- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Тренинг для родителей Возрастные кризисы и их влияние на развитие детей
Тренинг для родителей Возрастные кризисы и их влияние на развитие детей
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Брюханова О.М. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Возрастные кризисы и их влияние на развитие детей».
Здравствуйте дорогие наши гости, уважаемы родители. Мы рады видеть вас у нас, в нашем замечательном детском саду. Тем более, что родители пришли к нам в гости из детского сада № 22, № 15 и МОУ СОШ № 16, ну и родители 10 детского сада. Вместе мы сможем ответить на ряд вопросов, освоить эффективные средства общения. Но для начала, мы с вами познакомимся. Итак, меня зовут Раиса, но так сократить, знакомиться будем в движении.
Упражнение знакомство «Имя и движение»
Участникам предлагается просто двигаться по залу. Как только вы услышите команду «двойки», «тройки», «четверки», «пятерки» тут же незамедлительно объединяетесь в группу. После того как вы объединились каждый произносит свое имя. И так, пока мы все с вами не перезнакомимся.
Деление на 4 группы.
Сейчас я вас попрошу, пока вы не сели на стулья, подойти ко мне, выбрать карточку, после этого объединиться в группу по цвету. Итак, у нас получилось 4 группы.
Сегодня тема нашего с вами заседания «Возрастные кризисы и их влияние на развитие детей». Что это такое и про что мы с вами будем говорить, не для кого, не является чем-то новым и непонятным. Начнем мы с вами с того, что напомним себе о периодах жизненного пути.
Периодизация развития (демонстрируется на проектор)
Итак, современные психологи рассматривают такие периоды в развитии человека, как:
- новорожденный (1 - 10 дней);
- грудной возраст (10 дней - 1 год);
- раннее детство (1 - 3 года);
- первое детство (4 - 7 лет);
- второе детство (8 - 12);
- подростковый возраст (13 - 16);
- юношеский возраст (17 - 21);
- зрелый возраст (первый период: 22 - 35 лет - мужчины, 21 - 35 лет - женщины; второй период: 36 - 60 лет - мужчины, 36 - 55 лет - женщины);
- пожилой возраст (61 - 74 года - мужчины, 56 - 74 года - женщины);
- старческий возраст (75 - 90 лет - мужчины и женщины);
- долгожители (90 лет и старше).
Кризисы возрастного развития
На протяжении всей нашей жизни происходят такие явления, как кризис того или иного возраста. Итак, в какие года у людей бывают кризисы:
- Кризис новорожденности (1 - 10 дней)
- Кризис 1 года (хочу, но не могу)
- Кризис 3-х лет - фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»)
- Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) - неустойчивость воли, настроений, психологического настроения. Стремление занять взрослое положение в обществе.
Новообразование: самооценка.
- Кризис 13 лет (ведущая деятельность - общение со сверстниками)
- Кризис 17 лет (самоопределение)
- Кризисы зрелости (30 лет)
- Кризис середины жизни (40 - 45 лет) («покинутого гнезда»)
- Кризис позднего возраста (55 - 60 лет)
Возрастной кризис - это нормальное состояние для каждого растущего, развивающегося человека. кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего. В такие периоды появляются новые потребности, меняется поведение человека. На некоторых кризисах мы с вами и остановимся.
Почему и может быть, вы зададите мне вопрос: «Зачем мне знать, когда бывает кризис у взрослых, т.е. у самих родителей?». По той причине, что когда родитель и ребенок находится в периоде кризиса, то получается внутрисемейный конфликт. Это для того, чтобы предупредить родителя на будущее, говорят: «Предупрежден, значит вооружен».
Разберем более подробно:
-
Кризис трех лет
-
Кризис семи лет
-
Кризис 13 лет
-
Кризис 17 лет
Вам нужно описать примерное состояние ребенка, подростка, или юноши в данном возрасте, опираясь на свой жизненный опыт, придумать характерную ситуацию в данном возрасте и проиграть, то есть показать мини - сценку.
Кризис трех лет.
Проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит «Я сам!», первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса: 1) кризис независимости - негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости - плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.
Попросит родителей привести примеры жизненных ситуаций, когда важно умение говорить «нет». Обратить их внимание на то, что в три года ребенок учится сопротивлению, и задача родителей обеспечить ребенку:
-
Личное пространство (комната, игрушки)
-
Компромиссы
-
Четкая система запретов
Кризис 7-ми лет.
Школа - это выход в широкую социальную действительность, модель взрослой жизни, семья становится базой для совершения путешествий вовне. Ребенок вступает в самостоятельные отношения с детьми и взрослыми в процессе социально значимой и социально оцениваемой деятельности - учения.
Самооценка приобретает более реалистичный характер. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.
Родителям необходимо:
-
Избегать крайностей в общении с ребенком (нельзя все позволять малышу или все запрещать)
-
Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребенком.
-
Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность.
-
Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если ее нет). Но при этом ребенок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого.
-
Нужно помнить, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.
-
Когда ребенок станет чуть-чуть старше, важно расширять круг знакомств ребенка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребенка в своих силах.
-
Надо помнить, что ребенок в своем поведении и поступках подражает взрослым, и постарается подавать ему хороший личный пример. Однако все это возможно только в том случае, если у ребенка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.
Подростковый возраст.
Кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения - «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки.
-
Понимание, терпение
-
Общение на равных
-
Принимать ребенка таким, какой он есть
-
Нужно быть другом
Юность.
Впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.
Результат:
-
Самостоятельность, вступление во взрослую жизнь;
-
Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм;
-
Нравственные убеждения.
Прощание.
Протянем обе руки соседям справа и слева, чтобы у нас получился круг и сомкнем руки. Хорошо скажем «До скорой встречи!».