Проект для детей старшего дошкольного возраста Мир профессий

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПО ТЕМЕ:

"МИР ПРОФЕСИЙ РОДНОГО КРАЯ"


Автор проекта:

воспитатель

ДОУ №3 "Елочка"

Безклетка Оксана Анатольевна

ЦЕЛЬ: ввести ребенка в мир различных профессий, расширять представления дошкольников о труде взрослых, его результатах и общественной значимости для человека.

ЗАДАЧИ:

- знакомить дошкольников с различными профессиями взрослых, их действиями, развивать словесно-коммуникативную компетентность;

- формировать у детей постоянную потребность в деятельности, интерес к труду и результатам своего труда;

- постоянно привлекать детей к выполнению посильных трудовых поручений в детском саду и дома;

- воспитывать желание интересоваться трудовым процессом, реализовывать собственный замысел в практической деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Владеет обширными знаниями о различных профессиях, структуре трудовых процессов, трудовых действиях; называет до 6 предметов необходимых людям определенной профессии.

С уважением относится к людям труда, продуктам деятельности своего труда и окружающих.

Проявляет заботу о близких, стремится быть им полезным.

Согласовывает свои действия с партнерами по совместной деятельности, умеет договариваться, доводить начатое дело до конца, преодолевает возникающие в ходе трудовых действий трудности.

Ощущает удовлетворение своей работой.

Характеризуется волевыми чертами характера - самостоятельностью, настойчивостью, целенаправленностью, выдержкой.

Владеет общеречевыми умениями и навыками, культурой речи.

Через творческие достижения самовыражается, актуализирует свои способности, проявляет фантазию и креативность при выполнении заданий.

УЧАСТНИКИ:

Дети 5-6 лет (старший дошкольный возраст), педагоги, родители.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

- по сроку реализации - 3 месяца;

- по содержанию - познавательный;

- по характеру деятельности - познавательный, творческий.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Типовая образовательная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Л.Н. Арутюнян нацеливает педагогов на формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привития интереса и уважения к людям-труженикам, позитивно-эмоционального отношения к ней. Поощрение интереса ребенка к труду взрослого, создание условий для получения информации о профессиях, положительно отражается на развитии ребенка.

К старшему дошкольному возрасту благодаря систематической работе у детей формируются знания о профессиях системы: «человек - техника» (шахтер, сварщик, каменщик, летчик), «человек - человек» (врач, воспитатель, няня, парикмахер и др.), «человек - природа» (дрессировщик, садовник, фермер), «человек - художественный образ» (актер, писатель, скульптор). Дети представляют структуру трудового процесса, называют предметы, необходимые людям определенной профессии, а также определенные психологические качества (воспитатель, учитель - должен много знать, летчик - не бояться высоты). Легко называют и трудовые действия (воспитатель - учит детей добру, занимается, водит на прогулку), а также правильно понимают и общественную значимость результатов труда разнообразных профессий с помощью средств массовой информации.

Чем старше ребенок, тем больше у него опыта собственной трудовой деятельности и тем больше он интересуется трудом взрослых.

К сожалению педагогов-практиков, на современном этапе развития дошкольного образования в Донецкой Народной Республике в сфере трудового воспитания дошкольников создался определенный вакуум. А именно:

- отсутствует современная методическая литература по трудовому воспитанию;

- современные дети, согласно опроса, мечтают в будущем стать банкирами, президентами, моделями. Крайне редко из уст ребенка можно услышать фразу: «Хочу быть, как папа - шахтером» или «…как мама - поваром».

Мы знаем, что дошкольное детство - это тот период жизни ребенка, когда закладываются основы трудовой деятельности, культуры труда личности, что определяет ее воспитанность и трудолюбие в будущем. Основными способами формирования психологической готовности дошкольника к труду являются ознакомление с трудом взрослых, его результатом, организация в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной). Трудовая деятельность положительно влияет на психическое развитие дошкольников.

Труд развивает физические, умственные и моральные качества детей. Достижение результата, успешность совместной деятельности, понимание пользы своих усилий вызывает радостное переживание, способствует формированию позитивного отношения к труду, развивает у детей трудолюбие, уверенность в своих силах. В коллективной деятельности детей формируется умение ставить интересы других людей выше от своих; стремление хорошо выполнить работу, довести ее до конца; помочь товарищам.

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно реализовать задачи программы «От рождения до школы» по трудовому воспитанию и обеспечить счастливую жизнь детям.

Проект «Мир профессий родного края» направлен на реализацию задач программы «От рождения до года» по трудовому воспитанию и формирование компетентностной личности каждого дошкольника.

ЛІТЕРАТУРА

  1. Попова Т.В. " Беседа с дошкольниками о профессиях" , 2005г.

  2. Шорыгина Т.А. "Профессии. Какие они?", 2007г.

  3. Доусвелл П. Неизвестное об известном. - М.: Рос- мэн, 1998.

  4. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.

  5. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.

  6. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. - 2000. №7. - С.101-105.

  7. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. - 2008. - №4. - С.36-40.

  8. Волкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-метод. пособ. для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронин: ЧП Лакоценин С.- 2008.- С.207.

  9. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет: метод. пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006.- С.128.


ТЕМА: «ШАХТЕРСКИЙ УГОЛЕК»


І-я половина дня

Организованная деятельность детей

Прогулка

ІІ-я половина дня

Работа с родителями

1 неделя

Беседа с детьми о праздновании Дня шахтера (выявить знания детей о шахтных профессиях).

Экскурсия к памятнику шахтеров (представления детей о профессии «шахтер», история города).

Дидактическая игра «Закончи предложение» с использованием раздаточного материала (картинок по профессиям в угольной промышленности)

Цель: дать знания детям о профессиях и деятельности людей разных специальностей: проходчик в шахте…; водитель…

Труд на участке: подобрать на участке цветы для букета почетному шахтеру.

Знакомство с произведением В.Сутеева «Разные колеса» (приложение № 1).

- А как бы вы использовали колесо еще?

Нарисовать с детьми рисунок «Мой папа - шахтер».

2 неделя

Логическое упражнение «Угадай профессию по пантомиме».

Цель: упражнять в умении имитировать действия людей разных профессий: проходчик, водитель, повар, маляр, парикмахер.

Индивидуальная работа «Волшебные превращения» (дорисовать предмет).

Рассматривание фотоальбома "Профессии наших родителей" (значимость их профессий).

Чтение рассказа «Папин уголек» из книги «Великие открытия маленьких путешественников» ДУУ «Елочка» (см. приложение).

Подвижная игра «Эстафета»

Цель: развивать у детей силу, ловкость, смелость при выполнении заданий эстафеты).

Трудовая деятельность подгруппы детей: наведение порядка на участке группы.

Просмотр видеофильма «Шахтерский край» (документальные факты).

Дидактическое упражнение «Придумай предложение» (по картинкам).

Цель: активизировать в речи глаголы, прилагательные.

3 неделя

Дидактическая игра «Придумай сказку».

Цель: совершенствовать умение детей моделировать сказку о значении профессии.

Трудовое поручение: сервировка стола, культура.

Интегрированная деятельность с приоритетом ознакомление с окружающим «Служба спасения всегда на страже» (назначение службы спасения, профессия пожарник, медик, горноспасатель).

Сюжетно-ролевая игра «Шахтеры» (сюжетная линия: постройка шахтного двора, водители подвозят материал, добыча угля и вывоз его на склад).

Развлечение с участием родителей «Веселый вечер» (спортивные игры, конкурсы, кроссворды).



4 неделя

Подвижная игра «Стройтесь быстро на зарядку» (см. приложение).

Упражнение «Объясни пословицу» (см. приложение).

Цель: упражнять в умении объяснять смысл пословицы (2-3 пословицы).

Интегрированная деятельность с приоритетом + развитие речи «Любимый город Шахтерск» (любовь к родному городу, уважение к труженикам города; мой труд на благо города).

Хозяйственно-бытовой труд (коллективный): сбор игрушек после прогулки.

Упражнение «Найди отличия»

Цель: учить детей сравнивать две картинки, находить отличия.

Ручной труд. Изготовление коллажа «Я горжусь вами, мама и папа» (фотографии, бумага, природный материал, бросовый материал).






























ТЕМА: «ТРУД СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ»



І-я половина дня

Организованная деятельность детей

Прогулка

ІІ-я половина дня

Работа с родителями

1 неделя

Дидактическая игра «Оживи картину».

Цель: учить детей понимать содержание картин, оживляя ее звуками (шелест пшеницы, ветер, птицы, звуки, техника).

«День с бабушкой в деревне: в доме, на скотном дворе, в огороде, саду, поле» (выявить уровень знаний детей о селе и тружениках села).

Труд на участке (подгруппа детей): уборка листьев, помощь дворнику в уборке территории.

Пословицы о труде (см. приложение ).

Просмотр сказки «Колосок» (слайды). Алгоритм приготовления хлебобулочных изделий. Знакомство с пекарней и профессией «пекарь».

2 неделя

Дидактическое упражнение «Фермер из Простоквашино»

(см. приложение).

Цель: расширять знания детей об орудиях труда: грабли, вилы, коса, лопата, лейка, секатор. Развивать память и внимание детей.

Трудовое поручение: разложить хлеб и бутерброды. Найти отличия между трудовыми действиями повара и помощника воспитателя.

Составление рассказа по картине «На животноводческой ферме» - профессии свинарка, доярка, пастух, ветеринар, скотник.

Устное народное творчество - считалки (см. приложение).

Дидактическая игра «Что делает фермер».

Цель: расширять представление о профессии фермера, его трудовых действиях. Упражнять в использовании глаголов, характеризующих его деятельность.

Соблюдение правил безопасности во время работы с граблями, вилами, косой, лопатой, лейкой, секатором, ведром).

Экспериментальная деятельность «Делаем сок из фруктов или овощей».

Беседа о пользе для организма человека фруктовых и овощных соков.

3 неделя

Рассматривание и беседа по репродукциям картин Ван Гога «Урожай» и И.Шишкина «Рожь».

Интегрированное занятие «Хлебушек душистый, теплый, золотистый» - профессия хлебороб. Машины-помощники хлеборобов.

Экскурсия в супермаркет - профессии продавец, грузчик, контролер, охранник.

Дидактическая игра «Путешествие по магазину»:

- молочный отдел - …

- мясной отдел - …

- хлебный отдел - …

- овощной отдел - …

Ручной труд «Плетень». Цель: познакомить со способами работы с бумагой или ветками ивы, народными промыслами.

Изготовление книжки-самоделки «Загадки с грядки».

4 неделя

Игры-соревнования «Кто быстрее соберет яблоки».

Бинарное занятие с музыкальным руководителем «Едет с поля урожай!» - сельские профессии, значение их труда, бережное отношение к продуктам труда.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в деревню» - сюжетная линия своеобразие жизни в деревне и подготовка к зиме, ремонт сельскохозяйственной техники, заготовка овощей и фруктов, утепление животноводческих ферм.

Игра-драматизация «Загадки на грядке» (овощи).































ТЕМА: «В МИРЕ ТРАНСПОРТА»



І-я половина дня

Организованная деятельность детей

Прогулка

ІІ-я половина дня

Работа с родителями

1 неделя

Дидактическая игра «Чудесный сундучок» (см. приложение).

Цель: Запомнить, какими инструментами пользуются люди разных профессий в своей работе.

Рассматривание фотоальбома «Наш город» (профессии, связанные с авто- и железнодорожным транспортом).

Интегрированная деятельность «Что такое транспорт» - какой транспорт, кто управляет, назначение.

Загадки о транспорте.


Подвижная игра «Веселый автобус» (ходьба и бег в колонне по одному в разном темпе).

Хитрые загадки (транспорт и профессии).

Сюжетно-ролевая игра «Автовокзал».

Цель: обговорить с детьми сюжет и предметную среду, помочь распределить роли.

2 неделя

Индивидуальная работа: составление описательных рассказов из личного опыта (профессии родителей).

Брейн-ринг «Куда хотел бы ты отправиться» (климатические зоны и транспорт, «сендплей» - игра с песком).

Рассмотреть иллюстраций профессий нашего края

Дидактическая игра «Мы -мореплаватели»

Цель: закрепить морские виды транспорта.

Загадки, пословицы о воде, морских жителях, морских профессиях.

Ручной труд «Бутерброды путешественникам» - фигурные бутерброды - совместная работа с родителями.

3 неделя

Дидактическое упражнение «Зашумленные картинки».

Цель: развивать внимание детей, умение рассматривать транспорт.

Трудовое поручение «Золушка» - сортировка фасоли и гороха для экспорта.

Обучение грамоте + развитие речи «Незнайка отправляется в полет» (летательные аппараты и профессии связанные с ними).

Игра-эстафета «Собери летчика в полет» - комплекс общеразвивающих упражнений.

Ребусы, кроссворды.

Экспериментальная деятельность «Летает - не летает» (перья, бумага, листья, камень). Вывод: чем тяжелее предмет, тем быстрее он падает.

Изготовление игрушек-поделок «Транспорт» (бросовый материал).

4 неделя

Трудовое поручение «Уборка листьев».

Дидактическая игра «Найди лишнее» (классификация транспорта, объединение по способу передвижения - наземный, воздушный, водный транспорт).

«Путешествие на космическом корабле» (имитация космического пространства, летные профессии: астронавты, врач, бортинженер, механик).

Разминка: загадки о космосе.

Дидактическое упражнение «Верно - не верно».

Строительно-конструктивная игра «Самолет построим сами» (рассматривание схем постройки самолетов, подбор необходимого материала).

Развлечение «Юные космонавты» (профессии, черты характера, свойственные людям данной профессии).










© 2010-2022