Консультация на тему: Основные задачи и направления работы ДОУ по сопровождению детей в подготовке к школьному обучению

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные задачи и направления работы ДОУ по сопровождению детей

в период подготовки к школьному обучению

При планировании работы коллектива дошкольного образовательного учреждения по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в период готовности к школьному обучению важно учитывать, что под педагогическим сопровождением понимается не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы, процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого [2, с. 312].

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения детей являются содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.

Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе процесс его сопровождения, по мнению Е.Е.Кравцовой [1, с. 78] должен начинаться в дошкольном возрасте и предполагать раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии, способствовать полноценной готовности к школе и продолжаться в период обучения в начальной школе , решая задачи успешной адаптации к школьному обучению, развития основ самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании желания и умения учиться, развития творческих способностей.

Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:
  • актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;

  • перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.

Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения. В деятельности службы сопровождения Г.А.Широкова [4, с. 41] выделяет три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:

  • диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального):

  • реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности:

  • анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.

В качестве организационной основы выступает запрос (социальный заказ) на услуги по сопровождению от родителей, педагогов либо иных заинтересованных лиц. Запрос может касаться диагностики развития ребенка, оказания детям психологической помощи в трудной жизненной ситуации, обучения социальным умениям, коррекции навыков и др.

Юридической основой осуществления сопровождения ребенка является договор с родителями или лицами, их заменяющими. Предметом договора может быть: диагностическое сопровождение, психотерапевтическая помощь, коррекционно-развивающие занятия.

Кроме того, Устав образовательного учреждения должен содержать информацию о службе психолого-педагогического сопровождения детей и направлениях ее деятельности [3] .

Таким образом, анализ теоретической литературы по теме работы показывает, что готовность к школе является многокомпонентным образованием и на этапе дошкольного детства главной задачей ДОУ является всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.

Для этого в ДОУ осуществляется психолого-педагогическое сопровождение будущих первоклассников.

Осуществляя диагностику дошкольников подготовительных групп в начале учебного года, психологи и педагоги имеют возможность на основе полученных данных организовать коррекционно-развивающую работу с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении и, тем самым, более полно подготовить ребенка к переходу на следующий этап обучения.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном пространстве является сегодня одним из признаков позитивного развития национальной системы образования


Список использованной литературы

1. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е.Кравцова. - M.: Инфра-М, 2003. - 221 с.

2. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко; общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999. - 512с.

3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. [Электронная версия]. - Режим доступа: businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_121881.html

4. Широкова, Г.А.Справочник психолога ДОУ. / «Справочники» / Г.А.Широкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 384 с.



© 2010-2022