Семинар-практикум для родителей Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Цель: способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей

Задачи:

  • показать значимость данного направления в подготовке детей к школьному обучению;

  • научить игровым приемам развития пространственных представлений у детей;

  • развивать творческую активность родителей.

Ход семинара-практикума

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

Игра «Да - нет»

- Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «Нет», если не согласны. Договорились?

Скажите громко и хором, друзья,
Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ-
Откажитесь помочь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я,
Активными все будем? (да)

Игра «Перемены» (снятие эмоционального напряжения)

Участникам предлагается встать в общий круг, а затем поменяться местами тем, у кого на левой руке есть часы (на правой руке - кольцо, сзади на одежде есть карманы, кто живет выше третьего этажа, кто стоит справа от женщины). В конце игры обращается внимание на то, что все мы разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет.

- Сегодня здесь мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше научить наших детей ориентироваться в пространстве. Ведь от того, насколько умело они будут пользоваться этими знаниями, зависит их успешная подготовка к обучению в школе, успеваемость в последующие школьные годы и, в конечном счете, благополучие во взрослой жизни.

- Наверное, каждый взрослый помнит, с чего начинались уроки в первом классе: отсчитайте три клеточки сверху, две клеточки слева и поставьте точку.
А если ваш ребёнок путает понятия слева и справа или, того хуже, - сверху и снизу, ему будет очень трудно. Чтобы избавить ребёнка, как от первых школьных проблем, так и от многих других в будущем, нужно научить его ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве и на листе бумаги.

- А для этого я хочу предложить вам поиграть вместе со мной.

Итак, первое упражнение: «Тень»

Цель: развитие пространства тела.

Участники разбиваются на пары. Для этого в начале семинара всем раздаются заранее разрезанные пополам открытки. Каждый участник находит свою половинку. Один из них будет Человеком, а другой - его Тенью. Человек делает движения, а Тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

Упражнение «Давайте дружить»

Цель: ориентировка в пространстве относительно другого человека.

Участники встают парами напротив друг друга. Дается задание: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте по голове левой рукой, похлопайте друг друга левой рукой по правому плечу и т.д.


Игра «Да-нет»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Все играющие стоят в середине комнаты, глядя в одну сторону.

- Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Ваша задача - его отгадать. Сделать это можно с помощью вопросов, которые помогут отсечь часть комнаты. Я имею право отвечать на ваши вопросы только с помощью слов: «Да», «Нет». Вот примеры вопросов, которые вы можете задавать: «Этот предмет находится в комнате сзади нас?», «Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?», «Она спрятана в шкафу?», «Эта игрушка находится в верхней части шкафа?» и т.д.

- Все поняли задание? Начинаем!



Игра «Найди клад»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

- Сейчас мы с вами отправимся искать клад. Для этого поделимся на три команды: каждый из вас задумает число от 1 до 3. Затем мы проведем опрос: кто загадал такое же число, тот и становится вашим партнером по команде.

Каждой команде дается «секретная карта», где крестиком обозначен спрятанный «клад». Ваша задача - этот клад отыскать.

- Если ваш ребенок еще не может читать схемы, то ему можно предложить упрощенный вариант игры. Например, под ваши команды он делает от двери (телевизора, дивана) 4 шага вправо, 2 шага назад, 3 шага влево, 8 шагов вперед и т.д. Когда ребенок научится играть в эту игру, предложите ему самому нарисовать такую «карту» для вас (и спрятать «клад», естественно!) А вы уж постарайтесь найти!


Игра «Собери слово»

Цель: развитие ориентировки на плоскости

На магнитной доске в разных углах расположены буквы.

- Если вы правильно выполните мое задание, то сможете узнать, как зовут мальчика. Первой поставьте букву, которая находится в правом нижнем углу, затем - в верхнем левом, затем - в верхнем правом, последняя - справа от буквы Н.

Игра «Куда прилетела бабочка?»

Цель: развитие ориентировки на листе бумаги

У всех участников цветные полянки и плоскостная бабочка.

- Сейчас я буду давать инструкции, а вы их выполнять: бабочка полетела на 2 клетки вверх, на одну клетку вниз и т. д. В конце проверяем на каком цветке она остановилась.

Эта игра хорошо готовит детей к графическому диктанту.

- Кроме этих игр помогают ребенку научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги и другие (наверняка известные всем с детства): лабиринты, мозаика, разрезные картинки и паззлы, рисование под диктовку по клеточкам, самые разные конструкторы, «Морской бой», «Крестики-нолики». Главное, чтобы ребенку было не только полезно, но и интересно!

- А в какие игры играете вы?

- А сейчас на экране вы можете увидеть литературу, которую также можно использовать для развития пространственной ориентировки у детей.

- Наш семинар-практикум подошёл к завершению, надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и научились игровым приемам развития пространственной ориентировки у детей.

- Успехов вам и вашим детям!

Библиография

  • Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. - М., 2003

  • Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. - М., 2005.

  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. - М., 2002.

  • Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников квалификационных навыков. - М., 2010.

  • Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 2001.

Анкета
Уважаемые родители!

Просим Вас поделиться своим мнением и комментариями.

1. Актуальна ли для Вас тема семинара-практикума?
да
нет
другое __________________________________________________________________
2. Считаете ли Вы целесообразным применение материалов семинара-практикума в развитии Вашего ребёнка?
да
нет
другое __________________________________________________________________
3. По каким вопросам коррекционной педагогики Вы считаете необходимым углубить свои знания? _________________________________________________

4. Оцените организацию и проведение семинара-практикума в баллах
(обведите) 1 2 3 4 5











© 2010-2022