его здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания. Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка, чем он любит заниматься (в какие игры играть и т.д.), какие особенности его поведения радуют родителей, а какие - огорчают. Воспитатели предлагают родителям альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, все помещения группы, чтобы ребенок дома смог заочно познакомиться с детским садом. Воспитатели объясняют родителям, как организовать рассматривание альбома в семье, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.

В детском саду практикуется знакомство с ребенком в домашней обстановке и личное приглашение его в детский сад. Воспитатели заранее подбирают игрушку или самоделку в подарок ребенку. Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог старается получить информацию о составе семьи, социальном статусе, выявить общую семейную атмосферу и особенности взаимоотношений между членами семьи, уровень психолого-педагогических знаний и практических умений, а также систему воспитательных воздействий на ребенка (согласованность или разногласия).

Вся полученная информация (медицинская карта, результаты анкетирования родителей, результаты наблюдений за поведением ребенка в домашних условиях и др.) тщательно анализируются медицинской сестрой, заместителем заведующего по ВМР, педагогом-психологом и воспитателями. По результатам анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности.

Особого внимания потребуют:

 дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений;

 дети с асоциальным поведением (грубые, агрессивные)

 дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку;

 застенчивые дети.

Вместе с тем родители именно проблемных детей, как правило, не проявляют активности и заинтересованности во взаимодействии с воспитателями. Они озабочены лишь одним желанием - как можно быстрее избавиться от «трудного ребенка». Поэтому, для такого контингента родителей и детей, планируется обязательная работа в течение двух недель, которая проводится педагогом-психологом, воспитателями, медсестрой:

 тренинговые занятия для родителей;

 совместные встречи с родителями и детьми;

 индивидуальные беседы.

Таким образом, единая, согласованная с семьей система педагогических воздействий, опирающаяся на знание возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

© 2010-2022