Формирование этнокультурной компетентности будущих воспитателей дошкольных организаций

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕДЕНИЙ

Костанайский педагогический колледж

В.А.Лойко

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. [1] В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

Воспитание у детей таких важных и в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности - одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо реализовывать программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимоотношении их с «другими» детьми, отличающимися от них. [2]

Большое значение в связи с этим имеет формирование этнокультурной компетентности педагогов дошкольных учреждений

Проблема этнокультурной компетентности педагога является комплексной и затрагивает такие научные дисциплины как педагогика, психология, этнография, этнокультурология, философия образования и т.д.

Этнокультурная компетентность педагога - это сложная интегративная характеристика, предполагающая высокую степень его теоретической, практической и личностной подготовленности к полноценной реализации задач этнокультурного воспитания детей в соответствии с национальным идеалом воспитания и учетом этнопсихологических особенностей их развития.

Как отмечает проф. Шаповалов В.А. «этнокультурная компетентность предполагает готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей, а именно:

  • непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей;

  • преодоление этноцентрических предубеждений;

  • способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур». [3]

Этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

Этнокультурную компетентность педагога следует расценивать в качестве основы его мастерства, знания им этнической педагогики и этнической психологии и умение их использовать для решения педагогических задач. [4]

Одним из действенных условий формирования этнокультурной компетентности является этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению студентами ценностями национальной и мировой культуры. Она предполагает использование в образовательном процессе средств и методов народной педагогики (фольклора, традиций, обычаев, праздников, искусства, игры и др.), учет национально-психологических особенностей детей и специфики семейного воспитания различных этносов.

Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление имеет своё содержание:

а) готовность и способность придерживаться этнокультурных традиций, владеть этноспецифическими умениями своего народа;

б) готовность и способность изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния культур;

в) готовность и способность искать информацию, добывать знания об этнокультурах, используя различные базы данных, дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности, применять их для решения проблем в сфере межэтнического взаимопонимания и взаимодействия;

г) готовность и способность осмысливать социальные и связанные с ними этнокультурные процессы, путем анализа и систематизации знаний об этнических культурах, нахождения и признания в них общего и различного (специфичного);

д) готовность и способность включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного и координированного сотрудничества.

В литературе условно выделены две группы этноориентированных технологий. Первая группа представлена учебными дисциплинами, курсами, факультативами либо является частью содержания предмета. Вторая группа технологий реализуется во внеучебной деятельности. Сущность этноориентированных технологий, реализующихся во внеучебной деятельности, в наибольшей степени выражается в адаптации учащихся к социальным условиям неизбежного сотрудничества с индивидами самого широкого спектра идеологий, национальностей, образа жизни, характера и т.д. [5]

С учетом этого в Костанайском педагогическом колледже проводится подготовка педагогов для системы дошкольного обучения и воспитания по программе «Педагогика» и спецкурсу «Этнопедагогика».

Совершенствование процесса формирования этнокультурной компетентности обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач:

  • развитием этнического самосознания на основе расширения и углубления знаний об этнических особенностях своего национального региона;

  • формированием у педагога профессионально-значимых умений, обогащением опыта деятельности по работе с многонациональным коллективом;

  • развитием навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога с учетом достигнутой этнокультурной компетентности. [6]

Наиболее эффективными методами формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов являются активные методы обучения и воспитания, наполненные этнокультурным содержанием:

  • кросс-культурный метод, представляющий собой параллельное изучение этнокультур и позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и культур народов мира, причины этих сходств и различий;

  • метод эмпатии (создание ситуаций переживания студентом состояний представителей иной этнической группы);

  • метод контраста (возможность поучаствовать в ситуациях с контрастными позициями, например, мигрант-коренной житель);

  • метод рефлексии (оформление своей собственной позиции в сфере межэтнических отношений);

  • метод моделирования и реконструкции (например, воспроизведение в условиях занятия различных сторон быта, обычаев, принятых у народов в разные времена или реконструкция каких-то исторических событий в виде устных рассказов или сценок);

  • игровые методы (игры насыщаются этнокультурным содержанием и используются для усвоения информации и формирования поведенческого навыка, активизации познавательной деятельности студентов на занятии);

  • дискуссионные методы (предметом дискуссии могут быть не только содержательные проблемы, но и нравственные);

  • беседы и обсуждения (направлены на формирование умений анализировать информацию, излагать свои мысли, внимательно слушать и слышать других, отделять эмоциональное от рационального);

  • открытые задания и упражнения (проведение студентами анализа учебника, газетной статьи, с целью выявления примеров стереотипов и предубеждений по поводу отдельных культур);

  • метод наглядности (предпочтение отдается «активной демонстрации», когда студентам предоставляется возможность самим изучать предметы, процессы, явления, устанавливать зависимости);

  • метод проектов (организация исследовательской деятельности студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в республике, районе, населенном пункте). [7]

Для активизации познавательной деятельности студентов по проблемам национального и поликультурного воспитания мы используем следующие формы работы:

1) социально-ориентированные формы («круглые столы», конференции, классные часы, встречи с представителями этнических диаспор, деятелями культуры, празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев);

2) познавательные формы (Дни культуры и фестивали, викторины, тематические вечера, выставки);

3) практико-ориентированные формы (тренинги, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, шефская и благотворительная деятельность);

4) развлекательные формы (вечера, народные праздники, конкурсы на знатока народных обычаев и др.). [8]

Мы подробно разбираем со студентами проблемы национального нигилизма и национализма, ведь от будущих воспитателей во многом будет зависеть, кем вырастут наши дети - ярыми националистами или «иванами, не помнящими своего родства».

В решении познавательных задач на наш взгляд целесообразно использование диалоговой формы обучения. Например, организуем семинарские занятия таким образом, чтобы студенты выступали как бы от лица известных педагогов и исследователей, рассказывая о «своем личном» вкладе в педагогику национального воспитания. Такая форма проведения занятий оживляет педагогический процесс и способствует более глубокому и сознательному усвоению материала студентами.

С целью развития творческого мышления дается задание на составление кроссворда по терминологическому аппарату, что способствует более прочному усвоению «сухих» и так не любимых студентами определений. Активизации полученных знаний способствует «перекрестный опрос»: каждая команда студентов готовит пакет вопросов по изучаемой проблеме для команды соперников и затем следит за чередованием их коллективных и индивидуальных ответов.

Использование нетрадиционных форм обучения не только активизирует и «оживляет» педагогический процесс, но и позволяет вовлечь студентов в уникальный мир народного творчества, национальной педагогики, воздействуя на их эмоционально-волевую сферу.

Как известно, человек не рождается ни националистом, ни интернационалистом - все зависит от воспитания. При этом необходимость национального воспитания детей дошкольного возраста обосновывается возросшей сегодня чувствительностью детей к национальному фактору. Только педагог, наделённый этнокультурной компетентностью сможет решить задачи воспитания этнотолерантной личности. Теоретические и практические исследования, проведенные по данной проблеме отечественными специалистами, позволили нам выделить следующие компоненты этнопедагогической компетентности педагога дошкольной организации:

  • любовь к детям;

  • умение использовать аксиологические потенциалы народной педагогики;

  • знание индивидуально-личностных особенностей ребенка;

  • умение использовать этнокультурные традиции воспитания пола;

  • умение работать с многонациональным составом детей;

  • педагогический такт и соблюдение традиционных норм этикета;

  • знание истории и культуры народов; способность к самоопределению в культуре, умение синтезировать общечеловеческое достояние национальных культур. [9]

Литература

  1. Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2001. - № 4. - с. 24-30.

  2. Суслова, Э.К. Подготовка студентов к воспитанию у детей патриотических, национальных и интернациональных чувств, правовой культуры [Текст] / Э.К. Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 2. - с. 12.

  3. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность содержания общего среднего образования в России. - М.,2002. С.63.

  4. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-цельных приоритетов образования [Текст] / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - №7. - с.3-12.

  5. Мухтарова Ш.М. Теоретические основы формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук

  6. Рожденов // Вопросы преподавания курса дошкольной педагогики в педагогическом ВУЗе. - М. - 1974. - с.158-166.

  7. И. Богомолова // Вопросы преподавания дошкольной педагогики в педагогическом ВУЗе. - 1974. - с. 141-157.

  8. Жуковский, И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе [Текст] / И.В. Жуковский // Педагогика. - 2001. - №3. - с.37-40.

  9. Панаткина, Т.В. Мультикультурное образование, современные подходы к воспитанию народных традиций [Текст] / Г.В. Панаткина // Педагогика. - 2002. - №5. - с. 41-47.


© 2010-2022