- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Опыт работы Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
Опыт работы Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Носова Н.Г. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения, где автомобиль является неизменным атрибутом наших городов и населенных пунктов. В связи с этим большое значение имеет безопасность наших детей на улицах. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей всей России. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности.
Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеход и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста мы учим детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом принимают участие родители , и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа другие образовательные учреждения.
Учитываю особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МДОУ «Детский сад № 12 «Ивушка» » особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
В рамках реализации работы в этом направлении в ДОУ создан долгосрочный проект по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Цель: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
-
Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
-
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
-
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
-
Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
-
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
-
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
-
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Этапы реализации:
I этап - 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап - средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап - старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап - подготовительная группа (дети 6-7 лет).
Участники:
-
дети;
-
педагоги;
-
музыкальный руководитель;
-
заведующий ДОУ;
-
инспектор ГИБДД;
-
родители.
Основные направления работы с детьми:
-
диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
-
организованные формы обучения на занятиях;
-
совместная деятельность взрослого и ребенка;
-
самостоятельная деятельность ребенка;
-
экскурсии и наблюдения;
-
ознакомление с окружающим;
-
развитие речи;
-
художественная литература;
-
викторина, КВН по ПДД;
-
конструирование;
-
изобразительная деятельность;
-
игра;
-
выступления агитбригады отряда ЮИД;
-
встречи с инспектором ГИБДД;
-
досуги и развлечения.
Принципы:
-
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
-
Принцип взаимодействия «дети - дорожная среда».Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
-
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно - транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерного акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
-
Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
-
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
-
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.
В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:
-
картотека подвижных игр по ПДД;
-
картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;
-
подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
-
конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
-
цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
-
цикл консультаций для воспитателей «Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД».
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Мы необходимо проводим просветительную работу с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:
-
анкетирование;
-
памятки и листовки - обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
-
консультационный материал «Дошкольник и дорога»;
-
папки - передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
-
родительское собрание («Ребенок и дорога», «Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов»);
-
встречи - беседы родителей с инспектором ГИБДД («Роль семьи в профилактике дорожного - транспортного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»);
-
конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
Ресурсное обеспечение:
-
Уголок «Дорожного движения» в групповом помещении.
-
Центр «Светофорик».
-
Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
(игрушки)
- настольно-печатные игры;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- компьютерные игры;
- видеокассеты по ПДД;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»;
- дорожные знаки.
-
Методический инструментарий.
-
Библиотечка «Школы светофорных наук».
Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде. учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно - транспортной среде.
Ожидаемые результаты:
-
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
-
Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно - транспортной среде.
-
Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
-
Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Ивушка» Курского муниципального района Ставропольского края
ОПЫТ РАБОТЫ
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Воспитатель: Носова Н.Г.
Курская 2015г.