- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Реализация принципа интеграции в образовательном процессе ФГОС
Реализация принципа интеграции в образовательном процессе ФГОС
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сгибнева И.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сгибнева Ирина Алексеевна
МБДОУ Д\с «Подснежник»
Воспитатель
«Личность воспитателя - значит всё в деле воспитания»
( К.Д.Ушинский )
Реализация принципа интеграции в образовательном процессе ФГОС
Принцип интеграции является основополагающим принципом развития современного дошкольного образования. Интеграция должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.[3. С.1-7]
Впервые интерес к проблеме интеграции возник ещё в трудах Я.А.Каменского. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу. Интегрированный подход должен быть небольшим по объёму, но ёмким.[7,с.87 ] Строя образовательный процесс по принципу интеграции воспитатель решает такие задачи как:
- формирования у детей глубоких, разносторонних знаний;
- активное формирование окружающей действительности, развитие логики, мышления, коммуникативных способностей;
- эффективность воспитания и развития детей.[1. С. 240 ]
Сущностью интегрированного подхода к НОД является соединение знаний из разных областей, дополняющих друг друга. Важно заметить, что при планировании и проведении НОД с детьми помогают такие методы как:
- сюрпризный, игровой моменты;
- рассмотрение, наблюдение, сравнение, обследование;
- сравнительный анализ, сопоставление;
- проблемные вопросы;
- разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.[4. С.1-5 ]
Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Выбор определённой темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребёнку её содержание.[5, с. 128 ]
Например, тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области как «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В течение тематической недели дети слушают произведения о маме, рассматривают репродукции с картин знаменитых художников ( например, А.Шилова «Портрет матери» ), иллюстрации, фотографии, дети сами рисуют портреты своих мам, мастерят подарки, можно организовать выставку портретов, мастерскую подарков для мам и бабушек, слушают музыкальные произведения, посвящённые мамам, организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни полезно организовать творческие встречи с мамами и бабушками, которые расскажут о своей профессии и т.д.
В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, формируются такие качества как активность, любознательность, отзывчивость, креативность.
Или другой пример: Тематическая неделя, посвящённая Дню Победы. С детьми ведётся большая предварительная работа: чтение рассказов о ВОВ, рассматривание картин о подвиге солдат, беседы с детьми, рисование на тему войны, встречи с ветеранами, создание семейных презентаций «Абакан в годы войны ».
Можно привести множество примеров реализации принципов интеграции в НОД, главное, чтобы это было интересно, чтобы ребёнок смог реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, развивает коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли и мнение, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.[2, с.112 ]
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, но в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при её проведении для развития детских способностей.[6,с.1-7] Конечно, при реализации принципов интеграции так же необходимо наличие оснащённой методической базы: наличие компьютеров, методических разработок, репродукций картин, коллекций музыкальных произведений и т.д. Напрашивается главный поисковый вопрос: как осуществить интеграцию образовательных областей в образовательном процессе ? Думаю, ответ один: проявлять креативность, творчество и фантазию.
«Список литературы» :
1 Березина Н.О . Методические рекомендации. М.: Просвещение 2011-240с.
2 Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Мозайка-синтез 2008-112с.
3 Емельянова Н Е. Интегрированная познавательная задача как систематизирующий фактор развития ребёнка. Начальная школа Плюс до и После-2013 № 10-1-7с.
4 Кириенко С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы в ДОУ. Начальная школа Плюс до и После 2011-№10 1-5с.
5 Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. Сфера2010-128с.
6 Трубайчук Л.В. Интеграция как средство реализации образовательного процесса. Начальная школа Плюс до и После 2011-№10 1-7с.
7 Фомина Н.А. Интеграция образовательных областей в ДОУ №7/2012г.87с.