Рабочая программа «Азбука творчества»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Администрации г. Сургута

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

станция юных натуралистов







Утверждена на

научно - методическом совете

Протокол № 7 от 18.05.2015г.

Директор МБОУ ДО СЮН

_____________О.В.Ярушина






Общеобразовательная программа дополнительного образования


«Азбука творчества»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Направленность: художественная









Автор: Андреева Анна Александровна,

педагог дополнительного образования










г. Сургут, 2015

«Для того чтобы созидать красоту,

надо самому быть чистым душой».

Леонардо да Винчи


Нельзя создать Красоту без мастерства, но одного мастерства недостаточно! Учить мастерству и совершенствовать душу растущего человека можно одновременно, если окунуть его в атмосферу творчества. Ребенок, творящий своими руками и окруженный добрым, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, способен творить с большим вдохновением и глубиной.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Содержание общеобразовательного дополнительного образования направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья, развитие индивидуальных способностей, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации творческой работы.

Занятия по программе «Азбука творчества» позволяют совершенствовать глазомер, развивают зрительную память, наблюдательность, воображение, способствуют развитию мелкой моторики рук. Основная цель педагога в этом процессе - организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она приносила радость и удовлетворение. При этом важно не ограничиваться выполнением заданий по инструкциям, а построить занятия так, чтобы ребенок стремился к самостоятельному решению творческих задач.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

(значимость)

Новизна программы заключается в использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для моделирования. Настоящая программа «Азбука творчества» для дошкольников разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе обучения дети осваивают основы мастерства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают мир красоты. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через фантазию.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.


Общие сведения о программе

Программа «Азбука творчества» ориентирована как на мальчиков, так и на девочек в возрасте от 5 до 7 лет. При комплектовании групп учитываются возрастные особенности обучающихся. Наполняемость групп составляет 8-10 человек. Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий по 2 академических часа.

Дошкольный возраст - это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Именно в этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление «быть как взрослый» и подражать ему. Учащийся 5-7 лет начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно (по правилу).

Это возраст интенсивного становления социальных потребностей и самосознания ребёнка, его отношения к другим людям и к самому себе. Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность. Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей учащихся средствами народного и декоративно-прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей.

Основными задачами реализации программы являются:

  • вовлечение учащихся в художественно-творческую деятельность;

  • приобщение к эстетической культуре;

  • знакомство со способами деятельности - работа с природными материалами, бумагой и картоном;

  • развитие интереса к изучению декоративно - прикладного искусства;

  • формирование духовных качеств, эстетического вкуса у обучающихся;

  • формирование способности к самостоятельной работе;

  • развитие памяти, внимания, мышления; эстетического вкуса, мелкой моторики рук, глазомер;

  • обогащение словарного запаса;

  • воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности, коллективизма;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых

базируется программа

Образовательная программа «Азбука творчества» способствует сохранению и развитию видов декоративно-прикладного творчества, соединяя такие дисциплины как: изобразительное искусство и художественный труд, историю искусств и экологию, природоведение и народное творчество. При разработке данной программы были использованы теоретические положения отечественных авторов Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева "Программа дошкольного образования "От рождения до школы"; И.А. Лыкова "Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте.

Технология мастерских разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования (воспитания). Основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.

Данная технология получила своё название из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учитель - он становится Мастером (советником, консультантом). Задача его заключается в создании таких условий, где каждый в процессе работы сумел бы раскрыться, показать и реализовать то, что заложено природой.

Основные принципы построения программы:

  • от простого к сложному;

  • доступность изучаемого материала, наглядность, обоснованность, последовательность, систематичность, преемственность, результативность;

  • индивидуальность каждого учащегося;

  • стимулирование положительного отношения к обучению.

В программу включены экскурсии в мини-зоопарк, в оранжерейно - тепличный комплекс станции юных натуралистов, где происходит знакомство с объектами живой природой, что позволяет получить массу положительных эмоций.

Содержание программы основано на интересе учащихся, именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения.

В программу включены знакомство с разнообразием пластических возможностей бумаги, с различными техниками работы с бумагой: аппликация (плоскостная, объёмная), бумагопластика, торцевание. Знакомство с природным материалом (береста, мох, шишка, глина и т.д.). Видами, способами сбора, обработки, техники и технологии изготовления изделия. Предлагаемый в программе объем знаний предполагает сочетание эстетического восприятия с развитием «хорошей памяти» в процессе развернутого ряда мыслительной и художественно-творческой деятельности. Эстетическое восприятие влияет на формирование устойчивого, концентрированного внимания («я делаю», «я слушаю», «участвую в интересной для меня деятельности»).

В основе методики проведения занятий лежат принципы игры (дидактической, подвижной, и т.д.); наглядности (предметный видеоряд, наблюдения, рассматривание, слушание), подачи материала в доступной для восприятия и понимания форме, опоры на эстетическое восприятие предмета изучения.

Предполагается участие в конкурсах разного уровня.

Задачи на первый год обучения:

  • выявление и развитие творческих способностей обучающихся;

  • развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, образного и логического мышления, художественного вкуса учащихся;

  • знакомство со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

  • знакомство с видами, правилами сбора, хранения природного материала;

  • формирование умений и навыков работы в различных техниках;

  • соблюдение последовательности технологических операций при изготовлении и сборке изделий;

  • воспитание общей и экологической культуры личности.

Ожидаемые педагогические результаты, методы их оценки.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Ожидаемыми результатами можно считать:

  • сформированное у воспитанников ценностное отношение к природе;

  • овладение навыками работы с бумагой и природным материалом в различных техниках;

  • умение работать в группе, в коллективе;

  • овладение разными видами трудовой деятельности;

  • умение создавать художественный образ своего изделия;

  • овладение приемами работы с разными инструментами;

  • овладение нормами этики поведения;

  • участие в выставках разного уровня.

Система отслеживания и оценивания образовательных результатов учащихся проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебный план первого года обучения



Наименование разделов

Всего

часов

Из них

Теор

Практ

Форма контроля

  1. 1

Вводное занятие

2

2

-

Диалогичная беседа

  1. 2

Аппликация (плоскостная, объемная)

10

2

8

Практическая работа

  1. 3

Торцевание

6

2

4

Практическая работа

  1. 4

Бумагопластика

18

2

16

Практическая работа,

  1. 6

Чудеса природного материала

12

2

10

Практическая работа

«Лепим-малюем»

10

2

8

Практическая работа

Заключительное занятие

2

2

-



ИТОГО:

60

14

46


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ПРОГРАММЫ

Первый год обучения


  1. Вводное занятие - 2 час

Ознакомление с программой. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсия: Знакомство со станцией юных натуралистов. «Живые объекты и их поведение», «Оранжерея. Видовое разнообразие растений».


  1. Аппликация - 10 час

Аппликация как вид прикладного искусства. История аппликации (возникновение). Виды аппликации (предметные, сюжетные, декоративные).

Понятия контур, силуэт, шаблон, трафарет, выкройка.

Практическая работа: Удивительные животные.


  1. Торцевание - 6 час

Знакомство с историей возникновения техники торцевания. Бумага для техники торцевания. Основные приемы для работы в технике торцевания. Основы для торцевания. Необходимые материалы и инструменты для работы.

Практическая работа: Аппликация в технике торцевания «В мире сказок». Мини картины в технике торцевания. Объёмное торцевание на пластилине «Кактус».


  1. Бумагопластика - 18 час

Базовые формы. Техника безопасности при работе. Технология использование двустороннего скотча. Придание объёмности, способы обработки и соединения деталей. Оборудование и инструменты.

Практическая работа: Изготовление открыток.

1. Работа с готовыми деталями.

2. Работа по шаблону.


  1. Чудеса природного материала - 12 час

Многообразие природного материала. Взаимоотношения человека и природы, экологические проблемы. Заготовка природного материала. Виды шишек, особенности бересты, мха. Инструменты. Техника безопасности. Аппликация. Способы наклеивания.

Практическая работа:

«Ожившая сказка» - изготовление фигурок сказочных животных. Объёмные работы. Скульптурки, новогодние композиции, украшения, сувениры. Лесная миниатюра.


  1. «Лепим - малюем» - 10 час

Сведения о глине как художественном материале, об особенностях организации рабочего места, название и назначение инструментов и приспособлений (стек, доска, блюдце для воды, тряпочки, печатки для украшения лепных работ). Заготовка сырья. Рациональное использование природных богатств. Знакомство с произведениями народных мастеров филимоновская, каргопольская, дымковская игрушка. Знакомство с последовательностью исполнения игрушек (животных, человека). Форма, пропорция, передача цвета, движения.

Лабораторная работа: Структура глиняного комочка.

Практическая работа: Замес глиняного теста. Спиральная лепка из жгутов. Лепка малых скульптурных форм. Игрушки своими руками.


  1. Заключительное занятие - 2час

Подведение итогов за год. Выставка творческих работ учащихся.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ

Одним из образовательных компонентов процесса обучения является контроль знаний, который проводится в форме тестирования после изучения каждой из тем, а также промежуточный и итоговый. С этой целью к программе «Азбука творчества» подобраны авторские методики, позволяющие определить развитие образной и зрительной памяти, мелкой моторики рук.

Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается 4 рисунка. За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд. Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.

Рабочая программа «Азбука творчества»Рабочая программа «Азбука творчества»


Результаты диагностики:

А) Две перекрещенные линии и два флажка - 1 балл, правильно расположенные флажки - 1 балл, правильный угол пересечения линий - 1 балл. Максимальная оценка этого задания - 3 балла.

Б) Большой квадрат с двумя диаметрами - 1 балл, четыре маленьких квадрата в большом - 1 балл, два диаметра со всеми мелкими квадратами - 1 балл, четыре точки в квадратах - 1 балл, точность в пропорциях - 1 балл. Максимальная оценка - 5 баллов.

Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю - 1 балл, центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно - 1 балл, фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, - 1 балл, фигура правильно воспроизведена - 3 балла. Максимальная оценка - 3 балла.

В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл, все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника - 1 балл, маленькие прямоугольники точно размещены большом - 1 балл. Максимальная оценка - 3 балла. Максимальный результат - 14 баллов.


«Образная память»

Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Рабочая программа «Азбука творчества»


Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма 10 - 6 правильных ответов и больше. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, к и в группе.


Мелкая моторика. Функциональные пробы руки

Задание №1

На работу в каждом квадратике отводится 5 секунд. Затем ребенок переходит к следующему, и так до шестого.

Рабочая программа «Азбука творчества»

Результат

Подсчитайте среднее количество точек в каждом квадрате. (Сложите точки во всех квадратах и разделите на шесть.)

■ 1-16 точек - ребенок медлительный, все задания он будет выполнять в медленном темпе. Торопить его нет смысла. Лучше поработать над автоматизмом движений, за счет этого может увеличиться скорость работы.

■ 16-20 точек - ребенок способен работать в нормальном, среднем, темпе. На занятии он, скорее всего, будет успевать выполнять заданный объем работы.

■ 20 и более точек - скоростной малыш, у которого все просто «горит в руках». Есть смысл обратить внимание на качество работы.

По количеству точек в каждом квадрате можно определить выносливость ребенка. Если в первых квадратах точек больше, а к последним их число уменьшается (анализ проводится для каждой руки по отдельности), то можно говорить о быстрой утомляемости ребенка.


Задание №2

Методика направлена на выполнение динамики, темпа работоспособности, уровня развития тонкой моторики координации мышления. «Перебор пальцев» - это поочерёдное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4, 5 пальцам (5 серий движений), которое производится обеими руками одновременно, сначала в медленном темпе, а потом максимально быстро. При затруднении вводится игровой момент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальчиком - раз, два, три, четыре».

Оценка результатов:

4 баллов - выполнено правильно;

3 балла - выполнено правильно, но в несколько замедленном темпе;

2 балла - путанье пальцев, но всё же выполнено;

1 балл - не справился с заданием.

Требования к знаниям, умениям учащихся

1 год обучения

Знают:

  • виды декоративно - прикладного творчества;

  • понятия: композиция, форма, пропорция, колорит, традиционная технология обработки материала, контур, силуэт, шаблон, трафарет, выкройка;

  • правила безопасности работы с ручным инструментом, их назначение;

  • приёмы работы с бумагой в технике аппликация, торцевания, бумагопластика

  • приемы работы с природным материалом: береста, мох, шишки и.д.;

  • способы соединений деталей.

Умеют:

  • работать с ручными инструментами;

  • переводить рисунок по шаблону и трафарету;

  • владеть способами работы с бумагой (плоскостная и объёмная аппликация);

  • владеть способами работы с природным материалом;

  • выполнять задания по словесной и зрительной инструкции;

  • владеть способами соединения деталей.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Реализация программы предусматривает использование различных методов и форм преподавания. Необходимые теоретические знания даются путём бесед. Практические навыки и умения вырабатываются на практических работах.

В программе «Азбука творчества» используются разнообразные формы работы:

  • занятия;

  • беседы;

  • экскурсии;

  • наблюдения;

  • творческие мастерские;

  • практические работы;

  • занятия совместно с родителями;

  • конкурсы, выставки;

  • игры.

При реализации программы используются различные методы:

Информационно-рецептивный метод направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания учащимися готовой информации.

Яркие образы, палитра красок, разнообразие и ритм народного орнамента, побуждают к творчеству и являются мотивом получения знаний.

Коммуникативный метод (дискуссионный)

Репродуктивный (воспроизводящий) метод является основой получения знаний, освоения приемов и способов деятельности и является ведущим при изучении нового материала.

Этот метод активно используется на первом этапе обучения при решении поставленных задач (овладении способами и приемами аппликации, лепки, работы с природным материалом и т.д.).

Использование репродуктивно-вариативного метода позволяет формировать обобщенные понятия и обучать способам деятельности, которые могут использоваться в разных условиях. Например, способ лепки фигурки животного, игровые моменты в подвижных играх и прочее.

Эвристический (частично-поисковый) метод позволяет педагогу включить учащихся в творческий процесс, подводит к решению общей задачи частным путем, предлагает творчески использовать имеющиеся знания, умения и навыки.

Продуктивный (исследовательский) метод предполагает самостоятельное решение целостных задач. Учащимся дается возможность выбирать тему и воплощать творческие замыслы (лепка, торцевание или работа с природным материалом и т.д.).

Опираясь на общедидактические методы, учитывается специфика изучения народного творчества, когда рассматривается не отдельно взятая вещь, живой объект, игра и прочее, но целый мир отношений: человека с природой, человека с человеком, историей, миром.

Творческий

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:

  1. Методические комплекты, состоящие: из информационного материала и конспектов; сообщений по темам программ; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.

  2. .Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные):

  • литература по разделам «Техническое и прикладное творчество»;

  • методические разработки игр, конкурсы, методическая литература из предлагаемого к программе списка;

  • наглядные пособия, изготовленные педагогом и учащимися старших групп;

  • слайды, видео- и аудио пособия.

  1. Зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы.

  2. Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания.

  3. Музыкальный ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию способностей и творческой атмосферы.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Занятия в учебном объединении проводятся в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. Каждый обучающийся сидит за отдельным столом и имеет набор необходимых инструментов. Целесообразно иметь большой стол для разработки, сортировки, раздаточного материала.

Имеются шкафы для хранения незаконченных изделий, оборудования и методической литературы, а также стеллажи для размещения образцов изделий. Для оформления выставок используются витражи.

Материально - техническое оснащение программы

Наименование

Количество

1

Инструменты:

Ножницы

Фигурный дырокол

Шило

Бульки для бумаги (набор)

12 шт.

10 шт.

12 шт.

5 шт.

2

Канцтовары:

Бумага чертежная А3 (в пачках по10 л.);

Бумага чертежная А4 (в пачках по 10 л.);

Калька;

Бумага бархатная (24Х30);

Бумага бархатная (40Х50);

Цветная бумага для ксерокса

Цветная бумага двусторонняя

Цветная гофрированная бумага

Карандаши простые;

Карандаши цветные;

Кисти разные (№1,2,3,4,5,6,7,8,10);

Краски гуашь;

Краски акварельные;

Картон (24Х30); (40Х50);

Линейка;

Резинка;

Глина

20 шт.

20 шт.

2 рулона

24 шт.

24 шт.

По 1 пачке

24 шт.

По 1 рулону

12 шт.

12 шт.

по 12 шт. каждой

8 наб.

8 наб.

24 шт.

12 шт.

12 шт

50 кг.

3

Клей ПВА;

Клей Момент;

Клей карандаш;

Двусторонний скотч 1мм

Двусторонний скотч 2мм

10 л.

200 шт.

50 шт.

20 шт.

20 шт.

4

Компакт диски CD- P

10 шт.

Дискеты

10 шт.

Компакт диски CD-PW

10 шт.










Календарно-тематический план

Первый год обучения



№1м

Тема

Всего часов

Из них

Методическое обеспечение

Вопросы экологического содержания

Теор.

Практ.

I

Вводное занятие

2

2

-

Ознакомление с программой. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсия: Знакомство со станцией юных натуралистов. «Живые объекты и их поведение», «Оранжерея. Видовое разнообразие растений».

2

2

-

Программа «Азбука творчества». Выставка творческих работ обучающихся, инструктаж по технике безопасности, живые объекты станции юных натуралистов

«Живые объекты и их поведение. «Оранжерея. Видовое разнообразие растений»

II

Аппликация

10

2

8

Аппликация как вид прикладного искусства. История аппликации (возникновение). Виды аппликации (предметные, сюжетные, декоративные).

Понятия контур, силуэт, шаблон, трафарет, выкройка, схема.

Практическая работа: Удивительные животные

Из опыта работы с бумагой - схемы, вырезки. Образцы. Картон, цветная бумага. Клей ПВА, ножницы, кисточки, резаки

Производство бумаги. Утилизация.

III

Торцевание

6

2

4

Знакомство с историей возникновения техники торцевания. Бумага для техники торцевания. Основные приемы для работы в технике торцевания. Основы для торцевания. Необходимые материалы и инструменты для работы.

Практическая работа: Аппликация в технике торцевания «В мире сказок». Мини картины в технике торцевания. Объёмное торцевание на пластилине «Кактус».



Образцы, трафареты, лекало. Цветная, белая бумага, резаки, скальпели, ножницы, клей ПВА, картон. Схемы, образцы, наглядные картинки в цвете

Сколько используется воды, древесины для изготовления бумаги



IV

Бумагопластика

18

2

16

Базовые формы. Техника безопасности при работе. Технология использование двустороннего скотча. Придание объёмности, способы обработки и соединения деталей. Оборудование и инструменты.

Практическая работа: Изготовление открыток.

1. Работа с готовыми деталями.

2. Работа по шаблону.



Коллекция бумаг

Из опыта работы с бумагой - схемы, вырезки. Образцы, кюветы, ножницы, вода, кисточки. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, схемы

Культура труда. Соблюдение правил личной гигиены при выполнении практических работ

V

Чудеса природного материала

12

2

10

Многообразие природного материала. Взаимоотношения человека и природы, экологические проблемы. Заготовка природного материала. Виды шишек, особенности бересты, мха. Инструменты. Техника безопасности. Аппликация. Способы наклеивания.

Практическая работа:

«Ожившая сказка» - изготовление фигурок сказочных животных. Объёмные работы. Скульптурки, новогодние композиции, украшения, сувениры. Лесная миниатюра.

Образцы, трафареты, лекало,. Цветная, белая бумага, резаки, скальпели, ножницы, пластилин, кисточки, клей ПВА, картон. Схемы, образцы, наглядные картинки в цвете

Культура поведения в природе. Правила сбора природного материала.

VI

«Лепим - малюем»

10

2

8

Сведения о глине как художественном материале, об особенностях организации рабочего места, название и назначение инструментов и приспособлений (стек, доска, блюдце для воды, тряпочки, печатки для украшения лепных работ). Заготовка сырья. Рациональное использование природных богатств. Знакомство с произведениями народных мастеров филимоновская, каргопольская, дымковская игрушка. Знакомство с последовательностью исполнения игрушек (животных, человека). Форма, пропорция, передача цвета, движения.

Лабораторная работа: Структура глиняного комочка.

Практическая работа: Замес глиняного теста. Спиральная лепка из жгутов. Лепка малых скульптурных форм. Игрушки своими руками.

Подведение итогов за год. Выставка творческих работ учащихся.

Образцы, трафареты, лекало, схемы, инструктивные карточки. Цветная, белая бумага, резаки, скальпели, ножницы, клей ПВА, картон. Схемы, образцы, наглядные картинки в цвете

Полезные ископаемы

VII

Заключительное занятие

2

2

-

Подведение итогов за год. Выставка творческих работ учащихся.

2

2

-

Дипломы, подарки

Подборка материала, этикетки для оформления выставок

60

14

46


Литература, необходимая для освоения курса:

Для учащегося

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.

  2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).

  3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. - (Внимание: дети!).

  4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно - методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно - методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно - методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).

  8. Дайм Г.Л. Русская игрушка: альбом. М.Советская Россия.1987.

  9. Ерлык А.А. Пионер-умелец. М.Детская литература.1977.

  10. Кравченко А.С., Шуменова Б.М., Сальникова И.Г. Новые самоделки из бумаги. М.Лирус.1995.

  11. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.

  12. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)

  13. Макарова А.М. Пластика природных форм. Минск. Беларусь.1988.

  14. Рафаенко Е.Я. Народные художественные промыслы. М.Знание.1988.

  15. Смирин В.М. Звери в природе. М.МГУ.1991.

Для педагога

  1. Арсентьева В.П., Зайцева Л.М. Начальное экологическое образование. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1999. - 141 с.

  2. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.

  3. Бобнева Н.П. Всё о …: Детская энциклопедия: Всё о загадочном лесе. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО « Издательство АСТ», 2000. - 320 с.: ил.

  4. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).

  5. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. - (Внимание: дети!).

  6. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент. - 1988

  7. Абрамова Б.С. Жизнь растений. Т 1-6. М.Пр.1992.

  8. Беляков Н.Д., Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. Пособие для учителей начальных классов. М.Пр.1969.

  9. Базазьянц С.Б.Художник, пространство, среда. М.Советский художник.1983.

  10. Богорад В.Б., Нехлюдова А.С. Краткий словарь биологических терминов. М.: «Печатный двор», 1963.

  11. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002. - 256 с.: ил (Я иду на урок)

  12. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002. - 256 с.: ил (Я иду на урок)

  13. Гусакова А.М. Рукоделие в начальных класса: книга для учителей по внеклассной работе. М.Пр.1984.

  14. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: методические рекомендации к планированию занятий. М.Новая школа.1994.

  15. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно - методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  16. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно - методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  17. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно - методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  18. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил. - (Азбука рукоделия).

  19. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.

  20. Лысюк Г.П. Программа развития МОУ ДОД Центр детского творчества. Образовательные программы. 2005.

  21. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: народное искусство художественного воспитания детей. Из опыта работы. М.Пр.1983.

  22. Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике: кн. Для учителя\ Под К78 ред. М.Ф.Овсянникова. - М.: Просвящение, 1983. - 223 с.

  23. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 1999. - 240 с.

  24. Рогов А.П. Народные мастера: Биогр. Очерки. А.Мерзина, И. Мазина, В.Ворносков, И.Голиков. М.: Молодая гвардия, 1982. - 271 с., ил - (Жизнь замечательных людей. Сер. Биогр.; Вып. 2(622))

  25. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Учебное особие. М.: Издательство «Просвещения», 1988.

  26. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.: ил.+вкл. 8с.- (Внимание: дети!)

  27. Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 80 с. + вкл. 8с.- (Внимание: дети!)

  28. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)

  29. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Щиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений \Под ред.В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр. «Академия», 2003. - 576 с.

  30. Тихонова В.А. Лик живой природы: очерки о советских скульпторах анималистах. М. Советский художник.1990.

  31. Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А., Поровская Г.А., Бордюг Н.Д. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. - Метод. Пособие \ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А.Поровской. - М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2000. - 272 с.: ил. - (Воспитание и дополнительное образование детей)

  32. Чеккони Д. Моя первая книга оригами/Пер. с итал.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.-80с., ил.- (Домашняя школа).

  33. Интернет сайт:

  • stranamasterov.ru/

  • oriart.ru/

  • origami-school.narod.ru

Обязательная

  1. Арсентьева В.П., Зайцева Л.М. Начальное экологическое образование. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1999. - 141 с.

  2. Бобнева Н.П. Всё о …: Детская энциклопедия: Всё о загадочном лесе. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО « Издательство АСТ», 2000. - 320 с.: ил.

  3. Беляков Н.Д., Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. Пособие для учителей начальных классов. М.Пр.1969.

  4. Базазьянц С.Б.Художник, пространство, среда. М.Советский художник.1983.

  5. Банников А.Т. Жизнь животных. М.Пр.1971.

  6. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент. - 1988

  7. Гусакова А.М. Рукоделие в начальных класса: книга для учителей по внеклассной работе. М.Пр.1984.

  8. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: методические рекомендации к планированию занятий. М.Новая школа.1994.

  9. Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике: кн. Для учителя\ Под К78 ред. М.Ф.Овсянникова. - М.: Просвящение, 1983. - 223 с.

  10. Рогов А.П. Народные мастера: жизни знаменитых людей. М. Молодая гвардия.1982.

  11. Рафаенко Е.Я. Народные художественные промыслы. М.Знание.1988.

  12. Рогожкин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М.Педагогика.1981.

  13. Смирин В.М. Звери в природе. М.МГУ.1991.



© 2010-2022