- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Семинар Брейн-ринг на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования
Семинар Брейн-ринг на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пахомова И.Ш. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №238 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
п.г.т. Уруша
«Брейн-ринг»
на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования
Часть I
Уруша, 2015
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задачи:
-
изучить с педагогами ФГОС ДО;
-
активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО;
-
содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.
Предварительная работа.
-
Сформировать пакет нормативно-правовых документов по реализации ФГОС ДО.
-
Оформить стенд «Изучаем ФГОС».
-
Оформить методическую папку «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».
-
Участие педагогов в вебинарах по изучению и внедрению ФГОС ДО.
-
Оформление памяток для педагогов
Оснащение:
Возможно использование информационных ресурсов для проведения игры - компьютер, мультимедийный проектор, создание мультимедийной презентации; конверты с ответами на вопросы, молоточки, жетоны для участников, аудиозапись песни «Поворот».
Организационный момент:
При входе в зал воспитателям предлагается взять кружочки, по такому же принципу, как таблички на столах, таким образом, получается 2 подгруппы воспитателей.
Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем «Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования.
Для начала, я предлагаю вам вспомнить песню в исполнении легендарной группы «Машина времени» - «Поворот».
«Вот, новый поворот… что он нам несет, пропасть или взлет, омут или брод…». Слова этой песни как никогда актуальны сегодня, потому что в обществе идет становление новой системы образования. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования.
Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Конечно, многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, предпочитают за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.
Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен в нашей системе?
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
-
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26 от 15.05.2013
-
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013;
-
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155)
Все эти документы требуют от педагогов ДОУ высокого профессионализма.
Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников - всех участников образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.
А сейчас я предлагаю вам разминочный тест-шутку, который разрядит обстановку и послужит поводом для более серьезного разговора. Но помните, что в каждой шутке есть доля шутки.
Все участники получают листок бумаги и ручку и записывают в столбик четыре буквы: Л, Д, Р, П.
К каждой букве необходимо добавить одну из цифр (от 1 до 4), не повторяясь (например, 1Л,4Р, 2П и т.д.)
Следующий этап - к каждому сочетанию буквы и цифры следует прибавить название какого-либо зверя, птицы или насекомого и по три качества, которые, на ваш взгляд, их характеризуют.
Может получиться следующая итоговая запись:
1Р - носорог, толстокожий, медлительный, непробиваемый.
2Л - пчела, резвая, трудолюбивая, неугомонная.
3П - муха, надоедливая, противная, жужжащая.
4Д - рыба, скользкая, юркая, красивая.
Пришло время дать расшифровку теста-шутки.
Л - любовь, Д - дружба, Р - работа, П - постель. Цифры говорят о том, на каком месте в вашей жизни они находятся, ну а животные с совокупными качествами - это то, как мы представляем себя в соответствующих жизненных процессах.
А теперь вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о ФГОС Дошкольного образования. Для этого мы с вами разделимся на две команды. При входе в зал вы взяли кружочки определенного цвета. Сейчас я поставлю на столы цветные таблички, и попрошу вас пересесть таким образом, чтобы цвет таблички совпал с цветом кружочка. И так, у нас получилось две команды.
Правила игры:
Вам будет задан один и тот же вопрос, ваша задача ответить на него быстрее своих соперников. Обратите внимание у вас на столах лежат:
- молоточки, удар молоточка будет означать, что команда готова к ответу;
- пронумерованные конверты в соответствии с порядковым номером вопроса, нужно будет достать ответы и выбрать правильные.
Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).
Практическая часть.
Итак, начинаем наш брейн -ринг.
1. Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС дошкольного образования? (раздел I., пункт 1.2)
-
Концепция дошкольного воспитания;
-
Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»;
-
Конституция Российской Федерации;
-
Приоритетный национальный проект «Образование»;
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Устав дошкольной образовательной организации.
2. К основным принципам дошкольного образования относятся: (раздел I., пункт 1.4)
-
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
-
Обеспечение равных стартовых возможностей для подготовки детей к школе;
-
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
-
Взаимодействие Организации с социумом;
-
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-
Сотрудничество организации с семьей;
-
Формирование навыков самостоятельности дисциплинированности;
-
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-
Развивающий характер обучения;
-
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
3. Стандарт направлен на решение следующих задач: (раздел I., пункт 1.6)
-
Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-
Обеспечение ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону;
-
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
-
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-
Создание условий для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми;
-
Развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
-
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-
Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
-
Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
-
Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-
Воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
-
Подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами;
-
Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
4. Стандарт устанавливает требования: (раздел I., пункт 1.8)
-
К структуре Программы и ее объему;
-
К разработке нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
-
К формированию учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
-
К объективной оценке соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
-
К условиям реализации Программы;
-
К подготовке, профессиональной переподготовке, повышению квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала Организаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
-
К результатам освоения Программы.
5. Амплификация - это: (раздел I., пункт 1.4)
-
Обогащение развития ребенка, максимальная реализация его возрастных возможностей;
-
Всемерное ускорение психического и физического развития ребенка;
-
Замедление, отставание психического и физического развития ребенка.
6. Какие направления развития и образования детей обеспечивают развитие личности ребенка, согласно Стандарта? (раздел II., пункт 2.6)
-
Социально-личностное;
-
Социально-коммуникативное;
-
Познавательно-речевое;
-
Познавательное;
-
Речевое;
-
Художественно-эстетическое;
-
Физическое;
-
Коммуникативное.
7. Художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает: (раздел II., пункт 2.6)
-
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
-
Становление эстетического отношения к окружающему миру;
-
Формирование элементарных представлений о видах искусства;
-
Формирование основ оценочной компетентности в области искусства;
-
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
-
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-
Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
-
Овладение навыками различных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание и др.)
8. В рамках образовательной области «познавательное развитие», согласно Стандарту, необходимо развивать… (раздел II., пункт 2.6)
-
Навыки чтения и письма;
-
Познавательную мотивацию, познавательные действия;
-
Связную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество.
9. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, зависит от … (раздел II., пункт 2.7)
-
Компетентности воспитателя;
-
Наполняемости группы;
-
Возрастных и индивидуальных особенностей детей.
10. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: (раздел II., пункт 2.11.2)
-
Воспитание ребенка;
-
Содержание ребенка;
-
Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы;
-
Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
11. Наполняемость Группы определяется с учетом (раздел III., пункт 3.2.4)
-
Возможностей дошкольной организации;
-
Возраста детей;
-
Состояния здоровья;
-
Пожеланий родителей;
-
Специфики Программы.
12. Участие ребенка в психологической диагностике допускается: (раздел III., пункт 3.2.3)
-
Только с согласия его родителей (законных представителей);
-
С согласия ребенка;
-
По просьбе воспитателя.
Подведение итогов.
Заключение.
Я хочу вам рассказать Притчу «О переменах».
Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще - просто руки опускаются!
Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой - морковку, в третий - яйцо, в четвертый - раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.
«Что изменилось?» - спросил Учитель.
«Ничего...» - ответил Ученик.
Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один - деревянную чурку, в другой - морковку, в третий - яйцо, в четвертый - раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.
«Что изменилось?» - опять спросил Учитель.
«То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», - ответил Ученик.
«Это лишь поверхностный взгляд на вещи», - сказал Учитель.
- Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».
«Вода - это наша жизнь. Огонь - это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе - это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ - таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО - таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства - всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО - это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
«А КАК ЖЕ КОФЕ?» - воскликнул Ученик.
«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» - ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
Есть особые люди. Их - единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».
- Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.