Публикация на тему Игра - это просто

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИГРА - ЭТО СЕРЬЕЗНО!

Во что играют наши дети? Зачем игра нужна ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие - вредны? Попробуем разобраться с этими вопросами.

Современные дети перестают играть. А ведь игра была, есть и всегда остается ведущей сферой деятельности ребенка, его жизненной необходимостью. Те игры, в которые сейчас играют современные дети стали агрессивнее. Поэтому, в первую очередь перед взрослыми стоит задача - научить детей играть, значит - научить жить.

ИГРА - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это радость, и познание, и творчество. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра - это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.

-В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

-В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.

-В игре ребенок воссоздает действия взрослых и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

-В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важная предпосылка воспитания воли.

-В игре ребенок развивается духовно. Ведь духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, музыки, фантазии, сказки. Без этого он засушенный цветок.

Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. По мере взросления игры становятся «родителями». Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои желания, чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, общении, обучении, творчестве, берет начало в детской игре. Игра - путь к познанию : ребенок познает в игре самого себя, своих возможностей, способностей. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Поэтому детские игры - важное средство самовоспитания.

Для детей - игра это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств. Играя, ребенок преодолевает серьезные трудности, тренирует свою силу и ловкость, развивает свои различные способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сопереживать друг другу, радоваться. Поэтому ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.

Игра - школа морали и действий. Можно сколько угодно объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, но лишь через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого, научишь его понимать, думать, действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям, терпимости к другим, доброте, взаимовыручке, отзывчивости, честности. Надо помнить, что игра - ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. Это и средство диагностики психического состояния и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции недостатков, отставании в развитии.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ.

ИГРА - понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни - развивают мышление и кругозор детей; другие - силу и ловкость (подвижные игры, игры-эстафеты); третьи - конструктивные навыки(конструктивные игры)и т.д.

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Творческие игры так захватывает ребенка, что он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а постоянно, каждую минуту своей жизни и даже в самую неподходящую (по нашему мнению) минуту. Например, мы торопимся в детский сад, а он плетется еле-еле и что-то бормочет - он весь в игре. И не надо мешать ему в этом. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих потребностей и интересов, играет ради удовольствия, которое она доставляет.

Однако, учитывая ее воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для возникновения и развития.

Без руководства игра может нанести ощутимый вред ребенку (переутомление, чрезмерная подвижность). Взрослые должны уметь создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительная эмоция - залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания положительных черт характера. Взрослые должны поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь максимально ограничивать его свободу. Причем поощрение и поддержка используется чаще, чем порицание.

Родители должны учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО РУКОВОДСТВА ИГРОЙ.

1.Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Это непросто. Ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а зачастую просто не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.

2.Взрослым необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается только в том случае, если взрослый относится к детской игре серьезно, с интересом.

3.Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.

4.Заканчивайте игру ярко, результативно. Помните - что состязательность в игре - это средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребенка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша - игрушка - центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на цель игры, тему, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение на ребенка. Иногда простая коробка из-под туфель ценнее любой заводной игрушки. Коробка может служить прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдатиков или служить коляской для кукол.

Старшие дошкольники очень ценят игрушки изготовленные родителями. Ребятам также необходимо иметь под рукой кусочки меха, дощечки, проволочки, картон. Из них дети мастерят недостающие игрушки, дополняя свои игры, что несомненно расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки:

Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы быта, транспорт и т.д.).

Двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки, строительные наборы и т.д.).

Приобретая игрушку важно обращать внимание не только на привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность.

Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с ребенком о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.

Часто девочки играют только с куклами, поэтому они лишены радости играть в такие игры, где формируются такие качества как - смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики же наоборот, играют в основном только с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы - взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи». Раз мальчик не играет с куклами ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, матроса, Буратино, Чебурашку и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребенка нет ни сестер ,ни братьев, то игрушки фактически являются его первыми партнерами по играм, с которыми он делит свои горести и радости.

Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы ,пространства, цвета, воображения, конструктивные способности.

Игры: лото ,домино, парные картинки открывают перед детьми возможности получать удовольствие от игры: развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер ,учат выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают точно действовать согласно правилам.

Интересно в такие игры играть всей семьей, чтобы все партнеры были равными в правилах игры. Малыш также привыкает к тому, что ему тоже надо играть, соблюдая правила, постигать их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним видом, умеют «разговаривать».

Изготовление всей семьей плоскостных фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыгрывать знакомые произведения, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разнообразным. Если ребенку только что купили игрушку, и он знает, как ею играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребенка истощается, игрушка становится неинтересной. Здесь нужна помощь старших: показать новое игровое действие, предложить новый игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребенком взрослым важно следить за своим тоном. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет уверенность ребенка в том, что его понимают ,с ним хотят играть.

Если у дошкольника есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья: на кухне, в комнате у бабушки, где новая обстановка. Она рождает новые игровые действия, новые сюжеты. Ребенок очень рад минутам, подаренным ему взрослым в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает малышу минут в обществе взрослых, тем больше взаимоотношений, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

© 2010-2022