- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект приобщения детей к культуре родного народа Словесный колдун, волшебный сказочник С. Г. Писахов
Проект приобщения детей к культуре родного народа Словесный колдун, волшебный сказочник С. Г. Писахов
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гришкевич О.В. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект
Приобщения детей к культуре родного народа
"Словесный колдун, волшебный сказочник" С.Г. Писахов
Вид проекта: творческий, среднесрочный
Сроки реализации: октябрь 2014 - январь 2015 г.
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников, работники детской библиотеки им. А.С. Пушкина.
Актуальность проекта:
В современных условиях жизни главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, знающего и любящего свою Родину, а важнейшим принципом государственной политики в области образования является возрождение и развитие национальной культуры, духовно - нравственных ценностей народа.
По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Введение в содержание образования дошкольников регионального компонента необходимо, так как дети должны, прежде всего, знать культуру своего народа, живущего с ним в одной местности и регионе. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Детям необходимо рассказать об их национальных корнях, прививать им духовно-нравственные ориентиры, научить ценить и испытывать чувство гордости за людей, которые прославили наш край.
Одним из таких людей является С.Г.Писахов, архангельский художник, писатель, этнограф и сказочник. Многие ученые: географы, этнографы, фольклористы, а также журналисты, писатели и художники, такие как В.Г.Лидин, П.Е.Безруких, Л.Леонов, И.Б. Покровская, Б.Шергин, С.Маршак, Н.Зуева и другие отмечали, что С.Г.Писахов - есть явление подлинного русского Севера, его поэтическая душа, его жизнь. На сегодняшний день литература о писателе огромна. В основном это очерки и статьи, в которых зафиксированы его немалые заслуги в области литературы и живописи. Все они написаны с истинной любовью к С.Г.Писахову. В.Г.Лидин так писал о Степане Григорьевиче: « С.Г. Писахов был сам частью Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора - все, что составляет самую глубокую природу северного края».
С.Г. Писахов, как никто другой, изучил быт и культуру Севера: знал старинные обычаи, сам знал многих мастеров по именам, исходил вдоль и поперек весь северный край и на всю жизнь сохранил любовь к русскому Северу. Все сказки Степана Григорьевича о нашем северном крае и о жизни архангельских людей. Его сказки пропитаны любовью к русскому Северу, они полны радости, жизни, добра и силы, в них заложена вся великая духовная культура нашего народа.
На сегодняшний день проблема заключается в том, что дети совсем не знают творчества С.Г.Писахова. Причиной низкого уровня знаний детей является то, что в программе «Детство» под редакцией Н.Е.Вераксы не предусмотрено изучение творчества С.Г.Писахова, это с одной стороны, а с другой стороны педагоги считают, что дошкольников рано знакомить с произведениями, не предусмотренными программой. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов не только не знают творчества С.Г.Писахова, но и плохо знают традиции, обычаи, историю своего края, не проникнуты чувством и пониманием значимости изучения культурного наследия Беломорья.
А также современные родители не владеют достаточной информацией о жизни и творчестве писателя и в большинстве своем не считают необходимым знакомить детей с творчеством северян.
Для того чтобы познакомить детей с творчеством архангельского писателя сказочника С.Г.Писахова и повышения у них уровня знаний о культурном наследии был создан проект «Словесный колдун, волшебный сказочник С.Г. Писахов». В ходе которого мы постарались доказать возможность и необходимость использования отдельных произведений Писахова для познавательного, интеллектуального и художественно-эстетического развития детей для воспитания в них интереса и любви к культуре своего народа, чувству гордости за свою малую Родину, свой край при выполнении ряда условий:
Цель проекта:
Повысить знания детей о культурном наследии Архангельской области через знакомство с творчеством С.Г. Писахова, развитие познавательного, интеллектуального и художественно-эстетического потенциала детей, для воспитания в них интереса и любви к культуре своего народа, чувству гордости за свою малую Родину.
Задачи:
-
Познакомить с писателем-сказочником С.Г. Писаховым, разработав систему по изучению жизни и творчества с детьми подготовительной к школе группы.
-
Создать условия для познавательной и исследовательской деятельности детей.
-
Способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных качеств
-
Создать необходимую материальную базу.
-
Подготовить детей и родителей к итоговому мероприятию - литературно-музыкальной гостиной.
Направления по реализации проекта:
Совместная образовательная деятельность, осуществляемая воспитателем с детьми
Формы:
- НОД
- проведение экскурсий;
- творческая деятельность;
- конкурсы;
- выставки;
- драматизация;
- оформление музейных экспозиций;
- создание библиотечки книг сказок С.Г. Писахова;
Совместная деятельность с родителями:
Формы:
- конкурсы, викторины;
- консультации, беседы, рекомендации;
-;
- создание аудио и видеотеки;
- проведение творческих мастерских;
- наглядная информация (уголок для родителей);
- проведение экскурсий;
Ожидаемый результат:
-
Повысится уровень знаний детей о культурном наследии Архангельской области.
-
Дети получат знания об Архангельском художнике и писателе-сказочнике С.Г. Писахове, научатся владеть этими знаниями.
-
Повысится активность поисково-исследовательской деятельности при создании мини-музея «Смех и горе у Бела моря».
-
Повысится активность родителей в совместных мероприятиях (выставки, конкурсы, экскурсии, литературно-музыкальная гостиная и др.), повысится уровень знаний о культурном наследии Архангельской области, о творчестве северян.
-
Издадим книгу авторских сказок, посвященную памяти С.Г. Писахова «Сказки русского Севера».
Этапы реализации:
-
Подготовительный;
-
Основной;
-
Заключительный (обобщающий).
Содержание деятельности проекта
Выявить уровень знаний детей о творчестве С.Г. Писахова.
Подобрать методику и литературу.
Разработать систему работы по изучению жизни и творчества С.Г. Писахова.
Разработать конспекты НОД, экскурсий с учётом возраста детей.
Оформить уголок краеведения в группе, уголок Писахова «Волшебник русского Севера», выставку книг со сказками Степана Григорьевича; мини-музей «Смех и горе у бела моря»; папки-альбомы о творчестве Писахова.
Приобретение необходимых материалов:
книги о жизни писателя; книги со сказками Степана Григорьевича, DVD диски и аудиокассеты со сказками.
Литературно-музыкальная гостиная.
Материалы необходимые для реализации проекта:
-
Книги о жизни и творчестве С.Г. Писахова.
-
Книги со сказками Писахова.
-
DVD диски со сказками писателя.
-
Аудиокассеты, диски для прослушивания музыкальных произведений (частушки, песенки, оркестр русских народных инструментов и т.п.).
-
Папки для изготовления альбомов о С.Г. Писахове.
-
Репродукции картин Писахова.
Механизм реализации проекта.
I Подготовительный этап - октябрь, ноябрь 2014 г.
- Изучение теоретической, методической литературы о приобщении детей к культуре родного народа, выявление степени освещенности данной проблемы применительно к дошкольному возрасту;
- определение воспитательного значения произведений С.Г. Писахова, возможность глубокого изучения его творчества с детьми старшего дошкольного возраста.
- Поиск новых технологий.
- Определение основных направлений проекта.
- Проведение с детьми цикла бесед о родном крае, о людях прославивших наш край.
- Знакомство с бытом северян.
- Выявление уровня знаний детей о жизни и творчестве С.Г. Писахова.
II Основной этап - декабрь 2014 г.
- Организация экскурсий в библиотеку.
- Цикл бесед о жизни и творчестве С.Г. Писахова, рассматривание фоторепродукции о жизни писателя.
- Чтение сказок, беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций.
- Изготовление игр по сказкам Писахова.
- Включение детей в различные виды творческой деятельности (изобразительная, театральная).
- Организация сменных выставок, книг, рисунков, поделок.
- Работа в творческих мастерских.
III Заключительный этап - январь 2015 г.
- Открытие мини-музея С.Г. Писахова «Смех и горе у Бела моря»
Проведение экскурсий по музею.
- Создание книги сказок «Сказки русского Севера» (дети и родители подготовительной группы).
- Литературно-музыкальная гостиная «Поморские сказки люби и читай, милая родина - северный край» с участием детей и родителей.
Реализация проекта
октябрь 2014 г.
Раздел
Тема
Цель
Форма
1.Ознакомление детей с биографией С.Г. Писахова.
-
Что я знаю о Писахове?
-
«Достопримечательность Архангельскова города».
-
«Волшебник русского севера».
-
Уголок «Северный Мюнхгаузен».
Выявить знания детей.
Вызвать интерес к личности писателя, желание больше узнать о нём.
Расширять знание детей о Писахове. Воспитывать интерес к творчеству писателя и уважение к его личности.
Углубить знание детей о Писахове.
Опрос детей в устной форме.
Рассказ воспитателя о человеке, прославившем наш край (о писателе-сказочнике С.Г. Писахове);
Просмотр слайдов о жизни писателя (ПК).
Рассказ воспитателя:
- о детских годах Степана;
- о семье Писахова (отец, мать, брат, сёстры);
- о доме Поморская 27;
- годы учёбы.
Рассматривание книг с иллюстрациями о жизни Писахова и его семьи.
Выставка и чтение книг о Писахове.
2. Ознакомление детей с творчеством С.Г. Писахова.
-
Сказки С.Г. Писахова.
-
Показ сказок детьми.
-
Заучивание наиболее полюбившихся песенок, прибауток, отрывков из сказок.
-
Выставка книг сказок Писахова в книжном уголке (с иллюстрациями разных художников).
Ввести детей в мир сказок С.Г. Писахова. Расширить знание детей о специфике жанра, о художественных особенностях стиля Писахова.
Закрепить знания детей о сказках. Развивать произвольное внимание, память, воображение, творческие навыки. Учить детей интонационно и выразительно передавать характер персонажей сказок.
Учить выразительно, с естественными интонациями читать отрывки из сказок.
Углубить интерес детей к сказкам Писахова. Формировать умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусств.
Чтение сказок воспитателем
- «Апельсин», «Перепелиха», «Как поп работницу нанимал»; «Не любо - не слушай», «Налим Налимыч», «Громка мода», «Месяц с небесного чердака», «Баня в море»;
Беседа о смысловом значении сказок;
Словарная работа;
Рассматривание иллюстра-ций к сказкам;
Просмотр мультфильмов (DVD);
Слушание сказок (аудиокассеты).
Драматизация сказок «Перепелиха», «Месяц с небесного чердака». Инсценировка сказки «Морожены песни»
Рассматривание иллюстраций к сказкам и обсуждение книг.
Разучивание с целой группой, с подгруппами, индивидуально.
3. Изобразительная деятельность.
-
Рисование «Писатель-сказочник» (портрет С.Г. Писахова).
-
Рисование «Сказка Севера»;
Аппликация
-«Чудеса на белом море»,
-«Апельсин»;
Изготовление поделок «Поморские сказки».
Совершенствовать навыки рисования портрета. Передавать историческую достоверность, портретное сходство, настроение писателя
Учить создавать иллюстрации к сказкам, передавать сюжет, композицию. Развивать фантазию.
Рассматривание фотоматериалов с портретом писателя.
Чтение отрывков из сказок, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций. Оформление выставок детских работ.
4. Конкурсная деятельность.
-
Участие в конкурсе-выставке «Я рисую сказку».
-
Конкурс поделок «Герои сказок Писахова»
Создавать иллюстрации к сказкам Писахова (по представлению); использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Конструирование из природного и бросового материала совместно с родителями.
Оформление выставки.
Рассматривание рисунков и поделок.
Беседа (впечатления детей от выставки).
5. Экскурсионная работа.
-
Экскурсия в детскую библиотеку им. Пушкина
Познакомить детей с книгами С.Г. Писахова.
Рассказ библиотекаря о творчестве Писахова, рассматривание книг по сказкам писателя из фондов библиотеки.
6. Культурно - досуговая деятельность.
-
В свободной деятельности.
-
Самообразование.
Развивать интерес к творчеству Писахова. Приучать в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью.
Формировать у детей потребность в получении новых знаний. Развивать интерес к творчеству Писахова.
Н/п игры по сказкам Писахова. Просмотр мультфильмов. Чтение книг. Отгадывание загадок. Изо деятельность (рисование, лепка и т.п.). Показ сказок в разных видах театра. Подготовка к выставкам.
Пополнить домашнюю библиотеку книгами произведений С.Г. Писахова. Чтение с родителями.
7. Интеграция.
-
Ознакомление детей со сказками С.Г. Писахова.
Формировать умение воспринимать произведение в единстве словесного и изобразительного искусства.
Чтение сказок и рассматривание иллюстраций. Чтение отрывков из сказок и рисование иллюстраций к ним.
8. Пропаганда.
-
Для родителей.
Заинтересовать работой по изучению творчества С.Г. Писахова.
Беседы с родителями, консультация «Творчество Писахова в приобщении детей к культуре родного народа»
Участие родителей в подготовке к конкурсам.
Организация выставок.
ноябрь 2014г.
Раздел
Тема
Цель
Форма
1. Ознакомление детей с биографией С.Г. Писахова.
-
«Волшебник русского Севера»
-
Изготовление альбомов о жизни и творчестве С.Г. Писахова «Волшебник русского севера» и «Художник русского севера» (дети и родители группы).
Продолжать расширять знание детей о творчестве С.Г. Писахова. Воспитывать интерес и уважение к его личности.
Закрепить знание детей о жизни и творчестве знаменитого сказочника.
Рассказ воспитателя:
- о годах странствий Писахова;
- Писахов - сказочник;
- о жизни писателя;
- Писахов - художник;
- «Север в картинах писателя»
Рассматривание книг с иллюстрациями о жизни Писахова, репродукций его картин о Севере.
Подбор и обсуждение материала. Рассматривание альбомов.
2. Ознакомление детей с творчеством С.Г. Писахова.
-
Сказки С.Г. Писахова.
-
Литературные игры. Изготовление игр по сказкам Писахова.
Продолжать знакомить детей с миром сказок Писахова. Закрепить знание детей о художественных особенностях стиля Степана Григорьевича
Развивать творческие способности детей, воссоздающее воображение, память.
Чтение сказок воспитателем
- «Яблоней цвёл», «Пляшет самовар, пляшет печка»; «Кабатчиха нарядилась», «Как парень к попу в работники нанялся», «За дровами и на охоту», «Звёздный дождь», «Морожены песни», «Северно сияние»;
Беседа о смысловом значении сказок;
Словарная работа;
Рассматривание иллюстра-ций к сказкам;
Просмотр мультфильмов по сказками (DVD).
Со всей группой детей и индивидуально.
3. Изобразительная деятельность.
-
Рисование «Полярная звезда малой Медведицы», «Северно сияние»;
Аппликация
-«Чудесные сполохи»; Лепка «Белые медведи»
-
Выставка рисунков «Сказки Архангельскова города» (работы родителей и детей группы)
Продолжать учить создавать иллюстрации к сказкам, передавать сюжет, композицию.
Развивать фантазию, интерес у детей к новым видам работ (простая, жатая бумага на аппликации).
Развивать творческие умения детей. Воспитывать любовь к сказкам Писахова.
Чтение отрывков из сказок, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказкам. Оформление выставок детских работ.
Оформление выставки.
Рассматривание рисунков.
Беседа (впечатления детей от выставки).
4. Музейная работа.
Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Г. Писахова. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Расширять и обогащать словарный запас детей. Заинтересовать детей музейной работой.
Проведение цикла бесед о жизни и творчестве Писахова. Рассматривание фотодокументов о жизни писателя, его родных. Рассматривание репродукций картин Писахова - художника. Посещение выставки (библиотека). Сбор экспонатов для музея. Предметный фонд (поделки к сказкам, значки и т.п.). Изобразительный фонд (фотодокументы, книги, статьи, репродукции картин и т.п.). Изготовление постоянных и временных стендов, оформление экспозиций. Изготовление поделок для музея, оформление стендов творчества.
5. Культурно - досуговая деятельность.
-
В свободной деятельности.
-
Самообразование.
Закреплять знания о творчестве Писахова. Формировать стремление дополнять и углублять знания, полученные в процессе обучения.
Развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний о жизни и творчестве С.Г. Писахова. Стимулировать желание самостоятельно получать знания.
Беседы с детьми по теме «Жизнь и творчество С.Г. Писахова». Повторное чтение наиболее понравившихся сказок. Подготовка к выставке. Музейная работа (оформление выставок, экспозиций). Оформление альбомов о писателе. Рассматривание иллюстраций к сказкам, фотодокументов. Изобразительная деятельность (рисование, изготовление поделок). Разгадывание кроссворда. Литературные игры по сказкам.
Чтение с родителями. Получать знания посредством художественно-творческой деятельности, просмотра телепередач, просмотр мультфильмов. Изготовление игр по сказкам с родителями. Сбор экспонатов для музея. Посещение выставок.
6. Интеграция.
-
Ознакомление детей со сказками С.Г. Писахова.
Продолжать формировать умение воспринимать произведение в единстве словесного и изобразительного искусств, в единстве с музыкой.
Чтение сказок и рассматривание иллюстраций; изобразительная деятельность (рисование, аппликация).
7. Пропаганда.
-
Для родителей.
Заинтересовать родителей в создании экспозиций для музея. Повысить уровень теоретических знаний родителей о воспитательном значении для детей сказок Писахова. Развивать творческий потенциал родителей, умение спланировать совместную деятельность со своим ребёнком.
Беседа «Сказки архангельского сказочника во всестороннем развитии детей»
Участие родителей:
- в выставке рисунков «Сказки Архангельскова города»;
- в изготовлении поделок к сказкам, к оформлению экспозиций, выставок в мини-музее «Смех и горе у Бела моря»;
- в изготовлении альбомов о жизни и творчестве С.Г. Писахова.
Просмотр видеоматериалов о работе клуба экскурсоводов.
Организация выставок. Участие в изготовлении поделок к сказкам.
декабрь, январь 2014г.
Раздел
Тема
Цель
Форма
1. Ознакомление детей с биографией С.Г. Писахова.
-
«Чтя всегда следы прошлого».
-
Книга сказок «Сказки русского Севера» (родители и дети)
Обобщить знания детей об архангельском писателе-сказочнике С.Г. Писахове, о его творчестве.
Воспитывать уважение к личности писателя-сказочника С.Г. Писахова. Развивать фантазию, воображение, творческие способности.
Беседа воспитателя с детьми. Вспомнить пройденный материал. Чтение отрывков из сказок, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы.
Оформление книги сказок. Чтение сказок С.Г. Писахова.
2. Музейная работа.
-
Открытие мини-музея «Смех и горе у Бела моря»
Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Г. Писахова.
Обобщить, систематизировать знания детей о жизни и творчестве С.Г. Писахова. Испытать чувство сопричастности к жизни великого архангельского сказочника. Развивать интерес к музейной деятельности. Обеспечить умственную и речевую активность детей во время проведения экскурсий. Воспитывать уважение к личности писателя.
Рассказ воспитателя о С.Г. Писахове как о знатоке народной культуры Русского Севера:
- «морожены песни» (о фольклоре Архангельской области - песни, частушки и т.п.);
- светлый праздник Рождества (Рождество, рождественские святки, обряды, гадания Архангельской области)
- подарок к Рождеству (рождественские пряники - КОЗУЛИ).
Открытие мини-музея, проведение экскурсий для детей воспитателем, проведение экскурсий детьми подготовительной группы для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, воспитателей ДОУ.
5. Культурно - досуговая деятельность.
-
В свободной деятельности.
-
Самообразование.
Формировать стремление дополнять и углублять знания, полученные в процессе обучения. Закрепить знание о крае, в котором жил С.Г. Писахов.
Развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний о С.Г. Писахове, как о знатоке русского Севера, знатоке традиций и обрядов, чтимых в Архангельской области.
Оформление и дополнение музейных экспозиций. Литературные игры:
-
игра-рисование (отгадай, нарисуй);
-
игра-соревнование (построй сюжет);
-
игра (докончи фразу) и т.п.
Оформление выставки.
Рассматривание рисунков.
Беседа (впечатление детей от выставки).
Получать знания, посредством наблюдений художественно-творческой деятельности, просмотра телепередач, прослушивания аудиозаписей музыкальных произведений. Создание домашней библиотеки.
4. Интеграция.
-
Подготовка и проведение экскурсий в мини-музее.
Соединение различных видов искусств, разных видов деятельности посредством изучения творчества С.Г. Писахова.
- Беседы воспитателя;
- Чтение сказок;
- Слушание музыки;
- Танцевальное творчество;
- Пение частушек;
- Народное творчество (обряды, гадания)
5. Пропаганда.
-
Для родителей.
Популяризировать работу. Установить тесный контакт детского сада с родителями в реализации данного проекта. Подведение итогов проекта (его результативность). Обсудить с родителями значимость проведённой работы, участие в литературно-музыкальной гостиной.
Проведение экскурсий для родителей по музею
Беседы, рекомендации:
«Домашняя библиотека»,
«А мой талантлив?».
Наглядная информация:
- статьи в родительском уголке («Весёлый сказочник - развлекает или учит»);
- фотостенд «Чтя всегда следы прошлого» (фотоотчёт проектной работы).
Участие родителей в подготовке к презентации музея Писахова.
Мастер-класс «Рождественские козули (с участием родителей)»