• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Ретроспективный анализ проблемы подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников

Ретроспективный анализ проблемы подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ретроспективный анализ проблемы подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников

Проводя ретроспективный анализ проблемы подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников, мы руководствовались разработками многих педагогов в отрасли личностно ориентированного обучения и воспитания. Анализ современных исследований проблемы подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников позволил определить принципы, условия, средства и теоретическую базу подготовки будущих воспитателей, формирование у детей мотивированного поведения.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного развития. В условиях целенаправленного воспитания и обучения, учитывающие возрастные особенности и возможности дошкольников, происходит физическое, психическое и личностное совершенствование ребенка, формируются важные свойства мышления, познавательные интересы и способности. Этим мыслям мы находим подтверждение в работах ряда ученых: В. К. Бальсевича, Л. И. Лубышевой, Ю. К. Чернышенко и др.

В дошкольном образовании особенно остро стоит проблема обучения детей. Первые шаги в обосновании необходимости обучения детей в дошкольном возрасте были сделаны в XVІІ веке великим чешским педагогом Я. А. Каменским. Выход в свет первого в истории педагогики научного трактата «Материнская школа» ознаменовал начало теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В этой работе Я. А. Каменский впервые представил миру развернутую систему воспитания и обучения ребенка от рождения до 7 лет. Он считал материнскую школу (дошкольный возраст) необходимой первой ступенью в стройной системе образования юношества, без которого немыслимо полноценное последующие обучение и воспитание. Обучение и воспитание в материнской школе Я. А. Каменского- это естественное начало. Преддверие дальнейшего постепенного входа во «дворец разума».

Следующий шаг в научной разработке и обосновании основ дидактики детского сада был сделан великим педагогом, создателем отечественной педагогической системы К. Д. Ушинским. Воспитанию и обучению детей в период дошкольного детства К. Д. Ушинский придавал особое значение, рассматривая его как одну из ступеней в общей системе воспитания и обучения. К. Д. Ушинский научно обосновывает дидактические принципы и считает, что построение обучения в соответствии с ними обеспечит полноценное психическое развитие ребенка.

В своих замечательных учебных пособиях «Родное слово» и «Детский мир» К. Д. Ушинский собрал большой познавательный материал об окружающих предметах и явлениях живой и не живой природы. Он создал и методику работы с этим материалом. Познавательный материал, разработанный им, лег в основу содержания первых программ воспитания в детском саду. К. Д. Ушинский считал, физическое образование необходимым процессом, который должен строиться на изучении анатомо-физиологических и психологических особенностях ребенка, использовав при этом народные игры, физические упражнения, гимнастику.

Существенную роль в дальнейшем развитии истории дошкольного обучения сыграли Е. Н. Водовозова, П. Ф. Лесгафт, Е. И. Тихеева, Е. Н. Флерина.

Е. Н. Водовозова в книге «Умственное и нравственное развитие детей от первого появления до школьного возраста», писала об условиях развития естественных движений, моторики детей; об организации подвижных игр, когда воспитатель не должен подавлять детского веселья, а лишь следить за дисциплиной.

Известный педагог конца девятнадцатого века П. Ф. Лесгафт внес большой вклад в теорию физического воспитания. Физическое воспитание он считал важным средством всестороннего воспитания личности. В данном понятии, по его мнению, лежит единство физического и духовного развития человека. Физическим воспитанием детей должны заниматься родители (в семье) и воспитатели ( в детском саду). Чем раньше ребенок начнет заниматься физическими упражнениями, тем легче в последующем ему будет освоить более сложные движения.

Качественно новый этап в развитии дошкольной дидактики связан с работами Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. В основу умственного воспитания, считала Н. К. Крупская, нужно положить в первую очередь знакомство детей с окружающей жизнью. Надо направлять детскую деятельность, проводить занятия, развивающие воображение и ум. Занятия должны быть целенаправленными и способствовать всестороннему развитию детей. В проведении занятия нужна плановость, систематичность, они должны строиться с учетом возраста, круга знаний детей и их жизненного опыта. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко рекомендовали развивать у ребят «жажду познания», «исследовательскую жилку». Кроме этого, в целях укрепления здоровья подрастающего поколения, в проведении и организации занятий по физическому воспитанию использование физических упражнений и подвижных игр.

Основоположником современной теории обучения детей дошкольного возраста является А. П. Усова. Под ее руководством, коллективом сотрудников лаборатории дошкольного воспитания в 50-е годы были проведены исследования, определившие содержание образовательной работы для каждой возрастной группы. А также средства и формы образовательной работы, позволяющие наилучшим образом решать поставленные задачи обучения, разработаны наиболее эффективные методы и приемы обучения.

Воспитательно-образовательная работа в ДУЗ базируется на ключевых позициях гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми. Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения и взаимодействия взрослого с ребенком. Ретроспективный анализ исследований показывает, что особенности взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста влияют на психо-эмоциональное и личностное развитие ребенка ( Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.) ; тип отношений к детям и стиль руководства ими определяют взаимоотношения в детском обществе, его структуру, обеспечивают состояние удовлетворенности и психологического комфорта детей в детском саду ( Л. Н. Башлакова, Н. А. Березовый, Я. Л. Коломенский, В. Д. Калишенко, А. Б. Николаева и др.). Поэтому у воспитателей, организующих взаимодействие с детьми, должны быть сформированы профессионально значимые личностные качества, теоретические и практические знания, умения и навыки, мотивационно-ценностные отношения, определяющие профессиональную готовность к взаимодействию, основанному на индивидуальном подходе к ребенку. И успешность его осуществления.

В современной педагогике уделяется большое внимание роли и функциям профессионально-педагогического взаимодействия, а также изучению возможностей профессиональной подготовки к применению его будущими педагогами (А. А. Бодалев, Л. Ю. Гордин, В. А. Кан-Калик, Я. Л. Коломенский, Д. А. Леонтьев, А. В. Мудрик и др.). В рамках сравнительной педагогики проведены исследования по изучению системы и содержания профессиональной подготовки педагога в современных западных странах

( Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, З. А. Малькова, Н. Д. Никандров,

В. Е. Янковский и др.).

Вопросы профессиональной подготовки будущих воспитателей к педагогической деятельности рассматриваются в работах Т. С. Комаровой,

Л. В. Поздняк, П. Г. Саморуковой, Л. Г. Семушиной, В. И. Ядешко и др. расширяется интерес к исследованию конкретных видов профессионально-педагогической готовности (Е. Н. Илларионова, Т. А. Клюева и др.). большое внимание уделено выявлению и обоснованию возможностей педагогической практике в системе профессиональной подготовки будущих педагогов к взаимодействию с детьми (О. А. Абдуллина, Л. А. Щелкунова и др.). исследуется проблема подготовки студентов к различным видам взаимодействия с детьми: эмпатийному взаимодействию (Н. И. Афанасьева), конструктивному (М. И. Царев) и др., а также изучаются средства формирования готовности к педагогической деятельности, такие как научно-исследавательская работа студентов педколледжа, ситуативно-ролевая игра. Информационные и диалоговые технологии обучения (М. В. Гуланова, Б. В. Куприянов, Н. П. Недогреева, А. А. Позднякова и др.).

Физическая культура как учебная дисциплина является обязательным разделом гуманитарного компонента образования и способствует формированию целостного развития личности студента. Она призвана обеспечивать необходимый уровень развития у молодежи социально-биологических аспектов жизнедеятельности и, в том числе, создает предпосылки для многообразных проявлений творческого потенциала студентов. Особое значение средства физической культуры имеют в системе подготовки студентов к будущей практической деятельности.

В этой связи физическая культура в высшем учебном заведении имеет два основных направления: первое связано со становлением физической культуры личности; второе- с содействием в подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов своего профиля.

Реформа образования, начальной ступенью которой является дошкольное воспитание, актуализирует проблему ретроспективы становления и развития системы подготовки педагогических кадров для дошкольных заведений, как в цело в Украине, так и в отдельных ее регионах. Успех преобразований во многом зависит от использования всего лучшего и ценного, созданного в государстве в предыдущие десятилетия.

Изучение и анализ исторической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о значительном внимании к процессу развития системы и повышению качества подготовки специалистов в образовательной отрасли. Большой вклад в решение этой проблемы внесли научные труды В. Бондаря, Ю. Бабанского, А. Бойко, И. Зязюна, А. Дружинского и др. Представители разных взглядов на развитие педагогического образования были едины в подходе к определению его целей: становление личности будущего педагога, формирование готовности к профессиональной деятельности в различных учебных заведениях, потребность педагогов в постоянном самообразовании самоусовершенствовании (В. Андреев, Л. Артемова, А. Глузман, И. Зязюн и др.).

Ретроспективный анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В.В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.).

Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего- излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ДУЗ (В.И. Лях, В.Н. Непопалов, Т.Н. Прунин, С.Т. Смагин и др.).

Поэтому продолжающиеся исследования, направленные на преобразование дошкольной физической культуры, связаны, прежде всего, с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности и нетрадиционности содержания занятий, учитывающих задачи и условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием физкультурных занятий игровой направленности. Это отмечают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, С.И. Гальперин, О. Козырева, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А. Щербак и др.

Как говорилось выше, от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости.

Впервые проблемы альтернативного образования были подняты Открытым Авторским Институтом Альтернативного Образования имени Януша Корчака, но касались они образования школьников. В то же время, мало кто станет сейчас отрицать, что повышение эффективности физического воспитания дошкольников - важнейшая задача современного общества. Решить эту задачу пытались и пытаются многие ученые и педагоги поиском альтернативных подходов к физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

На сегодняшний день сформулированы и определены принципы альтернативной физкультуры:

- принцип целостности (единство образовательной, воспитательной и развивающей функций, где объединение знаний, умений и навыков составляют единую систему, целевая установка на качественное изменение одного состояния организма ребенка на другое, более совершенное при помощи различных средств физического воспитания)

- принцип вариативности средств физического воспитании (одно и то же психофизическое качество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. Это обстоятельство дает педагогу уникальную возможность обеспечивать на физкультурном занятии достижение единой целевой установки, варьируя для этого различные по характеру воздействия средства физического воспитания)

- экзистенциальный подход (адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физического воспитания, выбор формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка)

Усилившаяся в начале 90-х годов необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения физкультурных занятий в ДУЗ, привела к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания дошкольников.

Однако существующие программы не всегда позволяют в полной мере учитывать условия, особенности работы ДУЗ, запросы конкретного педагога и ребенка.

Современные научно-методические представления об альтернативных занятиях по физкультуре основываются на научных исследованиях и опыте практических работников. Обоснованы определенные подходы к структуре, содержанию, типам занятий, определены критерии оценки их эффективности.

Таким образом, альтернативная физкультура в детском возрасте - это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.

Если физическая культура - это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма - физкультурные занятия.

Однако постоянное использование только данной структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.

Выход из этой ситуации - использование вариативных и нетрадиционных физкультурные занятий в ДУ З. В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога - непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

Организация таких занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом обучения и воспитания детей являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Главное заключается в том, чтобы все они были направлены на решение следующих задач:

- укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;

- гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;

- формирование правильной осанки;

- совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;

- развитие психических способностей и эмоциональной сферы;

- воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Основными условиями считаются:

· воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

· включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;

· развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;

· создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях;

· выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;

· создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Таким образом, воспитание двигательной культуры дошкольника должно быть одной из наиглавнейших задач каждого педагога не только в теории, но и в практической ежедневной работе с детьми.

Социальный заказ общества на педагога дошкольного учебного заведения требует новых подходов к подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, в связи с чем проблема подготовки таких специалистов для работы с детьми дошкольного возраста, владеющих умениями использования нетрадиционных методик физического воспитания, в настоящие время является особенно актуально.



© 2010-2022