- Преподавателю
- Дошкольное образование
- КОНСПЕКТ НОД «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА» СРЕДНЯЯ ГРУППА
КОНСПЕКТ НОД «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА» СРЕДНЯЯ ГРУППА
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Полумиско Л.М. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Павловский детский сад № 8 «Рябинушка» Павловского муниципального района Воронежской области
КОНСПЕКТ НОД
«ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА» СРЕДНЯЯ ГРУППА
Провела воспитатель: Полумиско Л.М.
Задачи:
Образовательные:
-
подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
-дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;
-
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
-
способствовать формированию у детей познавательного интереса;
-
обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
-
учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
-
развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
-
развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
-
развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
-
воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
-
воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
-
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование: ,
-
полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
-
стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
-
мыльные пузыри
-
игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
-
2 подноса;
-
кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
-
бумажные салфетки и веера, вертушка
Интеграция:
Образовательная область «Коммуникация» - развитие свободного общения воспитателя с детьми.
Образовательная область «Безопастность» - формирование основ безопасности во время проведения элементарных опытов и экспериментов.
Образовательная область «Социализация»- Продолжать учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения на занятиях и во время проведения опытов и экспериментов.
Образовательная область «Художественное творчество»-продолжать учить детей разгадывать загадки. *
Образовательная область «Труд»- Учить выполнять детей индивидуальные и коллективные поручения, желание оказать помощь товарищам
Образовательная область «здоровье» -продолжать укреплять физическое здоровье детей
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Медвежонок: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Медвежонок: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, Мише, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Медвежонок: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Миша Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Медвежонок: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Мише, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Раздаю полиэтеленовый пакеты.
Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? " ,
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри. Миша!
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Медвежонок: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: Конечно, Миша, Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Медвежонок: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Дети,разделенные на две группы раскладывают игрушки на подносы.
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
(дети раскладывают игрушки на 2 подноса)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Мише! Теперь ты знаешь, Миша, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Медвежонок: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Дети подходят к столам и садятся на стульчики.
Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Миша, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?
Медвежонок: Конечно, же мыло!
Воспитатель: Ребята, прав ли Миша? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)
Дети садятся за столы.
Медвежонок: Я понял вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Мише, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Дети подходят к тазикам с водой на ковре.
Игра « Кораблики»
Дети садятся на скамейку.
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. -
Медвежонок: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 4. С веером.(раздаю веера)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Собираю веера.
Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
Медвежонок: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 5. С чесноком.
Медвежонок: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать. Воспитатель: Что ты, Миша! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 6. «Не дышу»
Воспитатель: Вот видите,вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Миша, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.
Медвежонок:
Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать
Что воздух легче воды и что он есть внутри пустых предметов и даже внутри людей;
Без воздуха ничто живое не может жить;
А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи;
А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер - это движение воздуха;
Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
Воздух есть внутри нас.
Мы дуем в трубочку, образуя пузырьки, воздух выходит
J
Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут
J