Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 67 "Поляночка"

города Калуги НСП "Журавленок"




Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности детей







Подготовила:

Семенова Ирина Викторовна

Воспитатель I категории

Калуга, 2015


Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности детей



НОД

Опыт

Прогулка

Работа с родителями

Сентябрь


Песок, глина

Формировать у детей представления о таких компонентах неживой природы как песок и глина, их свойства; показать чем они похожи и чем отличаются.

Дать тетям представление о том, как они используются человеком.

Развивать наблюдательность детей путем выявления новых свойств песка и глины.

Обогащать сенсорные ощущения детей

Развивать практические умения.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Песчаный конус; свойства мокрого песка; где вода;

Игры с песком: строительные (дома, тоннели, гаражи);кулинарные (выпечки)

Беседы на тему: " Кому ужен для песок для жизни", "Кому нужна глина для жизни".

Рисование песком. Лепка глиной.

Привлечь родителей к сбору материалов для опыта.

Ткани

Познакомить детей с разными видами тканей (название, цвет, качество)

Развивать кругозор.

Воспитывать познавательный интерес.

Сухо - мокро

Игра «Показ моделей» (познакомить с работой модельера)

Рассматривание одежды

Игра «Потерялся ребенок»

(описательный рассказ об одежде ребенка, который «потерялся»


Привлечь родителей к набору коллекции из разной ткани.

Экскурсия с родителями в магазин «Одежды»

Октябрь


Удивительная почва

Познакомить детей со структурой почвы. Закреплять умение сравнивать сухую и влажную почву. Вспомнить некоторые свойства песка и глины. Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать смекалку, наблюдательность. Воспитывать интерес к неживой природе.

В почве есть воздух.

Могут ли животные жить в земле.

Загрязнение почвы.

Беседа с детьми о том, что растения необходимо пересаживать.

Привлечение детей к пересадке растений. В процессе работы уточнить части растений, условия хорошего роста.

Магнит

Знакомство с понятием "магнит".Формирование представлений о свойствах магнита. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

"Магнитные узоры"

Два магнита отталкиваются

Игра-опыт "Рыбалка"

«Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске)

Дидактическая - магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из негоФизическая

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»

Ноябрь


Камни

Познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями. Показать значение камней для человека. Дать первое представление о ценных камнях. Развивать интерес к камням, сенсорные ощущения. Расширять умение обследовать камни называть свойства. Усилить познавательный интерес детей к практическим опытам с камнями. Воспитывать эстетическое восприятие красоты и разнообразия драгоценных, морских и речных камней.

Определение цвета и формы. Определение размера. Определение характера поверхности. Рассматривание камней через лупу. Определение температуры Плавучесть.

Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит? Какого цвета мокрые камешки, сравнить с сухими. Найти самый большой и самый маленький камешки (познакомить с разнообразием камней). Сравнить камни по цвету, форме, размеру.

Привлечь родителей к сбору "коллекции камней"

Дерево

Расширить представление о материале; развивать умение определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности; взаимодействие с другими материалами; развитие у детей познавательного интереса к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины; воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает; воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. дерево: Сравнить металл и что тяжелее?

Целевая прогулка по детскому саду на рабочее место плотника; в совместной деятельности: отгадывание загадок, ребусов о деревьях и предметах из дерева; Сюжетно-ролевые игры «Плотники», «Дома ремонт», «Мебельная фабрика».

Ознакомление с окружающим (закрепление знаний о деревьях, знакомство с профессиями, связанными с работой по дереву).

Встреча с интересными людьми

родитель показал нам свой набор инструментов, рассказал о том, почему он выбрал профессию плотника и как работал.

Декабрь


Воздух

Дать понятие о том, как можно обнаружить воздух показать некоторые свойства воздуха. Раскрыть значение воздуха в жизни человека. Развивать интерес к исследовательской деятельности; установлению простейших связей. Прививать осознанно-правильное отношение к чистоте воздуха. Воспитывать экологическую культуру детей.

Обнаружение воздуха.

Прозрачность, бесцветность.

Воздух легче воды.

Отсутствие запаха.

Можно ли взвесить воздух?

Подвижность.

Сопротивляемость.

Воздух нам необходим.

Воздух нужен растениям.

Загрязнение воздуха

Наблюдение, измерение температуры воздуха в помещении, на улице.

Наблюдение за ветром. Определение силы, направления, скорости. Наблюдение за полетом птиц, насекомых, переносом семян растений. Наблюдение источников загрязнения воздуха: выхлопного газа автомобилей, дыма из трубы предприятий. Игра с флажками, вертушками. Игра с воздушным шариком. Игра у кого дольше не падает перышко. Игра с мыльными пузырями.

Привлечь родителей к изготовлению вертушек.

Провести конкурс на лучшую вертушку.

Стекло

Продолжать знакомство детей со свойствами стекла путем элементарного экспериментирования. Уточнить представления детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла. Развивать любознательность, тактильную память, внимание. Активизировать словарь: стеклянный, прозрачный, хрупкое, водонепроницаемое, звучит. Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным.

Какие предметы из цветного стекла дети знают? Назвать стеклянные предметы которые их окружают. Загадки о стекле. Перечислить посуду из стекла.

Помочь подобрать ёмкости для опытов.

Январь


Вода

Уточнить знания детей о свойствах воды, ее распространение в природе. Повторить значение воды для живых существ. Формировать представление детей о трех состояниях воды, в которых она встречается в природе (твердом, жидком, газообразном). Уточнить знания о причинах перехода другие состояния. Подвести к пониманию круговорота воды в природе. Развивать логическое мышление, наблюдательность. Воспитывать интерес к явлению круговорота в природе, к поисковой деятельности.

Вода не имеет запаха, вкуса, цвета она прозрачна.

Замерзание воды. Таяние льда в воде. Зависимость свойства снега от темп. воздуха Защитные свойства снега.

Образования пара (испарение воды). Как поймать пар. Вода в скафандре.

Образование инея. Образования пара изо льда.

Какая вода льётся из крана. Наблюдение: за снегом, красотой снежинок, следы на снегу, зимние узоры на окне. Игры: "чем был - чем стал", "что умеет делать", "твердое - жидкое""хорошо - плохо" Беседа с детьми "Кому нужна вода".

Провести дома опыты с водой.

Резина

Познакомить детей со свойствами резины; научить находить резиновые предметы в ближайшем окружении. Упражнять детей в отгадывании загадок; в описании предметов. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами резины. Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов, обследование предметов. Закреплять умения, выделять признаки предметов, называть их.

Резина эластична опыт с шариком.

Резина не промокает.

Опыт с резиновыми перчатками.

Какие предметы из резины знают дети. Где используют резину

Помочь подобрать материал для экспериментирования с резиной.

Февраль


Вода

Дать детям элементарные представления о процессе фильтрации воды, познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет водоемы. Развивать у детей познавательную активность. Прививать бережное отношение к природе.

Сравнить вязкость воды и варенья.

Куда делись чернила? Превращения.

Определить чистоту и загрязнение воды

Какая вода льётся из крана.

Наблюдение снек - какой он? Что бывает с паром при охлаждении (на улице)? Таяние снега.

Провести дома несложные опыты с водой и оформить а А4.

Нефть

Познакомить детей с нефтью и её свойствами. Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира. Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему). Воспитывать самостоятельность и инициативность. Воспитывать любовь к живому, чувства взаимопомощи. Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах. Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.

Цвет нефти.

Запах нефти.

Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.

Птицы и нефть.

Д/игра «Что делают из нефти ? »

Д/и « Хорошо- плохо»

Почитать дома информацию о нефти и нефтепродуктах

Март


Земля, космос

Сформировать у детей элементарные представления о Солнечной системе, уточнить и обобщить знания детей о роли Солнца в жизни нашей планеты: дарит свет, тепло, влияет на смену дня и ночи и времен года. Познакомить дошкольников с расположением планет в Солнечной системе. Развивать способность устанавливать закономерности и видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, способствовать развитию образности и гибкости мышления, внимания, памяти. Воспитывать навыки коллективной работы и проявления самостоятельности суждений.

Чем отличается солнечная сторона от теневой?

Яблочный спутник свечи.

День да ночь - сутки прочь.

Солнечные часы.

Солнце на улице.

Наблюдения за расположением Луны и Солнца в течение дня в разное время года.

За увеличением продолжительности дня весной(путь солнца утром, днем, вечером - с зарисовкой)

Ориентация человека в пространстве: солнце всходит на востоке, заходит на западе, в полдень светит с юга (в каких окнах солнце появляется утром, днем, вечером.

Перемещение тени в пространстве (на полу, на подоконнике.

За тенью человека (ее размер, форма, как она исчезает).

Игры: Времена года, День-ночь

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий с изображением солнца ,Земли, созвездий.

Чтение загадок, стихов.

Помочь организовать поездку в г. Калуга в планетарий.

Пластмасса

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. Познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают пластмассу, где её используют.

Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества: структура поверхности, толщина, цвет) и свойства: плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Какие предметы из пластмассы знают дети, где эти предметы используются, найти их на площадки.

Обратить внимание детей на мусор из пластмассы, какой вред наносит природе, как долго разлагается.

Консультация для родителей "Польза и вред посуды из пластмассы"

Апрель


Земля, космос

Сформировать у детей элементарные представления о Солнечной системе, уточнить и обобщить знания детей о роли Солнца в жизни нашей планеты: дарит свет, тепло, влияет на смену дня и ночи и времен года. Познакомить дошкольников с расположением планет в Солнечной системе. Развивать способность устанавливать закономерности и видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, способствовать развитию образности и гибкости мышления, внимания, памяти. Воспитывать навыки коллективной работы и проявления самостоятельности суждений.

Чем отличается солнечная сторона от теневой?

Яблочный спутник свечи.

День да ночь - сутки прочь.

Солнечные часы

Солнце на улице.

Наблюдения за расположением Луны и Солнца в течение дня в разное время года.

За увеличением продолжительности дня весной(путь солнца утром, днем, вечером - с зарисовкой)

Ориентация человека в пространстве: солнце всходит на востоке, заходит на западе, в полдень светит с юга (в каких окнах солнце появляется утром, днем, вечером.

Перемещение тени в пространстве (на полу, на подоконнике.

За тенью человека (ее размер, форма, как она исчезает).

Игры: Времена года, День-ночь

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий с изображением солнца ,Земли, созвездий.

Чтение загадок, стихов.

Поездка в музей "Космонавтики"

Человек (Наши помощники - глаза, проверим слух)

Познакомить детей с органом слуха - ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

"Волшебное зеркало"

"Когда же возникает звук?"

Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант» Здоровье: Беседа «Зачем нужно беречь уши»;

создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»

Памятка: «Береги уши»

Май


Экспериментирование с почвой

Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

«Домашняя засуха» «Где лучше расти»

Рыхление почвы разными способами. Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера; Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов. Коммуникация: Обогащение словаря детей.

Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

Бумага

Познакомить детей с историей возникновения бумаги;

уточнить и расширить представления детей о бумаге, о некоторых её свойствах;

способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения, творческой активности;

продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи смятой бумаги и бумажных салфеток.

« Вода и бумага»

« Разрывание бумаги» «Сравнение бумаги»т.д.

Игра: "Бывает, не бывает". "Цветок лотоса" "Оригами из бумаги".

Собираем коллекцию разнообразной бумаги



© 2010-2022