Статья из опыта работы по Взаимодействию МДОУ и семья в рамках реализации ФГОС

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Взаимодействие с родителями в рамках реализации ФГОС»

(сообщение из опыта работы)

Старший воспитатель

Н.А. Соломенникова

МДОУ «Брусничка»

п. Тубинский

Усть-Илимский район

Впервые в истории дошкольное образование стало самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной социально развитой личности.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 64 «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
в ФГОС отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, и является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с ее реализацией.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование «Что вы ожидаете от сотрудничества с ДОУ», которое помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.


Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, которые отходят на второе место в первую очередь, активно используются новые формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме
- тематические выставки по итоговым дням, совместным проектам, праздникам.
- по запросам родителей консультации специалистов (психолога, логопеда, инструктора ФИЗО, медсестры, муз. руководителя) по интересующим их вопросам
- семейные спортивные встречи в которых принимают участие и папы стали интересными не только для родителей, но и для детей;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- детско-родительский клуб «Содружество» на протяжении 4 лет является эффективной, интересной и необходимой формой сотрудничества. Заседания клуба помогают сплотить родителей и детей разных групп, помогают в создании атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

- оздоровительный клуб «Крепыш» который проводится совместно с фельдшером Тубинской врачебной амбулатории 1 раз в квартал помогает решать вопросы оздоровления детей и укрепления их здоровья. совместные походы в лес на экскурсии

- день открытых дверей, где родители вовлечены в проведении образовательной деятельности с детьми совместно с воспитателями

- Еще хочется отметить, что вошло в практику и является успешным привлечение родителей к проведению праздников, утренников, где родители являются участниками сценария.

- газета «»Брусничкины новости», в которой для родителей предоставляется много полезной информации по оздоровлению детей, их развитию и воспитанию, а также родители узнают все новости детского сада;
- сайт ДОУ
А в этом году хотим ввести еще одну форму - конкурс семейных талантов.

Для родителей важно индивидуальное внимание к каждому ребенку, доброжелательность.

Немаловажное значение здесь играют зрительные (наглядные) подтверждения внимания к ребенку - оформление информации на стенде для родителей:

1. Высказывания детей в рубриках:

  • «Какие мы разные»;

  • «Говорилки»;

  • «Устами младенца».

2. Достижения каждого ребенка в виде персональных, стилизованных значков (ладошки, фигурки детей, кораблики и т.п. - ежедневные записи родителей и воспитателей о новых приобретений ребенка):

  • «Я умею!»;

  • «Я могу»;

  • «Я люблю»;

  • «Вот чему я научился!»

3. Персональные листы («Про меня») с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми (могут быть помещены на лестничных клетках, на стенах коридоров, прилегающих к группе).

4. Записи вопросов, высказываний, рассуждений детей о том, что их интересует, тревожит, занимает.

5. Информация об умениях, достижениях, интересах детей, полученных в ходе наблюдений.

6. Дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам или знакам зодиака.

7. Плакаты ко дню рождения («Звезда недели», «Наша звездочка»), где помещено интервью с ребенком, пожелания детей, родителей, воспитателей.

8. «Мы вас ждем!» - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка на участие в работе группы.

9. Объявления для родителей.

На шкафчиках для одежды:

плакетки с именами ребенка и именем - отчеством родителей (фотография, рисунок-автопортрет)

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Каковы же критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей? .

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

© 2010-2022