Обобщение опыта в форме газеты Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

И день, и ночь…. И день, и ночь…

Н. Заболоцкий



Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Детский сад со всех сторон













Воспитатель Гуляева Н.А.





В Х1V веке Франческо Петрарка изрек истину: " Вся наша жизнь, как вешняя поляна,

Где прячется среди цветов змея"

И я начинаю свою статью устами девятиклассницы петербургской школы Тамары Пряхиной. Она отвечает поэту своим сочинением:

Прошли века, но наша жизнь не сад,

Её мы не сумели сделать сказкой,

Ползёт болото на поляну ряской,

И змеи в нём клубятся и кишат.

О, как их много с пёстрою раскраской,

С названиями: ПЬЯНСТВО, СПИД, РАЗВРАТ,

ПРЕСТУПНОСТЬ, НАРКОМАНИЯ, РАЗЛАД;

И ходим по поляне мы с опаской.

Двадцать первого начало века,

Но человек стреляет в человека.

Не уж-то ум теряют свой земляне?

Что можем сделать: Я и ТЫ, и ВЫ!

От НАС зависит всё, чтоб на поляне

Не змеи жили, а росли цветы.

И вот чтобы на поляне не змеи жили, а росли цветы, нужно, чтобы рядом с ребёнком оказались достойные люди именно в дошкольном возрасте. Этими людьми являются воспитатели, которые призваны воспитать в детях любовь к своей Родине. А любовь к Родине начинается с любви ко всему, что их окружает. Прежде всего, - в природе, отыскивая её в травинке и в чашечке цветка, в красках бездонного неба и крыльях бабочки, во всем, что Родиной зовется. От того, как маленький ребенок относится к птицам, цветам, деревьям, зависит его нравственность, его отношение к людям, к миру. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Общение детей с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Поэтому я родителям советую с ребенком бывать в лесу, зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

В этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий при формировании патриотического самосознания у детей дошкольного возраста. Такой технологией является проектный метод.

Представляю проект: «Зимующие птицы»

Для этого проекта собрала материал:

  • пословицы и поговорки о птицах

Воробьи дружно чирикают - значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом - оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло - к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев - будет тепло.

Синички с утра пищат - значит будет мороз.

  • стихи о птицах

Окраской - серовата,

Повадкой - воровата,

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Серая ворона!

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

- Киньте крошек воробью -

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень -

Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!

Прилетела к нам сорока

Белогруда, белобока,

Потрещала, поскакала,

Грядку рыхлую примяла,

Клювом кое-где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом пёрышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, Тили-тень,

Всё короче зимний день -

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

За окном метут метели,

Но случается порой -

Прилетают свиристели

Ягод поклевать весной.

Куст боярышника гнётся

От напора птичьих стай.

Звон серебряный несётся,

Славя стылый урожай.

На рябину пересели,

Алых ягод напились,

И в морозный воздух трели

Тонким эхом понеслись.

Снегири - смешная птица,

Зиму вовсе не боится,

В зиму в гости прилетает,

Холодов не замечает.

Эта с красной грудкой птица,

Леса зимнего певица.

Лес ей в зиму славный дом,

Снегири там ищут корм.

Птица малая размером,

Может многим стать примером:

Как в лесу холодном жить,

Жить и вовсе не тужить.

Стайкой снегири летают,

Дары леса собирают:

Сухие семена цветов,

И ягодки лесных кустов.

Их стайки красногрудых в ряд,

Для леса будто бы парад.

Частенько стайки снегирей,

Влетают в города людей.

Рябину зимнюю съедают,

Весну все вместе поджидают.



Важным этапом были наблюдения за зимующими птицами на прогулке и из окна

Самое интересное для детей - это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Поэтому

родители сделали кормушки, я с детьми ежедневно насыпали в них корм. Очень скоро птицы привыкли к тому, что здесь постоянно был для них корм, и начали прилетать на наши кормушки. В кормление и наблюдения были привлечены и родители.

Обобщение опыта в форме газеты Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Обобщение опыта в форме газеты Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста






Обобщение опыта в форме газеты Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Детям было очень интересно наблюдать за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений, что я и сделала. Серия наблюдений дала малышам гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок учится сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),

  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,

  • как летают и как ходят птицы,

  • близко ли они подходят к людям,

  • живут поодиночке или в стайках,

  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели - ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)

  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),

  • в каких случаях птицы издают звуки - кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,

  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)

  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам - какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.

  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.

Воробьи - юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Вот прилетели чечетки. Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки - наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири - спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый - они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера - они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки - это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые - на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные - настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.

Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышей

Очень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я подготовила картинки зимующих птиц, раскраски, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему.




Сравните вместе с малышом птичек на картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?

По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) - говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.

У детей возник вопрос: почему нужно подкармливать птиц зимой?

Я прочитала им стихотворение:
Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Я рассказала детям о том, какие птички хрупкие, какие тоненькие у них лапки и ажурные перышки (можно показать ребятам коллекцию перьев разных птиц). Дала возможность ребятишкам послушать как поют разные птички.

Затем рассказала, что зимующие птицы остаются и не улетают в теплые края. Спросила у детей, холодно ли им в мороз на улице? Ребята ответили, что да, мерзнут у них и носы, и уши, и щечки. Вот и птичкам также холодно зимой.

А кроме того, зимой птицам трудно найти корм, а без корма птицы погибнут быстрее, чем от мороза. Поэтому нужно не только знать какие птицы остаются с нами зимовать, но и обязательно помогать им.

Вот сидят зимой на ветках воробышки. Нахохлились, надулись они словно шарики. Так берегут птицы тепло. Между перышками воздух и морозу труднее добраться до тельца. Вот и сидят они на ветках хохлятся от мороза, поджимают лапки или теснятся к теплым трубам у домов.

Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек. А зимой дни коротки, немного времени остается у птичек на поиски корма. Нужно построить для наших пернатых друзей зимние столовые - кормушки.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравнить, например, воробья и ворону - чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие, а воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

Для обобщения и закрепления я использовала дидактические игры, чтение книг, рассматривание рисунков, разгадывание загадок. Использовала тематику птиц и в других образовательных областях.

3. Дидактическая игра "Один - много" (мн. ч., сущ.)

- ВОРОНА - ..... - ВОРОБЕЙ - .....

- СНЕГИРЬ - ..... - ГОЛУБЬ - .....

- СИНИЦА - ...... - СОРОКА - .....

4. Дидактическая игра "Чего не хватает?"

5. Дидактическая игра "Подбери признак" (прилагательное)

- ВОРОНА - ..... - СНЕГИРЬ - .....

- ГОЛУБЬ - ..... - СИНИЦА - ......

- СОВА - ....... - ДЯТЕЛ - .......

6. Дидактическая игра "Назови ласково".

- ВОРОБЕЙ - ..... - СНЕГИРЬ - .....

- ГАЛКА - ..... - СИНИЦА - .....

7. Согласование числительного с существительным.

А вот и воробьиная стайка подлетела, подойдем поближе и посчитаем воробьев в стайке

- Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.

8. Есть - нет (родительный падеж единственного числа):

ворона - нет вороны

дятел - …

птица - …

перо -…

клюв - …

гнездо - …

8. Есть - нет (родительный падеж единственного числа):

ворона - нет вороны

дятел - …

птица - …

перо -…

клюв - …

гнездо - …

9. Образование форм творительного падежа.

- Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила кормушку с лакомством

для птиц. Сегодня на прогулке вы угостите птиц. Посмотрите на корм и скажите кому

что?

Примерные ответы детей:

- Я угощу синицу семечками.

- Я угощу воробья крошками.

- Я угощу снегиря ягодами.

- Я угощу голубя булкой.

10. Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимать и разжимать кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, на каждое название птицы загибать по пальцу

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. опять сжимать и разжимать кулачки

.

11. Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.

По плану:

- Кто это?

- Строение.

- Чем питается?

- Как передвигается?

- Как голос подает?

- Кто и как заботится о птицах зимой?

12.Игра «Дятел».

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а

указательный палец другой руки - клюв дятла. На каждую строчку - четыре удара

пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Хоть он скрылся под корой,-

Червячка добыть хочу,

Все равно он будет мой.

Речевая игра «Скажи наоборот».


В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы - взрослые - такие слова называем антонимами).

Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.

Примерные задания для детей по теме «Зимующие птицы»:

Ворона большая, а воробей - какой? (маленький)

Сорока длиннохвостая, а воробей - какой? (короткохвостый)

Дятел длинноклювый, а воробей - какой? (короткоклювый)

У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)

У снегиря грудка красная, а у синички - …?

Снегирь подлетел к лесу, а воробей - …?

Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Речевое упражнение «Назови ласково»


Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Можно проводить эту игру в »волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка - это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» - и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»

Птица - птичка

Перо- … (перышко)

Крыло - … (крылышко)

Хвост - …(хвостик)

Клюв - …(клювик)

Синица - …(синичка)

Птенец - …(птенчик)

Воробей - …(воробышек)

Ворона - … (воронушка)

Голубь - … (голубок)

Играем в прятки.

Игра «Чье? Чья? Чьи?» по теме «Зимующие птицы».

Игровое задание по теме «Зимующие птицы» - «Разложи марки» (для детей 5-7 лет).


В этой игре малыш научится классифицировать картинки и выделять в группе птиц три подгруппы: зимующие птицы, кочующие птицы и перелетные птицы.


Расскажите ребенку историю. Объясните, что такое марка и зачем она нужна, почему без марки письмо не дойдет до адресата. А потом расскажите историю о мальчике Ване.


Ваня решил собирать марки с изображением разных зверюшек, насекомых и птиц. Вот какие марки у него есть.

Попросите ребенка: «Помоги Ване разложить марки в его альбом». Ваня так придумал. На одной страничке альбома будут перелетные птицы. На другой - зимующие (те, что и летом, и зимой живут рядом с нами). На третьей - кочующие (наши зимние гости). Но он запутался, какие птицы где зимуют. Поможешь ему разобраться?»

Посмотри, вот Ванин альбом для марок. Это страничка с изображением пальмы. Как ты думаешь, марки с какими птицами будут на этой страничке? Правильно, здесь будут марки с перелетными птицами, которые улетают на юг и там зимуют.

А вот вторая страничка. На ней изображены дождик и снег, лето и зима. Значит, какие птицы на ней будут? (зимующие птицы, которые живут рядом с нами и летом и зимой).

А вот нарисована сосулька. Это наш курорт «Сосулька» из сказки. Здесь будут наши зимние гости - кочующие птицы

Посмотри на Ванины марки. Какие марки ты бы поместил на страничке с пальмой? Как называют этих птичек? (Это перелетные птицы - ласточки, аисты)

А какие кочующие птицы есть на Ваниных марках? (снегирь, свиристель) На какую страничку альбома нужно Ване поместить эти марки?

Какие птицы живут с нами и летом, и зимой? (воробей, ворона). На какую страничку альбома мы поставим эти марки?

Можно использовать и другие варианты проведения этой игры:

1.Распечатать картинки с изображением марок и изображением альбома на принтере. Тогда получится лист с заданием, в котором ребенок проведет линии от птицы к нужной страничке альбома с марками.

2. Дать ребенку картинки с птицами и попросить разложить их на три группы.

3. Если упражнение проводится с группой детей, то можно каждому ребенку в руки дать картинку с изображением птицы. А на полу нарисовать мелом три круга. В один круг положить картинку с пальмой, во второй - картинки лета и зимы, в третий картинку с сосульками- знак кочующих птиц, прилетевших к нам на курорт «Сосулька».

Дети изображают птиц. По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «По домам!» дети ищут свою стайку и бегут в нужный круг. Перелетные птицы бегут в круг с изображением пальмы, кочующие - в круг с изображением летящей птицы и т.д. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку птичек до сигнала : «Ночь!». Тогда птички засыпают - каждая стайка в своем домике. По сигналу «День» птички снова начинают летать, клевать зернышки, махать крыльями. Далее снова звучит сигнал «По домам!» и птички летят к своим стайкам.

Можно вводить в игру дополнительный персонаж - кота или сову, которая будет ловить птичек ночью. Правило - ловить можно только тех птичек, которые не успели спрятаться в свой домик. Если птичку поймали, то она становится котом (или совой) в следующей игре.

4. Можно вводить в игру преднамеренную ошибку - например, дать ребенку картинку белки вместе с картинками птиц. Когда малыш начнет раскладывать картинки на три группы, спросить, куда он положит картинку с белкой, ведь она тоже не деревьях живет? Это проблемная ситуация для ребенка, ведь и действительно, белка живет на дереве! Что же делать с этой картинкой?

Но похожа ли белка на птиц? Выводит ли она птенцов? Имеет ли крылья? Чем она не похожа на птиц?Можно ли ее отнести к одной из этих трех групп птиц? Нет!

В таких проблемных задачках малыш учится выделять главное от второстепенного, а это очень важно для его интеллектуального развития! А еще он учится отстаивать свое мнение и не поддаваться на провокации!


Хотите верьте - хотите проверьте.

Народные приметы о зимующих птицах.


Воробьи дружно чирикают - значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом - оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло - к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев - будет тепло.

Синички с утра пищат - значит будет мороз.

Дидактическая игра «Положи правильно»



Детям очень нравится помещать время от времени дополнительные картинки в календарь погоды.

Загадки:

  • Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает.

(Воробей.)

  • Окраской - сероватая, повадкой - вороватая, крикунья хрипловатая - известная

персона. Кто она? (Ворона.)

  • Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая

спецовка. (Дятел.)

  • Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

  • Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика.

(Синица.)

  • Сизокрылая птичка любит семечки и крошки. У окна она сидит и тихонечко воркует.

(Голубь.)

  • Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всѐ равно ты будешь мой. (дятел)

  • Красногрудый, чернокрылый

Любит зѐрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

В приёмной я повесила памятку для родителей о том, как правильно кормить птиц.

Обобщение опыта в форме газеты Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста



По мере взросления сведения, полученные в младшем дошкольном возрасте, нужно усложнять.

Список зимующих птиц расширится, и добавятся сведения о перелётных птицах.

К зимующим птицам относятся:

галка

поползень,

свиристель.

синица,

сизый голубь,

ворона,

глухарь,

сорока,

чиж,

дятел.

К перелетным птицам относятся:

стриж,

ласточка,

трясогузка,

иволга,

соловей,

зарянка,

пеночки,

мухоловки,

зяблик.

А ведь дети могут вам задать вопрос: А почему мы не видим летом снегиря? На этот вопрос нужно ответить так: Многие птицы вынуждены перелетать с места на место в поисках пищи. Вот и прилетает снегирь из леса к нашим кормушкам и в сады. Тут он может полакомиться рябинкой

Как живут птицы зимой?

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери - зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц - воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (Попросите ребенка показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушайте предположения малыша, а потом уточните его представления. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать - подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Пусть малыш попробует показать, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках - холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. (Предложите малышам показать, как птички друг друга греют. Пусть прижмутся к Вам и друг к другу и погреются, скажут слова поддержки, похвалят друг друга и успокоят: «Не бойся, Чик-Чирик! Завтра мороза не будет! Завтра мы зернышек много найдем»)

Зима - очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» - так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким? (пусть малыш вспомнит, что делали птички, которых он видел на прогулке? Они искали корм или клевали его) Да, поиск еды - главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным - пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно прочитать отрывки из «Лесной газеты» В. Бианк

Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкнуть к нравственной жизни. Когда в людях, привыкшим таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственным убеждениям, по любви, в этом случае ранние привычки будит служить основанием, на котором зиждется жизненное знание».



© 2010-2022