Пути реализации проблемного поля в опытно – экспериментальной деятельности ребенка – дошкольника. «Сто дорог пройти…. »

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭССЕ
«Сто дорог пройти….»
Пути реализации проблемного поля в опытно - экспериментальной деятельности ребенка - дошкольника.

Пономарева И. В.

ГККП я/с № 27

г. Костанай

Есть у него шестерка слуг,

Проворных , удалых ,

И все, что видит он вокруг, -

Все знает он от них.

Они по знаку, по его,

Являются в нужде!

Зовут их - Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где….

Вы меня спросите: «Вы про кого?»

Конечно про воспитанника моего!

В моей маленькой, шумной стране,

Таких Почемучек хватает вполне!

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ. А передо мной встали вопросы:

-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?

-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?

-Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?

И вот нахожу я в методиках совет:

Экспериментировать с детьми, пути иного нет!.

Пусть тот, кто задает свои вопросы,

Находит в жизни сам на них ответ!

Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Основываясь на практику, утверждаю, что дети очень любят экспериментировать.

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:

-практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Моя модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:

На 1-м этапе я изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе.

На 2-м и 3 этапах - создала предметно-развивающую среду и составила учебно-тематические планы.

4-й этап - основной, это вся моя работа с детьми развитию познавательной активности средствами экспериментирования.

Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю в непосредственно образовательной деятельности, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.

Я являюсь руководителем кружка «Юный исследователь». На занятиях кружка мы с детьми очень много экспериментировали, познакомились с различными свойствами веществ, получили элементарные знания об основных физических и химических явлениях.

Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное -они интересные и привлекательные для моих детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке.

В целях обобщения опыта работы по детскому экспериментированию я

провела для воспитателей открытые занятия: «Какая бывает вода?»,

«Этот удивительный воздух».

Для популяризации детского экспериментирования в ДО постоянно обобщаю опыт своей работы по внедрению детского экспериментирования как средства развития познавательной активности на педагогических советах и методических объединениях,. Так родилась идея создания УМК «Юный исследователь»…

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Ведь, по словам американского философа Ральфа Уолда Эмерсона «Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам».

Путей реализации идей много. Но верным будет только тот путь, который ты пройдешь до конца….

И своё выступление я хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция:

То, что я слышу - забываю.

То, что я вижу - я помню.

То, что я делаю - я понимаю.

Галилео нам в мир дверь открывает,

Его опыты в путь за собой увлекают.

Учёный поможет нам знания добыть,

На все «почему» ответ получить.

Продолжение следует…


© 2010-2022