Конспект Нод по экологии с использованием художественной литературы Пришла весна, прилетели птицы. (старшая группа)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка детский сад № 2".







Конспект НОД по экологии с использованием художественной литературы " Пришла весна, прилетели птицы" (старший возраст).






Составила: Екимова

Наталья Анатольевна,

воспитатель.





















г. Пермь, март 2015 год.



Цель: уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в

весенний период, познакомить детей с видами гнёзд птиц и их размещении;

развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать

их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Задачи:

1. Образовательные: закрепить знания признаков весны; закрепление знаний о жизни

перелётных птиц; формирование экологического представления

детей об окружающем мире; совершенствовать грамматический

строй речи; познакомить со стихотворением В. Волиной

"Мартовский день ".

2. Воспитательные: вызывать интерес, желание больше узнать о птицах ; воспитывать

доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное

отношение, любовь ко всему живому.

3. Развивающие: развитие речевой активности, активация словаря, диалогической

речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания,

памяти, мышления, творческого воображения.

Демонстрационный материал: "Чудо- дерево" с изображением птиц; запись " Голоса

птиц", скворечник, презентация с изображением

гнёзд птиц, задания на листьях.

Предварительная работа: чтение стихов М. Клокова "Прошла зима", художественных

произведений В. Бианки "Птичий год.- Весна",

" Прилёт, пролёт, отлёт", "Мы и птицы", "Певцы", Все самые";

А. Н. Толстой " Весна", " Пришла весна"; А Куприн

"Песня скворца", "Скворцы"(отрывок); С. Аксаков "Лебедь";

рассматривание тематического альбом, иллюстраций,

загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок;

проговаривание закличек.

Словарная работа: проталины, набухают почки, скворечник, пробивается трава, свить гнёзда, чирикает, кукует, каркает, квохчет, трещит, щебечет, гогочет,»леток», шесток.





Ход занятия:

Дети входят в группу .

В: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Посмотрите теперь друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь друг с другом

(Здравствуй Вика и т. д.)

Наша беседа совсем не случайна началась со слова "здравствуй". Говоря по обычаю "здравствуйте", мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия (дети присаживаются на стульчики).

В : Сегодня я приготовила для вас много интересного. Послушайте загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?.....(весна)

Д: Весна.

В: Да, ребята, вы правы к нам пришла весна. Небольшая беседа по загадке(Сравнение ручья с водопадом). А ещё какая весна?

Д: Тёплая, светлая (дни становятся длиннее, а ночи короче), звонкая, ласковая, нежная, зелёная , добрая.....

В: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?

Д: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.

В: Я хочу прочитать вам стихотворение Виктории Волиной " Мартовский день".

Сверкающий, пьянящий,

Наполненный капелью

День мартовский, звенящий

Простой синичье трелью.

И в синих-синих лужах-

Хрустальных зеркалах-

Погибла злая стужа,

Забыт пред нею страх!

Над Русью -небо синее!

Клин журавлей вдали

Летит чуть видной линией

На зов родной земли!

В: Какое замечательное стихотворение написала Виктория Волина, какие красивые слова она использовала, что бы рассказать нам какая весна (сверкающая, наполненная капелью, синичья трель, лужи сравниваются с хрустальными зеркалами. Как красиво названа наша страна Россия- Русь! Клин журавлей.)

Воспитатель читает стихотворение ещё раз.

В: Самое главное чудо- это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят весну на своих крыльях. А вы знаете птиц? А вот сейчас я проверю какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь- хлопайте в ладоши.

" Прилетели птицы- голуби, синицы, мухи и стрижи!

Прилетели птицы- голуби ,вороны, галки ,макароны!

Прилетели птицы- голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы!

Все вы просто молодцы!"

В: Ребята, посмотрите какое "Чудо-дерево" выросло в нашей группе. А его уже и птицы заселили! Вы узнаете этих птиц?

Д: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.

В: А как можно назвать этих птиц одним словом?

Д: Перелётные.

В: А почему их называют перелётными?

Д: Потому что на зиму они летают в тёплые страны.

В: А зачем, почему они улетают в тёплые края?

Д: Они боятся холода, им страшен холод.

В: Всё верно. С наступлением весны птицы снова возвращаются. Одним из первых весной возвращается- грач, а одна из последних прилетает - ласточка( когда появляются мошки). Птицы радуют нас своим пением, ведь весеннее пение для них очень серьёзное и важное дело.

В: Я хочу вам предложить попробовать отгадать голоса птиц....(запись с пением грача, кукушки, скворца, соловья).

В: Молодцы!

Мы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы.

Поют о солнце, о весне

И о родимой стороне,

И нет их песенок чудесней!

В: Ребята, а кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной?

Д: Построить ,свить гнёзда.

В: А из чего птицы строят гнёзда?

Д: Из веток, соломы, мха, коры, земли.

В: А где птицы устраивают гнёзда?(ответы)

В: А теперь давайте посмотрим на экран.(демонстрация презентации гнёзд).Слайды 2-6.

В: А чем люди могут помочь птицам?

Д: Можно сделать скворечники и развесить их.

В: Посмотрите на экран. Скворечник- это домик для.......всё верно, для скворца. Он сделан из деревянных досок, Леток- это передняя час домика, на нем делается отверстие, а под отверстием крепится шесток, для того, что бы скворец радовал нас своим пением. Скворечник крепится на дерево, но только не прибивается к дереву гвоздями и шурупами, а привязывается к стволу при помощи проволоки. Как вы думаете , почему?

Д: Для того что бы не поранить кору дерева. Слайды 7-8.

В: Мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнёзд.

В: Ну, вот гнёзда готовы, и какая же следующая забота у птиц?

Д: Вывести птенцов.

В: Выводит, высиживает согревает и бережёт яйца мама- самочка, а добывает и кормит малышей и маму папа-самец. Слайды 9-10

В: А какие птицы заботливые родители. Заслышав шум неподалёку, они покидают свои гнёзда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнут.

Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц.

Воспитатель показывает детям запрещающий знак .

В: Как вы думаете о чём нам может рассказать этот знак?

Д: Трогать и разорять птичьи гнёзда нельзя.

В: Птица почуяв чужой запах может покинуть гнездо и тогда птенцы погибнут .

Я , ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю-

Ни в ловушки, и не в сетки,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Не обижу в жизни я!

В: Вы со мной согласны? ( Ответы: да).

В : А теперь я вам предлагаю отдохнуть. (Проводится динамическая пауза).

Вставайте.

Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг.(дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать, надо крыльями махать( машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит, космонавт летит в ракете (подтягивание- руки вверх)

А внизу леса, поля- рсстилилася земля(наклон вперёд, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться, на поляну все садятся(постепенное приседание)

Предстоит им долгий путь, надо птичкам отдохнуть.(садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много(Дети встают и машут руками)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземлиться нам пора(садятся).

В: Загрустили, что-то наши птицы на дереве. Я предлагаю вам отгадать загадки.

Загадки на листьях. Один ребёнок выбирает листочек с загадкой, воспитатель читает, другой ребёнок- приклеивает отгадку птицу на "чудо-дерево".

1. Это маленькие ножки.

Их хозяйка любит крошки.

Яркая, как солнышко,

С жёлто-синим перышком.

Вам подсказка: это птичка.

А зовут её.....(синичка).


2.Всё время стучит,

деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.(дятел)


3. Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки(воробей)

В: Молодцы! Теперь нашим птицам не будет скучно в лесу.

Давайте посмотрим что же на следующем листочке.

В: Игра " Кто как говорит"(с мячом)

Воробей - чирикает
Кукушка - кукует
Ворона - каркает
Курица - квохчет
Утка - крякает
Соловей - поет
Сорока - трещит

Ласточка- щебечет

Грач- каркает

Гусь- гогочет

В: Молодцы! И с этим заданием справились! Давайте посмотрим, какое задание нас ждёт на следующем листочке.

Викторина по сказкам.

У Алёнушки-сестрицы унесли братишку птицы? Назовите их.(Гуси-лебеди)

Птица, которая помогла Дюймовочки спастись от крота(Ласточка)

Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца?(Курочка Ряба)

Какие птицы жили у бабуси?(Гуси)

В: Ну, вот и подошло к концу наше занятие.

Рефлексия: что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? что интересного вы узнали? может быть кто-то из вас помнит стихотворение какого поэта я вам прочитала?

Вы отлично справились со всеми заданиями. Внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Вас смело можно назвать друзьями птиц. Молодцы!

У меня для вас сюрприз: я приготовила заготовки для того, чтобы мы с вами на прогулке сколотили домик для птиц. Посмотрите внимательно на заготовки, какие бы птицы могли посилиться в этом домике? (ответы детей). Спасибо, ребята.

Дети, присутствующие на занятии:

Вика Хозяшева

Маша Гиляшова

Аня Копылова

Маша Блинова

Данил Лекомцев

Лев Юркив

Сабрина Худойкулова

Егор Люлин

Марианна Вакина

Глеб Поздеев






















































© 2010-2022