Проект приобщения детей к культуре родного народа Словесный колдун, волшебный сказочник С. Г. Писахов

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Проект

Приобщения детей к культуре родного народа

"Словесный колдун, волшебный сказочник" С.Г. Писахов










Вид проекта: творческий, среднесрочный

Сроки реализации: октябрь 2014 - январь 2015 г.

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников, работники детской библиотеки им. А.С. Пушкина.

Актуальность проекта:

В современных условиях жизни главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, знающего и любящего свою Родину, а важнейшим принципом государственной политики в области образования является возрождение и развитие национальной культуры, духовно - нравственных ценностей народа.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Введение в содержание образования дошкольников регионального компонента необходимо, так как дети должны, прежде всего, знать культуру своего народа, живущего с ним в одной местности и регионе. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Детям необходимо рассказать об их национальных корнях, прививать им духовно-нравственные ориентиры, научить ценить и испытывать чувство гордости за людей, которые прославили наш край.

Одним из таких людей является С.Г.Писахов, архангельский художник, писатель, этнограф и сказочник. Многие ученые: географы, этнографы, фольклористы, а также журналисты, писатели и художники, такие как В.Г.Лидин, П.Е.Безруких, Л.Леонов, И.Б. Покровская, Б.Шергин, С.Маршак, Н.Зуева и другие отмечали, что С.Г.Писахов - есть явление подлинного русского Севера, его поэтическая душа, его жизнь. На сегодняшний день литература о писателе огромна. В основном это очерки и статьи, в которых зафиксированы его немалые заслуги в области литературы и живописи. Все они написаны с истинной любовью к С.Г.Писахову. В.Г.Лидин так писал о Степане Григорьевиче: « С.Г. Писахов был сам частью Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора - все, что составляет самую глубокую природу северного края».

С.Г. Писахов, как никто другой, изучил быт и культуру Севера: знал старинные обычаи, сам знал многих мастеров по именам, исходил вдоль и поперек весь северный край и на всю жизнь сохранил любовь к русскому Северу. Все сказки Степана Григорьевича о нашем северном крае и о жизни архангельских людей. Его сказки пропитаны любовью к русскому Северу, они полны радости, жизни, добра и силы, в них заложена вся великая духовная культура нашего народа.

На сегодняшний день проблема заключается в том, что дети совсем не знают творчества С.Г.Писахова. Причиной низкого уровня знаний детей является то, что в программе «Детство» под редакцией Н.Е.Вераксы не предусмотрено изучение творчества С.Г.Писахова, это с одной стороны, а с другой стороны педагоги считают, что дошкольников рано знакомить с произведениями, не предусмотренными программой. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов не только не знают творчества С.Г.Писахова, но и плохо знают традиции, обычаи, историю своего края, не проникнуты чувством и пониманием значимости изучения культурного наследия Беломорья.

А также современные родители не владеют достаточной информацией о жизни и творчестве писателя и в большинстве своем не считают необходимым знакомить детей с творчеством северян.

Для того чтобы познакомить детей с творчеством архангельского писателя сказочника С.Г.Писахова и повышения у них уровня знаний о культурном наследии был создан проект «Словесный колдун, волшебный сказочник С.Г. Писахов». В ходе которого мы постарались доказать возможность и необходимость использования отдельных произведений Писахова для познавательного, интеллектуального и художественно-эстетического развития детей для воспитания в них интереса и любви к культуре своего народа, чувству гордости за свою малую Родину, свой край при выполнении ряда условий:

Цель проекта:

Повысить знания детей о культурном наследии Архангельской области через знакомство с творчеством С.Г. Писахова, развитие познавательного, интеллектуального и художественно-эстетического потенциала детей, для воспитания в них интереса и любви к культуре своего народа, чувству гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  • Познакомить с писателем-сказочником С.Г. Писаховым, разработав систему по изучению жизни и творчества с детьми подготовительной к школе группы.

  • Создать условия для познавательной и исследовательской деятельности детей.

  • Способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных качеств

  • Создать необходимую материальную базу.

  • Подготовить детей и родителей к итоговому мероприятию - литературно-музыкальной гостиной.

Направления по реализации проекта:

Совместная образовательная деятельность, осуществляемая воспитателем с детьми

Формы:

- НОД
- проведение экскурсий;
- творческая деятельность;
- конкурсы;
- выставки;
- драматизация;
- оформление музейных экспозиций;
- создание библиотечки книг сказок С.Г. Писахова;

Совместная деятельность с родителями:

Формы:

- конкурсы, викторины;
- консультации, беседы, рекомендации;
-;
- создание аудио и видеотеки;
- проведение творческих мастерских;
- наглядная информация (уголок для родителей);
- проведение экскурсий;

Ожидаемый результат:

  • Повысится уровень знаний детей о культурном наследии Архангельской области.

  • Дети получат знания об Архангельском художнике и писателе-сказочнике С.Г. Писахове, научатся владеть этими знаниями.

  • Повысится активность поисково-исследовательской деятельности при создании мини-музея «Смех и горе у Бела моря».

  • Повысится активность родителей в совместных мероприятиях (выставки, конкурсы, экскурсии, литературно-музыкальная гостиная и др.), повысится уровень знаний о культурном наследии Архангельской области, о творчестве северян.

  • Издадим книгу авторских сказок, посвященную памяти С.Г. Писахова «Сказки русского Севера».

Этапы реализации:

  • Подготовительный;

  • Основной;

  • Заключительный (обобщающий).

Содержание деятельности проекта


 Выявить уровень знаний детей о творчестве С.Г. Писахова.

 Подобрать методику и литературу.

 Разработать систему работы по изучению жизни и творчества С.Г. Писахова.

 Разработать конспекты НОД, экскурсий с учётом возраста детей.

 Оформить уголок краеведения в группе, уголок Писахова «Волшебник русского Севера», выставку книг со сказками Степана Григорьевича; мини-музей «Смех и горе у бела моря»; папки-альбомы о творчестве Писахова.

 Приобретение необходимых материалов:

книги о жизни писателя; книги со сказками Степана Григорьевича, DVD диски и аудиокассеты со сказками.

 Литературно-музыкальная гостиная.

Материалы необходимые для реализации проекта:


  1. Книги о жизни и творчестве С.Г. Писахова.

  2. Книги со сказками Писахова.

  3. DVD диски со сказками писателя.

  4. Аудиокассеты, диски для прослушивания музыкальных произведений (частушки, песенки, оркестр русских народных инструментов и т.п.).

  5. Папки для изготовления альбомов о С.Г. Писахове.

  6. Репродукции картин Писахова.




Механизм реализации проекта.


I Подготовительный этап - октябрь, ноябрь 2014 г.

- Изучение теоретической, методической литературы о приобщении детей к культуре родного народа, выявление степени освещенности данной проблемы применительно к дошкольному возрасту;

- определение воспитательного значения произведений С.Г. Писахова, возможность глубокого изучения его творчества с детьми старшего дошкольного возраста.

- Поиск новых технологий.

- Определение основных направлений проекта.

- Проведение с детьми цикла бесед о родном крае, о людях прославивших наш край.

- Знакомство с бытом северян.

- Выявление уровня знаний детей о жизни и творчестве С.Г. Писахова.

II Основной этап - декабрь 2014 г.

- Организация экскурсий в библиотеку.

- Цикл бесед о жизни и творчестве С.Г. Писахова, рассматривание фоторепродукции о жизни писателя.

- Чтение сказок, беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций.

- Изготовление игр по сказкам Писахова.

- Включение детей в различные виды творческой деятельности (изобразительная, театральная).

- Организация сменных выставок, книг, рисунков, поделок.

- Работа в творческих мастерских.

III Заключительный этап - январь 2015 г.

- Открытие мини-музея С.Г. Писахова «Смех и горе у Бела моря»

Проведение экскурсий по музею.

- Создание книги сказок «Сказки русского Севера» (дети и родители подготовительной группы).

- Литературно-музыкальная гостиная «Поморские сказки люби и читай, милая родина - северный край» с участием детей и родителей.













Реализация проекта

октябрь 2014 г.

Раздел

Тема

Цель

Форма

1.Ознакомление детей с биографией С.Г. Писахова.

  • Что я знаю о Писахове?


  • «Достопримечательность Архангельскова города».



  • «Волшебник русского севера».




  • Уголок «Северный Мюнхгаузен».

Выявить знания детей.

Вызвать интерес к личности писателя, желание больше узнать о нём.


Расширять знание детей о Писахове. Воспитывать интерес к творчеству писателя и уважение к его личности.



Углубить знание детей о Писахове.

Опрос детей в устной форме.

Рассказ воспитателя о человеке, прославившем наш край (о писателе-сказочнике С.Г. Писахове);

Просмотр слайдов о жизни писателя (ПК).

Рассказ воспитателя:

- о детских годах Степана;

- о семье Писахова (отец, мать, брат, сёстры);

- о доме Поморская 27;

- годы учёбы.

Рассматривание книг с иллюстрациями о жизни Писахова и его семьи.

Выставка и чтение книг о Писахове.

2. Ознакомление детей с творчеством С.Г. Писахова.


  • Сказки С.Г. Писахова.







  • Показ сказок детьми.




  • Заучивание наиболее полюбившихся песенок, прибауток, отрывков из сказок.


  • Выставка книг сказок Писахова в книжном уголке (с иллюстрациями разных художников).

Ввести детей в мир сказок С.Г. Писахова. Расширить знание детей о специфике жанра, о художественных особенностях стиля Писахова.




Закрепить знания детей о сказках. Развивать произвольное внимание, память, воображение, творческие навыки. Учить детей интонационно и выразительно передавать характер персонажей сказок.

Учить выразительно, с естественными интонациями читать отрывки из сказок.

Углубить интерес детей к сказкам Писахова. Формировать умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусств.

Чтение сказок воспитателем

- «Апельсин», «Перепелиха», «Как поп работницу нанимал»; «Не любо - не слушай», «Налим Налимыч», «Громка мода», «Месяц с небесного чердака», «Баня в море»;

Беседа о смысловом значении сказок;

Словарная работа;

Рассматривание иллюстра-ций к сказкам;

Просмотр мультфильмов (DVD);

Слушание сказок (аудиокассеты).

Драматизация сказок «Перепелиха», «Месяц с небесного чердака». Инсценировка сказки «Морожены песни»

Рассматривание иллюстраций к сказкам и обсуждение книг.



Разучивание с целой группой, с подгруппами, индивидуально.




3. Изобразительная деятельность.


  • Рисование «Писатель-сказочник» (портрет С.Г. Писахова).



  • Рисование «Сказка Севера»;

Аппликация

-«Чудеса на белом море»,

-«Апельсин»;

Изготовление поделок «Поморские сказки».

Совершенствовать навыки рисования портрета. Передавать историческую достоверность, портретное сходство, настроение писателя

Учить создавать иллюстрации к сказкам, передавать сюжет, композицию. Развивать фантазию.

Рассматривание фотоматериалов с портретом писателя.


Чтение отрывков из сказок, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций. Оформление выставок детских работ.

4. Конкурсная деятельность.


  • Участие в конкурсе-выставке «Я рисую сказку».




  • Конкурс поделок «Герои сказок Писахова»

Создавать иллюстрации к сказкам Писахова (по представлению); использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Конструирование из природного и бросового материала совместно с родителями.

Оформление выставки.

Рассматривание рисунков и поделок.

Беседа (впечатления детей от выставки).

5. Экскурсионная работа.


  • Экскурсия в детскую библиотеку им. Пушкина

Познакомить детей с книгами С.Г. Писахова.

Рассказ библиотекаря о творчестве Писахова, рассматривание книг по сказкам писателя из фондов библиотеки.

6. Культурно - досуговая деятельность.


  • В свободной деятельности.




  • Самообразование.

Развивать интерес к творчеству Писахова. Приучать в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью.


Формировать у детей потребность в получении новых знаний. Развивать интерес к творчеству Писахова.

Н/п игры по сказкам Писахова. Просмотр мультфильмов. Чтение книг. Отгадывание загадок. Изо деятельность (рисование, лепка и т.п.). Показ сказок в разных видах театра. Подготовка к выставкам.

Пополнить домашнюю библиотеку книгами произведений С.Г. Писахова. Чтение с родителями.


7. Интеграция.


  • Ознакомление детей со сказками С.Г. Писахова.

Формировать умение воспринимать произведение в единстве словесного и изобразительного искусства.

Чтение сказок и рассматривание иллюстраций. Чтение отрывков из сказок и рисование иллюстраций к ним.

8. Пропаганда.


  • Для родителей.



Заинтересовать работой по изучению творчества С.Г. Писахова.


Беседы с родителями, консультация «Творчество Писахова в приобщении детей к культуре родного народа»

Участие родителей в подготовке к конкурсам.

Организация выставок.

ноябрь 2014г.

Раздел

Тема

Цель

Форма

1. Ознакомление детей с биографией С.Г. Писахова.

  • «Волшебник русского Севера»




  • Изготовление альбомов о жизни и творчестве С.Г. Писахова «Волшебник русского севера» и «Художник русского севера» (дети и родители группы).

Продолжать расширять знание детей о творчестве С.Г. Писахова. Воспитывать интерес и уважение к его личности.



Закрепить знание детей о жизни и творчестве знаменитого сказочника.



Рассказ воспитателя:

- о годах странствий Писахова;

- Писахов - сказочник;

- о жизни писателя;

- Писахов - художник;

- «Север в картинах писателя»

Рассматривание книг с иллюстрациями о жизни Писахова, репродукций его картин о Севере.

Подбор и обсуждение материала. Рассматривание альбомов.

2. Ознакомление детей с творчеством С.Г. Писахова.


  • Сказки С.Г. Писахова.






  • Литературные игры. Изготовление игр по сказкам Писахова.

Продолжать знакомить детей с миром сказок Писахова. Закрепить знание детей о художественных особенностях стиля Степана Григорьевича




Развивать творческие способности детей, воссоздающее воображение, память.

Чтение сказок воспитателем

- «Яблоней цвёл», «Пляшет самовар, пляшет печка»; «Кабатчиха нарядилась», «Как парень к попу в работники нанялся», «За дровами и на охоту», «Звёздный дождь», «Морожены песни», «Северно сияние»;

Беседа о смысловом значении сказок;

Словарная работа;

Рассматривание иллюстра-ций к сказкам;

Просмотр мультфильмов по сказками (DVD).


Со всей группой детей и индивидуально.

3. Изобразительная деятельность.


  • Рисование «Полярная звезда малой Медведицы», «Северно сияние»;

Аппликация

-«Чудесные сполохи»; Лепка «Белые медведи»

  • Выставка рисунков «Сказки Архангельскова города» (работы родителей и детей группы)

Продолжать учить создавать иллюстрации к сказкам, передавать сюжет, композицию.

Развивать фантазию, интерес у детей к новым видам работ (простая, жатая бумага на аппликации).

Развивать творческие умения детей. Воспитывать любовь к сказкам Писахова.

Чтение отрывков из сказок, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказкам. Оформление выставок детских работ.


Оформление выставки.

Рассматривание рисунков.

Беседа (впечатления детей от выставки).


4. Музейная работа.


Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Г. Писахова. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Расширять и обогащать словарный запас детей. Заинтересовать детей музейной работой.

Проведение цикла бесед о жизни и творчестве Писахова. Рассматривание фотодокументов о жизни писателя, его родных. Рассматривание репродукций картин Писахова - художника. Посещение выставки (библиотека). Сбор экспонатов для музея. Предметный фонд (поделки к сказкам, значки и т.п.). Изобразительный фонд (фотодокументы, книги, статьи, репродукции картин и т.п.). Изготовление постоянных и временных стендов, оформление экспозиций. Изготовление поделок для музея, оформление стендов творчества.

5. Культурно - досуговая деятельность.


  • В свободной деятельности.







  • Самообразование.

Закреплять знания о творчестве Писахова. Формировать стремление дополнять и углублять знания, полученные в процессе обучения.





Развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний о жизни и творчестве С.Г. Писахова. Стимулировать желание самостоятельно получать знания.

Беседы с детьми по теме «Жизнь и творчество С.Г. Писахова». Повторное чтение наиболее понравившихся сказок. Подготовка к выставке. Музейная работа (оформление выставок, экспозиций). Оформление альбомов о писателе. Рассматривание иллюстраций к сказкам, фотодокументов. Изобразительная деятельность (рисование, изготовление поделок). Разгадывание кроссворда. Литературные игры по сказкам.


Чтение с родителями. Получать знания посредством художественно-творческой деятельности, просмотра телепередач, просмотр мультфильмов. Изготовление игр по сказкам с родителями. Сбор экспонатов для музея. Посещение выставок.

6. Интеграция.


  • Ознакомление детей со сказками С.Г. Писахова.

Продолжать формировать умение воспринимать произведение в единстве словесного и изобразительного искусств, в единстве с музыкой.

Чтение сказок и рассматривание иллюстраций; изобразительная деятельность (рисование, аппликация).

7. Пропаганда.


  • Для родителей.






Заинтересовать родителей в создании экспозиций для музея. Повысить уровень теоретических знаний родителей о воспитательном значении для детей сказок Писахова. Развивать творческий потенциал родителей, умение спланировать совместную деятельность со своим ребёнком.



Беседа «Сказки архангельского сказочника во всестороннем развитии детей»

Участие родителей:

- в выставке рисунков «Сказки Архангельскова города»;

- в изготовлении поделок к сказкам, к оформлению экспозиций, выставок в мини-музее «Смех и горе у Бела моря»;

- в изготовлении альбомов о жизни и творчестве С.Г. Писахова.

Просмотр видеоматериалов о работе клуба экскурсоводов.

Организация выставок. Участие в изготовлении поделок к сказкам.


декабрь, январь 2014г.


Раздел

Тема

Цель

Форма

1. Ознакомление детей с биографией С.Г. Писахова.


  • «Чтя всегда следы прошлого».



  • Книга сказок «Сказки русского Севера» (родители и дети)

Обобщить знания детей об архангельском писателе-сказочнике С.Г. Писахове, о его творчестве.

Воспитывать уважение к личности писателя-сказочника С.Г. Писахова. Развивать фантазию, воображение, творческие способности.

Беседа воспитателя с детьми. Вспомнить пройденный материал. Чтение отрывков из сказок, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы.

Оформление книги сказок. Чтение сказок С.Г. Писахова.

2. Музейная работа.






  • Открытие мини-музея «Смех и горе у Бела моря»

Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Г. Писахова.




Обобщить, систематизировать знания детей о жизни и творчестве С.Г. Писахова. Испытать чувство сопричастности к жизни великого архангельского сказочника. Развивать интерес к музейной деятельности. Обеспечить умственную и речевую активность детей во время проведения экскурсий. Воспитывать уважение к личности писателя.

Рассказ воспитателя о С.Г. Писахове как о знатоке народной культуры Русского Севера:

- «морожены песни» (о фольклоре Архангельской области - песни, частушки и т.п.);

- светлый праздник Рождества (Рождество, рождественские святки, обряды, гадания Архангельской области)

- подарок к Рождеству (рождественские пряники - КОЗУЛИ).

Открытие мини-музея, проведение экскурсий для детей воспитателем, проведение экскурсий детьми подготовительной группы для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, воспитателей ДОУ.

5. Культурно - досуговая деятельность.


  • В свободной деятельности.





  • Самообразование.

Формировать стремление дополнять и углублять знания, полученные в процессе обучения. Закрепить знание о крае, в котором жил С.Г. Писахов.



Развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний о С.Г. Писахове, как о знатоке русского Севера, знатоке традиций и обрядов, чтимых в Архангельской области.

Оформление и дополнение музейных экспозиций. Литературные игры:

  • игра-рисование (отгадай, нарисуй);

  • игра-соревнование (построй сюжет);

  • игра (докончи фразу) и т.п.

Оформление выставки.

Рассматривание рисунков.

Беседа (впечатление детей от выставки).

Получать знания, посредством наблюдений художественно-творческой деятельности, просмотра телепередач, прослушивания аудиозаписей музыкальных произведений. Создание домашней библиотеки.

4. Интеграция.


  • Подготовка и проведение экскурсий в мини-музее.

Соединение различных видов искусств, разных видов деятельности посредством изучения творчества С.Г. Писахова.

- Беседы воспитателя;

- Чтение сказок;

- Слушание музыки;

- Танцевальное творчество;

- Пение частушек;

- Народное творчество (обряды, гадания)

5. Пропаганда.


  • Для родителей.









Популяризировать работу. Установить тесный контакт детского сада с родителями в реализации данного проекта. Подведение итогов проекта (его результативность). Обсудить с родителями значимость проведённой работы, участие в литературно-музыкальной гостиной.





Проведение экскурсий для родителей по музею

Беседы, рекомендации:

«Домашняя библиотека»,

«А мой талантлив?».

Наглядная информация:

- статьи в родительском уголке («Весёлый сказочник - развлекает или учит»);

- фотостенд «Чтя всегда следы прошлого» (фотоотчёт проектной работы).

Участие родителей в подготовке к презентации музея Писахова.

Мастер-класс «Рождественские козули (с участием родителей)»



© 2010-2022