Конспект занятия Знакомство с эмоцией Радость занятие для детей старшей группы

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Радость

(для детей старшей группы)

Цель:

Расширить представление детей об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Оборудование: пиктограмма «радость» и изображение веселой девочки; альбом и цветные карандаши (по количеству детей), песочница, фигурки, ритмичная музыка, .

Ход занятия.

П-П.: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в сказочную страну. (Выполняется ритуал входа в сказочную страну.) В этой стране правит мудрый король. (В песочницу поместить дворец короля). Это дворец короля. У Короля - немало придворных. Но есть среди них слуги особенные, называемые Чувствами. Пришло время познакомиться с ними поближе. Это слуги по имени Радость, Удовольствие, Грусть, Злость, Страх, Обида, Вина и Интерес.

Пожалуйста, послушайте стихотворение.

Про пана Трулялинского.

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живет он в Припевайке,

В переулке Веселинском.

С ним и тетка - Трулялетка,

И дочурка - Трулюялюрка,

И сынишка - Трулялишка,

И собачка - Трулялячка.

Есть у них еще котенок,

По прозванью Труляленок,

И вдобавок попугай -

Развеселый Труляляй!

(Ю. Тувим, пер. Б. Заходера)

П-П.: - Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение?

Д.: Радость

П-П.: - Как вы думает, с каким чувствам мы сегодня будем знакомиться поближе?

Д.: Радость.

П-П.: Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение веселой девочки). Какое настроение у этой девочки?

Д.: Радостное.

П-П.: А теперь попробуйте изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?..

Д.: ответы детей

П-П.: А вот как можно нарисовать схему изображения радости (демонстрируется пиктограмма «радость»).

Послушайте, как отвечали на вопрос «Что такое радость?» ваши ровесники:

  • Радость - это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного, а большая - когда у всех.

  • Радость - это когда праздник.

  • Радость - когда никто не плачет.

  • У моей бабушки болит сердце. А когда не болит мы с ней вместе радуемся.

  • Радость - это я! Потому что мама говорит «Ты моя радость!»

(см. М. Потоцкая «Что такое радость»)

А что такое радость для вас? Как вы понимаете это слово?

Д.: Ответы детей.

П-П.: Мы так много говорили про слугу Короля, которого зовут радость, интересно, сможете ли вы отличить этого слугу от прочих?

Пусть каждый из вас попробует найти среди фигурок слугу по имени Радость.

Посмотрите, какие разные фигурки вы выбрали. Как вы думаете, почему? Конечно, потому, что все мы разные и радость у каждого из нас своя.

Но для Короля нам нужно выбрать только одного слугу по имени Радость. Поэтому, чтобы не ошибиться, мы познакомимся поближе с каждым выбранным вами персонажем.

- Расскажите о своей фигурке: что любит есть, во что одевается, чем любит заниматься, какие любит песни, игры и танцы;

Д.: Рассказывают о своем персонаже.

П-П.:- (включает ритмичную музыку). А теперь покажите, как танцует персонаж; участники группы становятся в круг и повторяют его движения (модификация игры «Зеркало»). Игра продолжается до тех пор, пока все участники группы не расскажут о выбранных персонажах и не продемонстрируют их любимые танцы.

- Мы с вами познакомились со всеми претендентами на роль слуги Короля по имени Радость. Все оказались достойными, но выбрать нужно одного, кого же?

Д.: создают Совет Мудрейших, которые коллегиально, аргументируя свою позицию, делают выбор.

П-П.: - А теперь Совет Архитекторов приступает к своим обязанностям и предлагает проект дома для слуги по имени Радость.

Для «строительства» коллективных домов каждому ребенку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши, стен, фундамента, окон, дверей и пр.) и картонную карточку (6x6 см),

Д.:- На картонной карточке ребята, совещаясь, создают дом для слуги по имени Радость.

П-П.:- Где же мы поставим дом слуги Короля по имени Радость?

- Как вы думаете, что происходит с Королем, когда к нему приходит слуга по имени Радость?

Конечно, он радуется, но как он это делает? Танцует, хлопает в ладоши, улыбается, устраивает праздники?..

Д.: перечисляют как можно больше признаков вербального, невербального, поведенческого проявления радости.

П-П.:- Мы с вами знаем, что Король есть у каждого из нас в душе. Представьте, что к нам пришел слуга по имени Радость.

- Ребята, а какие звуки приносит с собой Радость?

- Какие запахи приносит с собой слуга по имени Радость?

- Что подают к столу, когда в гостях Радость?

- А через какое прикосновение можно подарить Радость близкому человеку?

- Часто ли слуга по имени Радость приходит к вам в гости? Когда и как это происходит?

Д.: Ответы детей.

П-П.: Послушайте, я расскажу вам историю, а потом мы попробуем ее разыграть.

Этюд «Ласка» Представьте себе мальчика которому подарили котенка. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого малыша. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руку. (Можно использовать музыку А. Холминовой «Ласковый котенок»).

Давайте представим себя на месте этого мальчика. «Возьмите» в руки этого пушистого котенка. Погладьте его. Улыбнитесь ему. Подуйте на него теплым воздухом. Чувствуете, как котенок отвечает на вашу ласку?

Д.: выполняют задание.

П-П.: - Послушайте еще одну историю.

Этюд «Первый снег». Много дней шел мелкий холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от радостного изумлении. Все вокруг было покрыто белым-белым снегом.

Утром глянул я чуть свет:

Двор по зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите, чудеса -

Опустились небеса!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами.

(А.Гунули)

В саду стало чисто, просторно, красиво. Теперь можно идти гулять. Скорее-скорее одеваться! Давайте теперь попробуем проиграть эту историю.

Д.: Дети выполняют задание. Выразительные движения: откинуть назад голову, приподнять брови, улыбнуться.

П-П.: Скажите, вы теряли когда-нибудь свои игрушки, варежки, носовые платка? А теряли ли вы когда-нибудь хорошее настроение?

Игра «Что может поднять тебе настроение». Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть, веселая шутка, хорошая передача по телевизору, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик или, быть может, таблетки, уколы? А теперь пусть каждый нарисует, что помогает ему вернуть хорошее настроение, что может его легко развеселить. Рядом нарисуйте себя с веселым выражением лица.

Д.: рисуют на песке.

П-П.: - Наверное, слуга по имени Радость всегда желанный гость в любом доме. Но, скажите пожалуйста, что будет с Королем, если слуга по имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?

Д.: Король устанет.

П-П.: - Конечно, вы правы, Король просто устанет! Да и дела в королевстве разладятся, если все время только смеяться, петь и веселиться. Но как же узнать слуге по имени Радость, когда пора идти домой?

Секрет королевских слуг в том, что они обладают очень важным качеством - МЕРОЙ. Они во всем знают Меру. Поэтому слуга по имени Радость знает, когда пора уходить (показать ребятам фигурку, символизирующую Меру.)

- Как вы думаете, ребята, знание Меры пригодится нам в жизни? А в каких случаях? Бывало ли с вами такое, что вы забывали Меру?

Д.: ответы детей.

П-П.:- Итак, мы познакомились со слугой короля по имени Радость. У каждого из нас внутри тоже есть Король и у него тоже есть слуга по имени Радость. Мы с вами - разные и радость у каждого своя. Мы с вами поняли, что хоть и приятно, когда приходит слуга по имени Радость, но если он забудет о своем доме, королевство от этого потеряет. Поэтому все слуги Короля обладают важным качеством - Мерой. Наши внутренние слуги также обладают этим качеством. Будем об этом помнить.

Пришла пора прощаться со сказочной страной и возвращаться в наш мир. (Ритуал выхода из сказочной страны).

При составлении занятия была использована литература:

  1. Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой Тренинг по сказкотерапии СПб., 2006.

  2. Автор-составитель И.А. Пазухина «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». СПб, 2010

  3. Н.Л. Кряжева Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997


© 2010-2022