Экологическое воспитание (выступление на районной конференции педагогов в МДОУ д. сад ов №17)

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема: «Формирование начал экологической культуры от детского сада до международного уровня»



Воспитатели: Шульгина Т.М

Кетрова С.Б





Сентябрь 2015год

Проблемы экологии сегодня в числе первых забот жителей земли. Защита и оздоровление окружающей среды - долг каждого человека, где бы он ни жил. Поэтому, разработка и реализация экологических проектов представляется особо важным делом в процессе воспитания подрастающего поколения.

Мы стали участниками программы «Эко-школы /Зеленый флаг» Свою работу построили на основании семи шагов проекта:

1 шаг - «Создание экологического совета»

2 шаг - «Проведение исследования экологической ситуации»

3 шаг - «Разработка плана действий по снижению нагрузки на окружающую среду»

4 шаг - «Мониторинг и оценка «

5 шаг - «Включение экологической тематики в школьные курсы»

6 шаг - «Предоставление информации и сотрудничество»

7 шаг - «Формулировка и принятие экологического кодекса»

Цель нашей программы - воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и уважительное отношение к своей малой Родине.

Задачи:

1)Воспитывать у детей эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней.

2) Показать взрослым и детям влияние прогресса и цивилизации на планету и выяснить, как человек может уменьшить вред, наносимый им.

3)Привлечь внимание общественности, родителей и детей к проблеме изменения и сохранения климата.

4)Вызвать интерес, желание быть прямыми участниками проекта «Вторая жизнь мусора», осознать важность этой глобальной проблемы.

Когда мы прошли семь шагов, нам было предложено выбрать темы проектов, так как участниками проекта являются не только взрослые, но и дети дошкольного возраста, нами была выбрана тема «Вторая жизнь мусора»

Проект строился на основе следующих ориентиров :

  1. Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

  2. Желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной.

  3. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

В основе проекта лежит опора на поисковое поведение ребенка.

Актуальность проекта заключается в том, что мы сумели, объединив усилия взрослых и детей, сформировать у воспитанников ответственное отношение к окружающей среде как главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали.

Проект помогает ребенку более осознанно получать знания, развивать навыки общения со взрослыми. Он хорошо ложится в систему семейного воспитания, так как при необходимости ребенку могут оказать помощь родители, старшие братья или сестры, бабушки или дедушки. Они помогают разнообразить виды деятельности, подбирать иллюстрации, литературу, оформлять результат проекта.

Работая по данному проекту, при незначительных финансовых затратах, мы преобразовали предметно-развивающую среду в самом учреждении и на игровых участках, повысили экологическую культуру на селе.

Результат проекта «Вторая жизнь мусора»- создание «Экологического кодекса», альбомы с фотографиями, выставки рисунков, газеты, рассказы составленные ребенком, книга добрых дел, совместный труд взрослых и детей по украшению территории участка.

Вместо того, чтобы оставлять за собой горы мусора, можно попытаться его использовать. Например; к празднику «Мы с тобою, Земля!», были изготовлены коллективом, совместно с родителями, шикарные костюмы : Феи, Ковбоя, маленькой модницы.

Заводов по утилизации мусора в нашем районе нет. Но мы должны формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к окружающей среде. Воспитывать у детей эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней. Провели акцию по сбору использованных батареек, собрали шесть килограмм и сдали на утилизацию в торговый дом Эльдорадо. Стали участниками

Интерьеры детского сада оформлены исключительно работами детей и их родителей. Созданы из бросового материала интересные и нужные вещи.

Вернули «Вторую» жизнь автомобильным шинам:

- забавный ослик из автопокрышки, везущий упряжь - телегу из той же самой покрышки, конные колеса на бричке у ослика и конный фургон у деревянной лошадки ещё долго послужат повозками, наполненными разнообразными цветами;

-пара белых лебедей, которые нежно и трогательно расположились возле голубого прудика;

-шикарные, безопасные резиновые вазоны;

- мухомор, шагающий в «лаптях», послужит для детишек скамеечкой для отдыха и игр.

Фонтан в уголке отдыха, сделанный из тракторного колеса, из старой, ржавой железной бочки, украшенный камнями и обрамлённый свежей зеленью и красной сальвией, так и манит к себе взрослых и детей своей яркостью и прекрасными музыкальными переливами воды. В экологической комнате с фонтаном можно отдохнуть и заняться исследовательской работой.

Старые тазы, миски с отбитой эмалью, послужат шляпками для грибов - мухоморов и вазонов для цветов.

Для музыкальной деятельности создали шумовой оркестр: шумелки, трещётки, маракасы, шуршалки из бутылочек, коробочек из- под киндер-сюрпризов;

Двигательной и оздоровительной работы - массажеры для различных частей тела - из контейнеров из под киндер-сюрпризов, дорожки «здоровья» из пробок от пластиковых бутылок, пуговиц, зубных щеток, безопасные ориентиры из пробок, которые служат многофункциональным, нетрадиционным физкультурным оборудованием.

На экологических конференциях частыми гостями являются зарубежные представители из Дании, Норвегии, с которыми мы делимся не только опытом работы но и подарками сделанными своими руками.

Сделали столы - трансформеры, шкафы для игрового материала, эксперементальные уголки и другую мебель из списанных , трехярусных кроватей, которые поступили к нам 30 лет назад. Вся мебель сделана с учетом современных требований к предметно - развивающей среде, с соблюдением всех норм СанПина.

Эффективная работа по формированию основ экологической культуры детей проходит и на участке детского сада, где есть уголок леса, луга, поля для выращивания зерновых культур (рожь, пшеница, овес).

Важный момент воспитания экологической культуры, воспитания гражданской позиции - это участие в природоохранных акциях: «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Возрожденный лес»- сбор мусора вместе с родителями в лесу около села, создание зоны отдыха «Растем вместе», «Чистое село», «Пластиковым пакетам нет!».

Для акции «Посади дерево» лесничество выделило 100 саженцев молодых березок, саженцы акации и сосны. Совместными усилиями детей из детского сада и школьников, мы облагородили участок дороги, соединяющую поселения Култук и Новожилкино, которую в зимний период часто переметает.

Работая над проектом «Живи, Родник, живи!», совместно усилиями родителей и администрации обсыпали дорогу к роднику. Создали зону отдыха: поставили стол, скамейки. Вместе с родителями украсили поделками из бросового материала территорию отдыха. Наш родник посещают не только жители с. Култук и Новожилкино, но и городские жители.

Работая по проекту «Ригли-Меньше мусора» провели акцию по сбору макулатуры. В этом мероприятии никто не остался равнодушным. Совместными усилиями собрали тонну макулатуры.

Ежегодно проводится конкурс на лучшую производственную территорию на селе и частных домов «Цвети наш край родной!».

Совместно с родителями организовали экологические выставки из бросового материала: «Отходы и доходы», «Природа, творчество и мы».

Практическая деятельность детей в природе помогает нам определить уровень экологической воспитанности детей. Дети знают правила безопасного поведения в природе, закрепляя полученные знания в экскурсиях и походах в лес.

Проект во благо и для сохранения чистоты родной земли, сохранения своей малой Родины прост и понятен ребенку и взрослому. В своем проекте мы используем интегрированный метод обучения. Для дошкольных учреждений он является инновационным. Этот метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Дети растут любознательными, общительными, умеющие ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы самостоятельно.

С ведением ФГОС изменилась модель поведения взрослого. Взрослый должен создавать условия, где ребенок самоуправляет своим развитием. Побуждать к действию, практическому опыту и обобщению способов к действию. Не давать знания а создавать условия присвоения ребенком знаний. Развивать мыслительные способности через создание поисковых ситуаций. Опора на активные методы где ребенок субъект образования, а это значит - самостоятельный, активный, инициативный, с ним нужно считаться, позиция взаимодействия. Период дошкольного детства - важнейший в развитии ребенка: приобретенные знания в этом возрасте в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения, но только в том случае, если педагогическая деятельность будет направлена на развитие чувства сопричастности, чувства общности с природой.















© 2010-2022