Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад № 15 «Березка»













Примерная рабочая программа

по экспериментальной деятельности

с детьми дошкольного возраста

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»





Воспитатель:

Лопаева Татьяна Юрьевна

1 квалификационная категория







П. Лобва

2014г.

Актуальность.

Что я слышу-забываю,

Что я вижу-помню,

Что я делаю-понимаю.

Конфуций.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, внедрение ФГОС в дошкольные образовательные учреждения, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Главное достоинство метода экспериментирования в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания окружающего мира. Знания, почерпнутые не из книги, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

При лишении возможности знакомится с окружающим миром, путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности. И в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Труд (например, обслуживание) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи детей. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. Очень оригинально проходит оформление коллажей по изученным темам, моделирование, рисование.

Не требует большого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтение художественной литературы, с музыкальным (создание музыкальных инструментов из бросового материала) и физическим развитием, а также охраной безопасности жизнедеятельности детей.

В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в игре, таких как экспериментирование, создание проектов, импровизация. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления выбирать и менять что-то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем, детьми и их родителями на основе партнерства.

Понимая значение экспериментальной деятельности для всестороннего развития личности ребенка, выбрана тема по самообразованию.



Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Цель: способствование развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:

1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);

3. Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

4. Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).

5. Формировать у детей элементарные географические представления.

6. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

















Задачи экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

задачи

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

  1. Расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

Развитие у детей представления о химических свойствах веществ



Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях.

Развитие представлений о свойствах

Развитие элементарных математических представлений

.Познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера

Растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ, при соединении (реакция) и их влияние на свойства других предметов

Магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды

Воды, песка, глины, воздуха, камня

Упражнять в количественном счете

- - - - - -

Выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования



(как в среднем возрасте)

(как в среднем возрасте) испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция

О мерке - как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины

Развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях

2.Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов

Увеличительное стекло

Увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль

3.Развитие у детей умственных способностей:

Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение

Формирование способов познания путем сенсорного анализа

4.Социально - личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Ожидаемые результаты:

1.Освоение доступных способов познания окружающего мира;

2.Усвоение экологических знаний, бережное отношение к природе;

3.Развитие логического мышления, любознательности, сообразительности;

4.Умение анализировать результаты и делать выводы о закономерностях и взаимосвязях, работать по карточкам-схемам;

5.Самостоятельное наблюдение и проведение экспериментов.

6. Сформированное выполнение правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Работая по данной проблеме, придерживаюсь следующих принципов: «От простого к сложному», «Не навреди».

Проделывая эксперименты, необходимо придерживаться одного правила: проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб животным и растениям.

Перед проведением экспериментов обязательно с детьми нужно повторять правила безопасного поведения при использовании различных материалов и веществ.

Соприкосновение с миром прекрасного при умном творческом подходе воспитателя является источником детской радости, служит делу познания экологической культуры.

В группе создана детская лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации экспериментальной деятельности.

Оснащение лаборатории Оборудование и материалы.

  1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, весы, песочные часы, компасы, бинокль, разнообразные магниты.

  2. Прозрачные и непрозрачные сосуды, ведерки, воронки.

  3. Природные материалы: камни, глина, земля, уголь, песок, ракушки, шишки, кора деревьев, мох, семена, шерсть.

  4. Бросовый материал: кожа, поролон, мех, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные катушки.

  5. Технические материалы: гайки, болты, гвозди.

  6. Разные виды бумаги.

  7. Красители: ягодный сироп, краски.

  8. Медицинские материалы: пипетки, вата, марля, мерные ложечки, шприцы, резиновые груши.

  9. Прочие материалы: зеркало, воздушные шары, пластинки, зубочистки, стекло, пилочка для ногтей, линейки, сито, шарики, спички, трубочки, глобус, различные иллюстрации.

  10. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», теневой театр, ванна для игр с песком и водой. Дополнительное оборудование.

  • 1.Халаты, фартуки, полотенца.

  • 2.Контейнеры для хранения сыпучих предметов.

  • 3.Таблицы, схемы, коллажи.

  • 4.Детский понятийный словарь.

Эксперименты можно классифицировать по следующим принципам

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

  • Опыты с растениями;

  • Опыты с животными;

  • Опыты с объектами неживой природы;

  • Опыты, объектом которых является человек.



  1. По месту проведения опытов:

  • В групповой комнате;

  • На участке;

  • В лесу, в поле и т. д.



  1. По количеству детей:

  • Индивидуальные;

  • Групповые (5-10 детей);

  • Коллективные.



  1. По причине проведения:

  • Случайные;

  • Запланированные,

  • Поставленные в ответ на вопрос ребенка.



  1. По продолжительности:

  • Кратковременные (от пяти до пятнадцати минут);

  • Длительные (свыше пятнадцати минут).

Структура проведения игры-экспериментирования:

1. Постановка, формирование проблемы (познавательной задачи);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3. Проверка гипотез;

4. Подведение итогов, вывод;

5. Фиксация результатов;

6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности детей дошкольников используются различные стимулы:

1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

2. тайна, сюрприз;

3. мотив помощи;

4. познавательный мотив (почему так?);

5. ситуация выбора.

В работу по экспериментальной деятельности включены разделы:

1. Вещество;

2. Измерение;

3. Движение;

4. Свет и цвет;

5. Звук и слух;

6. Магнетизм;

7. Земля и ее место в солнечной системе;

8. В мире электричества;

9. Человек и законы природы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми 4-5 лет по 15-20 минут, с детьми старшего возраста по 25-30 минут.

Работа проводится с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

План экспериментальной деятельности с детьми средней группы (4 - 5 лет)

месяц

Темы игр - экспериментов

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

октябрь

1.Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

2.Почему все звучит?

3.Прозрачная вода

4.Вода принимает форму

ноябрь

5.Какие предметы могут плавать

6.Мыльные пузыри

7.Подушка из пены

8.Воздух повсюду

декабрь

9.Воздух работает

10.Каждому камешку свой домик

11.Можно ли менять форму камня и глины

12.Свет повсюду

январь

13.Свет и тень

14.Замерзшая вода

15.Тающий лед

16.Разноцветные шарики

февраль

17.Таинственные картинки

18.Все увидим, все узнаем

19.Песочная страна

20.Где вода

март

21.Водяная мельница

22.Звенящая вода

23.Угадайка

24.Ловись, рыбка, и мала, и велика

апрель

25.Фокусы с магнитами

26.Солнечные зайчики

27.Что растворяется в воде?

28.Что отражается в зеркале?

май

29.Волшебное сито

30.Цветной песок

31.Игры с песком

32.Фонтанчики

План экспериментальной деятельности с детьми старшей группы (5 - 6 лет)

месяц

Темы экспериментальной деятельности

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

сентябрь

1. Какая бывает вода?; Водяная мельница

2. Вода - растворитель. Очищение воды

3. Путешествие капельки

4.Почему осенью листья желтеют?

октябрь

Земля-красавица; Живая земля;

Волшебное сито

6. Опыты с почвой; Исследуем состав почвы;

7. Опыты с песком; Песочная страна; песчаный холм; Игры с песком

8.С погодой надо уживаться; Как разрушаются камни

ноябрь

9.Воздух; воздушный колокол

10.Почему дует ветер?; Где летает ветер?

11.Опыты с ветром (распечатки)

12.Буря (распечатки)

декабрь

13.Взаимодействие воды и снега

14. Твердая вода. Изготовление цветных льдинок. Почему не тонут айсберги?

15. иней, опыты с предметами неживой природы (распечатки)

16. Как рождается снег? (распечатки)

январь

-------

16. Цветы лотоса; Бумажные гонки; тяжелая газета

17. Чем можно измерить длину?

18. Температура и ее измерение

февраль

19. Испытание магнита; водяной магнит

20. Фокусы с магнитами; Ловись рыбка и мала и велика

21.Подушка из пены; Делаем мыльные пузыри

22. «Угадайка»

март

23. Источники света; Свет повсюду; Солнечные зайчики, с.34

24. Солнце дарит нам тепло и свет; Свет и тень

25. Откуда радуга берется?

26. Повелитель небес; Повелитель света

апрель

27. Как прорастают семена? Волшебное зерно

28. Нужна ли вода растениям? (распечатки)

29.Опыты с растениями (распечатки)

30. Двухцветный цветок

май

31.Почему все звучит?

32. Шарф для бабушки

33Кораблики;дельфин

34.Забавные фокусы

План экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы (6 - 7 л.)

месяц

Темы экспериментальной деятельности с детьми

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

сентябрь

1. Путешествие капельки (в книге)

2. Секретные записки

3. Какая бывает вода?

(распечатки)

4. Медуза в бутылке (распечатки)

октябрь

5. Вода - растворитель. Очищение воды (распечатки)

6.Экспериментирование с молоком и мыльным средством (распечатки)

7.Сила тяготения. Спичечные бега (распечатки)

8.Упрямые предметы

ноябрь

9.Волшебные стеклышки

10.Почему предметы движутся?

11.Хитрости инерции

12.Что такое масса?

декабрь

13.Воздух

(распечатки)

14.Солнце дарит нам тепло и свет

15.Почему дует ветер?

16.Почему не тонут корабли?

январь

-------

17.Изготовление искусственного снега (распечатки)

18.Чем можно измерить длину?

19.Все обо всем

февраль

20.Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

251Откуда взялись острова?

22.Как происходит извержение вулкана?

23.Как появляются горы?

март

24.Испытание магнита

25.О «дрожалке» и «пищалке»

26.Как сделать звук громче?

27.Почему поет пластинка?

апрель

28.Космос в бутылке. (распечатки)

29.Почему в космос летают на ракете?

30. Как образуются метеоритные кратеры?

351.Что такое молния?

(в книге)

май

32.Почему горит фонарик?

33.Электрический театр

34.Радуга в небе

35. Игра-соревнование «Счастливый случай»







Экспериментальная деятельность с детьми старшей группы 5-6 лет

Сентябрь 2013

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

1. Какая бывает вода?

(распечатки)

Водяная мельница

Познакомить детей со свойствами чистой воды; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту;

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа», с.25

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с. 29

2 неделя

2. Вода - растворитель. Исследуем свойства воды

Продолжать знакомить с состоянием воды в окружающей среде: имеет ли вкус, растворяет ли вещества.

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа» С. 27

3 неделя

3. Путешествие капельки

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с. 70

4 неделя

4.Почему осенью листья желтеют?

Продолжать обучение распознаванию природных объектов

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа» с. 20

Октябрь 2013

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

Земля-красавица; Живая земля

Волшебное сито

Познакомить детей с глобусом; сформировать представление об экологии, ее роли в жизни людей;

Выявить зависимость почвы от погодных условий; познакомить со способом отделения камней от песка

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа» с.5, 8;

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.36

2 неделя

Исследуем состав почвы;

Опыты с почвой (распечатка);

Дать представление о составе почвы, влажности и сухости

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа» с.11;

3 неделя

Песочная страна;

Песчаный холм; Игры с песком;

Опыты с песком (распечатка)

Формировать представление о песке;

выделить свойства песка;

развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь, развивать конструктивные умения

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.27

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа» с.14;

4 неделя

С погодой надо уживаться;

Как разрушаются камни

Дать детям представления о жизни в пекле, о сводах и тоннелях;

Продолжать учить детей распознавать природные объекты; познакомить с гранитом, кремнием, известняком; учить пользоваться лупой

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа»;

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа» с.11; с.18

Ноябрь 2013

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

Воздух;

Воздушный колокол; распечатки;

Звенящая вода

Продолжать исследовать воздух, движение воздуха, вес воздуха

Познакомить с воздушным колоколом; дать понять, что бокал наполнен воздухом, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа»; с.11;69

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.30

2 неделя

Почему дует ветер?;

Где летает ветер?

Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий и холодный;

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.64

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа» с.52;

3 неделя

Опыты с ветром;

Воздух меняет объем

Закрепить с детьми понятие ветра - движения воздуха

распечатки

4 неделя

Воздух поднимается;

Воздух работает;

Продолжать исследовать воздух, движение воздуха, вес воздуха

распечатки





Декабрь 2013

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

Взаимодействие воды и снега

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды; сравнивать свойства воды и снега

распечатки

2 неделя

Лед - твердая вода. Изготовление цветных льдинок.

Превращения воды

Продолжать расширять и углублять знания детей о свойствах воды; Сформировать представления детей о превращении воды в лед

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа», с.35

распечатки

3 неделя

Иней;

опыты с предметами неживой природы

Уточнить представления детей о превращении водяного пара в иней

Привлекать детей к экспериментированию

распечатки

4 неделя

Как рождается снег?

Почему не тонут айсберги?

Уточнить представления детей о превращении пара в снег и его свойствах

Уточнить представления детей о свойствах льда; дать представления об айсбергах

Распечатки;

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа» с.38;

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.78

Январь 2014

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

Цветы лотоса; Бумажные гонки; тяжелая газета

Дать детям представления о свойствах различной бумаги

распечатки

2 неделя

Волшебные зеркала;

Что отражается в зеркале?

Познакомить детей с понятием отражение, найти предметы, способные отражать

Распечатки;

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.35

3 неделя

Чем можно измерить длину?

Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.74

4 неделя

Температура и ее измерение

Познакомить детей с термометром и его применением

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.60

Февраль 2014

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

Испытание магнита;

Водяной магнит

Познакомить детей с физическим явлением - магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.91

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа» с.38;

2 неделя

Фокусы с магнитами;

«Ловись рыбка и мала и велика»

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом; выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.31

3 неделя

Делаем мыльные пузыри;

Подушка из пены

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла (может растягиваться, образует пленку); Развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.13

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.14

4 неделя

4. «Угадайка»


Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.30

Март 2014

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

Источники света;

Свет повсюду;

Солнечные зайчики

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными;

Понять причину возникновения солнечных зайчиков

Распечатки;

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.18; с.34

2 неделя

Солнце дарит нам тепло и свет;

Свет и тень

Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла и света;

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.61;

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.21

3 неделя

Наше солнышко (на прогулке)

Продолжать знакомить с элементарными сведениями о Солнце

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа» с.22;

4 неделя

Повелитель небес; Повелитель света

Учить детей проводить самостоятельно эксперименты

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа» с.75-78;

Апрель 2014

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

Как прорастают семена?

Волшебное зерно

Закрепить знания детей о развитии и росте растений

Распечатки;

Жукова Р.А., «Занимательные материалы старшая группа» с.58;

2 неделя

Нужна ли вода растениям?

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений

распечатки

3 неделя

Опыты с растениями

Подвести детей к выводу о необходимости удобрений, тепла и света для роста растений

распечатки

4 неделя

Двухцветный цветок

Выяснить влияние различного цвета воды на окрашивание его лепестков

распечатки

Май 2014

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

Почему все звучит?

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.10

2 неделя

Шарф для бабушки,

(цикл мушек)

Закрепить знание детей о ветре; познакомить с жизненным циклом мушек

Жукова Р.А. «Занимательные материалы старшая группа», с.55

3 неделя

«Быстроходные кораблики»;

«Дельфин»

Дать понять детям, что углекислота толкает кораблики во всех направлениях;

Познакомить детей с признаками явления соленой и пресной воды

Жукова Р.А. «Занимательные материалы старшая группа», с.67

Жукова Р.А. «Занимательные материалы старшая группа», с.68

4 неделя

Забавные фокусы

Учить детей проводить самостоятельно эксперименты

Жукова Р.А. «Занимательные материалы старшая группа», с.74; распечатки







Экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы 6-7 лет

Сентябрь 2014

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

1.Путешествие капельки

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков, расширить представления детей о значении воды для жизни человека

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.70

2 неделя

2. Секретные записки

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.104

3 неделя

3. Какая бывает вода?

Закрепить представления детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.43

4 неделя

4. Медуза в бутылке

Показать движение целлофана в воде, развивать самостоятельность у детей при конструировании медузы

распечатки

Октябрь 2014

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

1Вода-растворитель. Очищение воды

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды; закрепить знания о правилах безопасного поведения в работе с различными веществами

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.46

2 неделя

2. Экспериментирование с молоком и мыльным средством (распечатки)

Выявить как мыльное средство взаимодействует с составом воды и жирностью

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.

3 неделя

3. Сила тяготения. Спичечные бега (распечатки)

Дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которые притягивают предметы и любые тела к Земле

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.47

4 неделя

4. Упрямые предметы

Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения.

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.48



Ноябрь 2014

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

1.Волшебные стеклышки

Познакомить детей с приборами для наблюдения - микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.51

2 неделя

2. Почему предметы движутся?

Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.53

3 неделя

3. Хитрости инерции

Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении - инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.55

4 неделя

4. Что такое масса?

Выявить свойство предметов - массу; познакомить с прибором для измерения массы - чашечными весами, научить способам их использования

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.56

Декабрь 2014

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

1.Воздух.

Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.59

2 неделя

2. Солнце дарит нам тепло и свет

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.61

3 неделя

3. Почему дует ветер?

Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.65

4 неделя

4. Почему не тонут корабли?

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.68



Январь 2015

Тема деятельности

цель

Источник пособия

2 неделя

1.Изготовление искусственного снега

Показать взаимодействие различных веществ и их реакцию

распечатки

3 неделя

2. Чем можно измерять длину?

Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.74

4 неделя

3. Все обо всем

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; учить формулировать выводы

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.77

Февраль 2015

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

1.Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

Уточнить представление детей о свойствах льда; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.78

2 неделя

2. Откуда взялись острова?

Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.

3 неделя

3.Как происходит извержение вулкана?

Познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.87

4 неделя

4. Как появляются горы?

Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.89



Март 2015

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

1.Испытание магнита

Познакомить детей с физическим явлением - магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.91

2 неделя

2. О «дрожалке» и «пищалке»

Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука - дрожание предметов

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.94

3 неделя

3. Как сделать звук громче?

Обобщить представления детей о физическом явлении - звуке: звук слышан с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.95

4 неделя

4. Почему поет пластинка?

Развивать у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развивать познавательную активность детей при изготовлении соломинки-флейты

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.98

Апрель 2015

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

1.Космос в бутылке.

Доставить детям радость от смешивания различных веществ, развивать самостоятельность детей

распечатки

2 неделя

2. Почему в космос летают на ракете?

Уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.102

3 неделя

3. Как образуются метеоритные кратеры?

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.100

4 неделя

4. Что такое молния?

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.106



Май 2015

Тема деятельности

цель

Источник пособия

1 неделя

1.Почему горит фонарик?

Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой - хранителем электричества - и способом использования лимона в качестве батарейки

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.110

2 неделя

2. Электрический театр

Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.112

3 неделя

3. Радуга в небе

Познакомить детей со свойствам света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.114

4 неделя

4. Игра-соревнование «Счастливый случай»

Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность», с.119

Примечание. Экспериментальная деятельность с детьми на летний оздоровительный период планируется педагогом, согласно расписанию тематических дней в дошкольном учреждении.





Литература. Тугушева Г. П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011.-128с.

Жукова Р. А. Экология. Занимательные материалы старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей», 2009 - 96с.

Жукова Р. А. Экология. Занимательные материалы подготовительная группа. Волгоград: ИТД «Корифей», 2009 - 96с.

М.Э.Куликовская, Н. Н. Совгир. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Москва, 2005.





© 2010-2022