Русские народные игры в практике ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тюрина Елена Юрьевна,

воспитатель I категории

МБДОУ д /с №39 «Родничок»

Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

В. Белинский

Русские народные подвижные игры в дошкольном возрасте

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах. Еще в Лаврентьевской летописи, в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.

Игры сопровождали людей на протяжении всей истории человечества. И совсем не всегда безраздельными хозяевами в игровом царстве были дети. В древности взрослые люди через игровые действия пытались понять законы мироздания и даже повлиять на них. Игра и быт тесно переплетались в жизни каждого. Проигрывая в календарных и семейных обрядах важнейшие события и состояния человеческой жизни (свадьба, рождение ребенка, трудовая деятельность, старость), люди психологически подготавливались к ним. Так облегчался переход от одного жизненного цикла к другому.

Очень давно игра отделилась от обрядовых действий и начала самостоятельную жизнь. Она присутствует в самых разных областях человеческой деятельности. По ее законам строятся театральные представления и спортивные состязания. Даже общение между людьми зачастую подчиняется игровым правилам.

И конечно, без игры немыслим мир детства. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют о том, насколько многообразна была еще в XIX - начале XX века игровая деятельность и крестьянского, и городского ребенка. На памяти старших наших соотечественников непременное присутствие настольных, подвижных, ролевых игр в семейной жизни. Они помогали преодолевать монотонность будней, объединяли разные поколения и поддерживали теплую атмосферу семейного очага.

К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей глубоко погребена под грузом повседневных забот. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества, так как, по мнению психологов, здоровым может быть назван только тот человек, кто умеет работать, любить и играть.

Однако дети всегда остаются детьми, и жить для ребенка - означает играть. Как и много лет назад, именно через игру дети познают окружающий мир и самих себя, учатся общению, освобождаются от переполняющих их эмоций, и положительных, и негативных, зачастую даже неосознаваемых.

Но детское сообщество не может существовать совершенно независимо от процессов, характерных для мира взрослых. И в настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей сейчас довольно однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. В этой ситуации обращение к народным играм - основе игровой культуры в целом - реально поможет педагогу в работе с детьми.

Мир ребенка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше, а просто - другой. Долгое время малыш не владеет в достаточной мере способами общения и разрешения проблемных ситуаций, предлагаемых ему взрослыми. Он просто к ним не готов. А вот через игру ребенок наиболее полно выражает свои чувства и переживания. Игра - естественная форма детского существования. Следовательно, самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Играть с малышом - значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Неверным было бы представление, что вступающий в игру взрослый опускается на более низкий уровень общения. Скорее наоборот: игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов. Хорошо владеющий игровыми навыками педагог может достичь с их помощью самых разнообразных целей:

  • активизировать память, внимание, мышление детей;

  • подготовить их к определенному виду деятельности;

  • решить сугубо психокоррекционные задачи (отыгрывание конфликтных ситуаций, работа с агрессией, страхами, замкнутостью, гиперактивностью, сложностями в общении; налаживание внутригрупповых отношений);

  • в предельно естественных условиях выявить особенности межличностных отношений в группе и их динамику.

Конечно, чаще всего игра начинается ради нее самой, «для удовольствия», без обдуманных заранее методических целей. Но и в таком случае она несет в себе мощный потенциал, способствующий установлению здоровых, откры- тых отношений между детьми и взрослыми, побуждает к творчеству, помогает играющим лучше понимать друг друга. При этом исподволь решаются многие вопросы межличностного общения и достигаются вышеупомянутые цели.

К настоящему времени накоплен огромный массив игр, служащих самым разнообразным практическим целям. Есть среди них и игры, разработанные в наши дни на базе новейших психологических знаний.

И все же игры, самостоятельно живущие в детском обществе, и тем более игры традиционные, занимают особое место в процессе воспитания. Они проверены временем, в их основе интуитивно-правильный подход к реализации потребностей ребенка. Потому-то они столь органично и непринужденно входят в жизнь детей. С педагогической точки зрения их отличает широкая направленность, так как в каж-цой совершенно естественно решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, укореняются полезные навыки общения и неписаные законы существования отдельного человека в группе.

Сопровождающая народные игры речь - это настоящая сокровищница для педагога. Как уже было сказано, в последнее время репертуар игр, существующих внутри детского сообщества, значительно уменьшился. А из сохранившихся практически исчезли традиционные игровые тексты. Это лишило игру одного из самых важных ее звеньев. Считалки, распевки, ролевые слова, особые словесные формулы, регулирующие ход игры, как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и поддерживают настроение игры. Ведь малыш, произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником. В зависимости от интонации и громкости, с которыми игровые приговоры и припевы произносятся, а также контекста применения они уже сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, то есть оказывать мощное эмоциональное и психокоррекцион-ное воздействие на играющих.

Дошкольное детство - период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками. Прекрасный материал для этого предлагают считалки и игровые песенки. Произнося веселые, часто «тарабарские» слова, ребенок получает власть над языком. Благодаря этому он активно и творчески овладевает речью, формируется его речевой аппарат, развивается чувство языка, обогащается словарь.

Говоря о важности игр в системе отношений «ребенок - взрослый», нельзя не отметить то личностное значение, которое они имеют и для воспитателя. Педагог, как и любой другой человек, имеет право на усталость и негативные эмоции. Однако специфика педагогической деятельности часто не позволяет в нужный момент дать выход отрицательному эмоциональному заряду. Поэтому к концу рабочего дня воспитатель может напоминать собой паровой котел, под крышкой которого бурлят самые разные чувства. Бывает и так, что в силу сложившихся представлений о недопустимости тех или иных эмоций в педагогической практике, воспитатель, даже не пытаясь разобраться в том, что с ним происходит, просто подавляет их в себе. Тут недалеко и до так называемых психосоматических заболеваний: нарушений артериального давления, хронических болей и т. п. Универсальным средством физического и душевного отдыха в этой ситуации может служить игра. В играющем взрослом пробуждается к жизни его собственный внутренний ребенок, а значит, наиболее творческая, активная часть личности, открытая познанию, радостному мировосприятию, интуитивно находящая выход из любых ситуаций и нестандартные ответы на многие вопросы.

Все сказанное позволяет утверждать,что диапозон применения

народных игр в повседневной работе каждого специалиста дошкольного учреждения чрезвычайно широк. Решать многие практические задачи с их помощью смогут воспитатель и методист, музыкальный работник и логопед, педагог по физическому воспитанию и преподаватель, направляющий изодеятельность детей. Каждому сотруднику детского сада игры помогут при проведении ежедневных занятий, на прогулке и при подготовке к праздникам. С ними жизнь детской группы станет насыщеннее, разнообразнее и гармоничнее.

Главная забота педагога заключается в том, чтобы игры развивали в детях не простое стремление к получению удовольствия, а помогали ему ощущать, воспринимать и творчески отображать мир в своей игровой деятельности, учили ребенка всматриваться в жизнь.

В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. Не играющий в детстве ребенок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал.


© 2010-2022