- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программа по совместной деятельности по приобщению к художественной литературе (вторая младшая группа)
Рабочая программа по совместной деятельности по приобщению к художественной литературе (вторая младшая группа)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева Н.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено: на заседании педагогического совета Протокол № от | Утверждаю: Заведующий _______________Т.Е. Карпова Приказ № от |
Рабочая программа
по совместной деятельности
по приобщению к художественной литературе
(вторая младшая группа)
на период с 01.09.2015 по 31.05.2016
по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования
"От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева и
региональной парциальной программе по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»
Составитель:
воспитатель: Волкова Татьяна Михайловна
Алексеева Нина Васильевна
г.Ядрин-2015г.
Пояснительная записка
Ознакомление с художественной литературой предусматривает формирование у дошкольников интереса к книге, постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определённого жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированной книги.
Реализация программных задач осуществляется в процессе повседневного чтения с детьми, как часть занятия.
Настоящий раздел программы разработан на основе программы «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой .- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368с.
Региональный компонент реализуется по программе «Рассказы солнечного края» разработанной по заказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики с целью организации эффективного введения ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (Приказ № 85 от 21.01.2014 г.). Данная Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и ориентирована на специфику национальных, социокультурных, климатических условий Чувашской Республики, в которых осуществляется образовательный процесс.
Межпредметные связи будут осуществляться по разделам:
-
«Художественно-эстетическое развитие», где дети учатся составлять рассказы по иллюстрациям к художественным произведениям.
-
«Музыкальная деятельность», где дети слушают музыку к литературному произведению, отмечают разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героев, их образ.
-
«Физическая культура», где дети играют в подвижные игры на основе фольклорных произведений.
-
«Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой», где дети учатся рассказывать содержание произведения с опорой
на рисунки в книге, на вопросы воспитателя
• «Ознакомление с предметным окружением», где идет расширение кругозора в процессе использования отрывков из литературных произведений в соответствии с тематикой занятий.
Содержание рабочей программы
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для второй младшей группы.
-
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
-
Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
-
Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
-
Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать не- большие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
-
Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Русский фольклор Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик…», «Заинька, поп- ляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!…», «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики-чики-чикалочки…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-заряница…», «Травка-муравка…», «На улице три курицы…», «Тень, тень, потетень…», «Курочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга-дуга…». Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверо- лова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук…», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несго- ворчивый удод», «Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака. Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус., обр. Н. Мя- лика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила…», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А. Пуш- кин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий. «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; И. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Ми- халков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь». Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо…»; «Таня знала буквы…»; «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронь- ко. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. З. Александровой; С. Капутикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спен- диаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой. Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцо- вой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер. с болг. В. Викторова; Б. Пот- тер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чешск. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давить- янц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Произведения для заучивания наизусть. «Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Са- конская. «Где мой пальчик?».
Календарно-тематическое планирование.
Месяц
Тематическая
неделя
Недели
Произведения для ознакомления
Сентябрь
До свидания, лето, здравствуй детский сад
1-ая неделя
1. Стихотворение С.Чёрного "Приставалка".
2. "Не только в детском саду " (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой.
3. Г.Цыферов "Про друзей"," Когда не хватает игрушек" ( из книги "Про цыпленка, солнце и медвежонка").
4. "Два жадных медвежонка" (венг.; обр. А.Краснова, В. Важдаева).
5. Чувашский фольклор: "Пекла бабка оладушки".
2-ая неделя
1."Кот , петух и лиса", обр. М. Боголюбской
2. К. Бальмонт. "Осень"
3. Б.Житков "Как мы ездили в зоологический парк" (из книги "Что я видел")
4. А. Н. Толстой "Ёж".
5. Татарская поэзия "Зилина кукла".
Осень
3-я неделя
1. А.Н. Плещеев "Осень наступила..."
2. А.С. Пушкин "Ветер, ветер! Ты могуч!...(из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях".
3. " Почему желтеют литья".
4. К.Чуковский "Так и не так".
5. Татарский фольклор "Дождик, дождик, лей, лей...".
4-ая неделя
1. "Еду-еду к бабке, к деду..."
2. Татарская поэзия "Осень наступила..."(пер. Л.Гинзбурга).
3. "Что за грохот", пер. с лат. С. Маршака
4. С.Чёрный "Про Катюшу"
5. В. Ахун "Дождик"
Октябрь
Я и моя семья
1-ая неделя
1.С.Маршак"Тили- бом! Тили- бом!..."
2. К. Чуковский "Мойдодыр"
3. Татарская поэзия Ф. Рахимголова. "Наша любимая мама"
4. А.Блок "Зайчик"
5.Чувашская поэзия "Мамины глаза"
Неделя художников иллюстраторов и мультипликаторов Чувашии
2-ая неделя
1. Чувашская проза: Н. Карай."Утята".
2. Татарский фольклор: "Дождик, дождик, лей, лей...".
3. Чувашская поэзия: Ю.Кушак "Попугай".
4. " Просмотр иллюстраций, книг для детей, оформленных художниками- иллюстраторами Чувашии."
5. Выставка работ "Любимые герои наших книг( изобразительная, конструктивно- модельная деятельность).
Мой дом, мой город
3-я неделя
1. "Этот дом со скрипучим крыльцом". С. Махотин.
2. С.Маршак "Жираф"
3. А.Плещеев" Осень наступила..."
4. И.З. Суриков "Детсво".
5. Чувашская поэзия Р. Сарби "Наш двор"
4-ая неделя
1. К. Чуковский "Путаница"
2. М.Зощенко."Умная птичка"
3. Д. Биссет. "Лягушка в зеркале", пер. с англ.Н. Шерешевской
4. А.Ефремов "Как воробьи на юг летали".
5. Чувашская проза И.Яковлев"Мышонок на прогулке"
Ноябрь
1-ая неделя
1." Сорока, сорока..."
2. В.Берестов "Петушки"
3. "Кот , петух и лиса", обр. М. Боголюбской
4.Чувашская поэзия Ю. Кушак. "Хозяин двора"
5. Татарская проза"Два петуха"
Зима
2-ая неделя
1 . "Ух ты, зимушка-зима..." обр. П.Шейна.
2.Мордовский фольклор "Синица"
3. С.Маршак "Где обедал воробей"(из цикла "Детки в клетке")
4. К Чуковский "Муха-цокотуха"
5. А. Милн. "Три лисички", пер. с англ.Н. Слепаковой
3-я неделя
1. "Ночь пришла..."
2. Чувашская поэзия: В. Давыдов -Анатри "Синичка и кошка"
3." Два жадных медвежонка", венг., обр. А.Краснова и В. Важдеева
4. Е.Виеру. "Ёжик и барабан", пер. с молд. Я. Акима
5. К. Чуковский. "Ёлка" ( в сокр.)
Новогодний праздник
4-ая неделя
1. "Стихи про Новый год"
2. "Мыши водят хоровод...", рус. нар. песенка
3 Чувашская проза И. Яковлев "Петух"
4. ."Заинька, попляши..."
5. К. Ушинский."Петушок с семьёй"
Декабрь
1-ая неделя
1. "Снегурушка и лиса", обр. М.Булатова
2. "Как у нашего кота..."
3. Д. Мамин- Сибиряк. "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
4. А. Плещеев. "Сельская песня"
5.Татарская проза : Дж. Тарджеманов. "Добрый сон"( пер. З. Халитовой)
2-ая неделя
1. "Снегурушка и лиса", обр. М.Булатова
2." Сидит белка на тележке..."
3. "Маленькие феи", англ., обр. С. Маршака
4. Н.Забила"Карандаш", пер. с укр. З.Александровой
5. Татарская поэзия Р. Валеева"Новый год"(пер. Е.Муравьёва)
3-я неделя
1. Л. Воронкова. "Снег идёт"
2."Ай, качи-качи-качи..."
3. "Гуси- лебеди", обр. М.Булатова
4. "Купите лук...", пер. с шотл. И.Токмаковой
5. Татарская проза А. Алиш "Глупый зайчонок"
4-ая неделя
1. "Жили у бабуси..."
2. "Снегурочка и лиса", обр. М.Булатова
3. Е.Ильина "Наша ёлка" (в сокр.)
4. Л. Воронкова. "Снег идёт"(из книги "Снег идёт")
5. К.Чуковский ."Ёлка"(в сокр.)
Январь
Зима
1-ая неделя
1. Ф.Тютчев "Чародейкою Зимою..."
2."Чики-чики- чикалочки..."
3.Н.Носов "Ступеньки"
4.Б.Поттер."Ухти- Тухти", пер. с англ. О.Образцовой
5.Чувашский фольклор "Киска, киска"
2-ая неделя
1."Рукавичка", "Кисонька-мурысенька..."
2."Лиса-нянька", пер. с фин.Е.Сойни
3. Н.Заболоцкий "Как мыши с котом воевали"
4. Д.Хармс."Храбрый ёж"
5. Чувашская проза " И.Яковлев "Кошка и собака"
3-я неделя
1. "Заря- заряница..."
2. С.Маршак."Тихая сказка"
3.Й.Чапек. "Трудный день"(из книги "Приключения пёсика и кошечки") пер. с чеш Г. Лук
4..А.Н.Толстой. "Петушки"
5. Чувашская поэзия М. Юхма "Варит сорока кашу"
4-ая неделя
1. "Как у нашего кота..."
2."У солнышка в гостях", пер. с словац. С Могилевской и Л.Зориной
3. К.Чуковский. "Муха- цокотуха"
4.Й.Чапек. "В лесу"(из книги"Приключения пёсика и кошечки")
5.Татарский фольклор "Медведь и дед"(пер. Р.Ахмета)
Февраль
День защитника Отечества
1-ая неделя
1." Стихи о папе, о дедушке, о дяде"
2."Храбрец- молодец", пер. с болг. Грибовой
3.Й.Чапек ."Кукла Яринка"(из книги"Приключения пёсика и кошечки")
4.Мордовская проза Я. Пинясов. "Пчёлка"
5.Н.Саконская"Где мой пальчик?"
2-ая неделя
1. Чувашский фольклор "С детства удальцы наши молодцы"
2. "Ай, качи-качи -качи..."
3.Н. Забила. " Крандаш", пер с укр. З. Александровой
4." Как у нашего кота..."
5. Д.Хармс "Храбрый ёж"
3-я неделя
1.В.Берестов."Петушки распетушились"
2. "Жили у бабуси..."
3. Татарский фольклор : "Расти, расти, подрастай".
4.А.Барто "Мишка".
5. "Капустный лист", пер. с польск. Г.Лукина
8 Марта
4-ая неделя
1. Татарская поэзия: Ф. Рахимголова. " Наша любимая мама"(пер.Е. Муравьёва)
2. "Уж тает снег...", А.Н. Плещеев
3. С.Маршак "Тихая сказка"
4. В. Маяковский " Что такое хорошо и что такое плохо"
5. Б.Поттер."Ухти- Тухти", пер. с англ. О.Образцовой
Март
1-ая неделя
1.И. Косяков. "Все она"
2."Травка-муравка..."
3. "Бычок- чёрный бочок, белые копытца",обр. М. Булатова
4."Пых", белорус., обр. Н.Мялика
5. К.Бальмонт. "Комарики- макарики"
Знакомство культурой традициями чувашского народа
2-ая неделя
1. Чувашский фольклор: "С детства мастерицы наши девицы".
2. Л.Толстой. "Птица свила гнездо...".
3. "На улице три курицы...".
4. Чувашский фольклор : Н.Карай ."Утята".
5. "Три зверолова", англ., обр. Ю. Ванага , пер. Л. Воронковой.
3-я неделя
1."Тень, тень, потетень..."
2.Чувашская поэзия: В.Пугачева "Коза- дереза"
3."У страха глаза велики", обр. М.Серовой
4.Л. Толстой."Таня знала буквы..."
5.Чувашская поэзия: Р. Сарби "Барашек"
4-ая неделя
1. Чувашский фольклор: "Котик серенький присел".
2. "Дождик, дождик, пуще..."
3."Теремок" , обр. Е. Чарушина
4 .Выставка детских рисунков:"Чувашские узоры в детских рисунках".
5.Чувашская поэзия: М. Юхма "Нарт-нарт уточка".
Апрель
Весна
1-ая неделя
1. З.Александрова "Капель".
2."Божья - коровка..."
3."Поёт зяблик", пер. с болг. И. Токмаковой
4.А.Барто, П . Барто. "Девочка чумазая"
5. Татарская поэзия: Р. Валеева."Булат-садовник
2-ая неделя
1. "Радуга-дуга..."
2. Л. Толстой "Пришла весна..."
3. К. Чуковский. "Черепаха".
4. 2. С.Маршак. "Сказка об умном мышонке"
5. Чувашская проза: Н.Карай "Муравей".
3-я неделя
1. "Гуси- лебеди", обр. А.Н. Толстого.
2. "Разговор лягушек", пер. с чеш. С. Маршака.
3. В.Маяковский."Что ни страница - то слон, то львица".
4. В.Бианки "Купание медвежат"
5."Не только в детском саду " (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой.
4-ая неделя
1. "Травка- муравка..."
2. С.Михалков "Песенка про друзей".
3. Э. Мошковская ."Жадина"
4. Ю.Дмитриев. "Синий шалашик"
5. "Поёт зяблик", пер. с болг. И. Токмаковой
Май
Лето
1-ая неделя
1. И.З. Суриков "Лето".
2. "Тень, тень, потетень..."
3. С.Прокофьева. "Маша и Ойка"
4. "Поёт зяблик", пер. с болг. И. Токмаковой
5. Чувашская поэзия: В. Ахун "Дождик"
2-ая неделя
1."Божья -коровка..."
2. В.А.Жуковский "Черёмуха".
3. С. Прокофьева . "Когда можно плакать"
4. С.Маршак. "Сказка об умном мышонке"
5. К. Чуковский "Чудо- дерево".
3-я неделя
1. И. Белоусов. "Весенняя гостья"
2. "Радугу- дуга..."
3. В. Сутеев " Три котёнка"
4.Чувашская поэзия: В.Пугачева "Я рисую"
5. С. Капутикян."Маша не плачет", пер. с арм. Т. Спендиаровой.
4-ая неделя
1. А.К. Толстой "Колокольчики мои...", (отрывок)
2. К. Бальмонт. "Комарики - макарики".
3. С. Прокофьева "Когда можно плакать".
4. Л. Воронкова "Маша- растеряша".
5. "Вот пришло и лето красное ..."
Планируемые результаты освоения программы
-
По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
-
С интересом рассматривать сюжетные картинки.
-
С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.
-
Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
-
Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
-
Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
-
Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.
Список литературы:
1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368с.
2.Сантирано-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПин 2.4.1.3049-13
3. ФГОС
4.Большая хрестоматия для детей дошкольного возраста/Колл. авторов; колл. художников.- М. Астрель: АСТ, 2010.-559с.
5. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И Николаева.- Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2015.-71с.