Консультация для родителей Формирование здорового ребенка в современных условиях

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каждый из нас желает видеть своего ребенка здоровым, благополучным, счастливым. Как сохранить его здоровье, как нам обеспечить ему безопасное, счастливое и независимое будущее? Какая при этом роль семьи, государства, общества?

Здоровье детей - это не только отсутствие болезней и физических недостатков, это, прежде всего, состояние полного психологического, душевного, физического, социального и нравственного благополучия. В этом контексте здоровье неразрывно связано с понятием качества жизни. Доказано, что уровень здоровья зависит на 50% от образа жизни, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от экологии и только на 10% - от возможностей медицины. В связи с чем проблемы, связанные со здоровьем, целесообразно рассматривать с позиции не медицинской, а медико-социальной модели, включающие мероприятия профилактической и реабилитационной направленности, затрагивающие медицинские, психологические, социальные аспекты жизнедеятельности ребенка.

Вопросы сохранения и формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития Украины и происходящих в обществе закономерных социально-экономических процессов приобретают значительную актуальность, т. к. именно уровень детского здоровья и качества жизни является одним из индикаторов эффективности социально-экономической политики того или иного региона и государства в целом.

За последние годы в Украине четко обозначились несколько негативных тенденций, вызывающие значительную тревогу экспертов в области детского здоровья, требующие решение сформировавшихся проблем с позиции комплексного подхода.

Одна из основных тенденций, что состояние здоровья детей за последние 15 лет резко ухудшилось, и по-прежнему, сохраняются неблагоприятная ситуация в демографических процессах. Высокой остается младенческая смертность, растут детская заболеваемость и инвалидность. Сохраняется тенденция к росту числа заболеваний нервной системы и органов чувств у детей. Однако ведущее место в структуре заболеваемости начинают занимать не болезни нервной системы и органов чувств, инфекционные и паразитарные болезни, травмы и отравления, болезни кожи и подкожной клетчатки, а аллергические заболевания, иммунодефицитные состояния, сопровождающиеся диагнозом часто болеющий ребенок, проблемы желудочно-кишечного тракта (гастриты, дискинезии желчевыводящих путей, дизбактекриоз).

Из основных причин снижения уровня здоровья рассматриваются воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов, увеличение количества лекарств, которые принимают дети, изменения образа жизни и рациона питания, включая отказы матерей от грудного вскармливания. По данным ученых, большая часть территории нашей страны - зоны экологического неблагополучия. Вызывают тревогу реформы детского здравоохранения, делая приоритетным развитие негосударственных форм медицинского обслуживания и преобладание в деятельности лечебно-профилактических учреждений лечебной, а не профилактической работы, в связи с переориентацией на рыночные, а не социальноориентированные ценности. В итоге либо происходит «забалтывание» проблемы здоровья и реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему, либо имеет место другая крайность, когда формируется чрезмерный избирательный интерес к тем пациентам, которые помимо высокого уровня мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, имеют соответствующие финансовые возможности.

Следующей тревожной тенденцией является рост количества подростковых неврозов, депрессий, суицидов и психологической зависимости - алкогольной, наркотической, компьютерной, игровой, а также раннее начало половой жизни, увеличение числа абортов, половых инфекций и т. д. По мнению экспертов, одной из основных причин этих фактов являются проблемы семьи. Равнодушие, тревожность взрослых или их гиперопека, предъявление чрезвычайно завышенных требований, нехватка времени на неформальное общение, отсутствие помощи при определении ценностей и приоритетов, неотстаивание интересов своих детей, и в целом незнание специфики подростковой психологии - вот основные факторы риска формирование вышеуказанной тенденции.

Кроме того, оказывают воздействие неблагоприятные для здоровья антропогенные и техногенные факторы - от электромагнитных полей до частых поездок на транспорте («транспортное утомление»), а также средств массовой информации, заполонившей эфир рекламой и навязчивой секс-пропагандой. Именно эти атрибуты городской жизни травмируют психику ребенка, определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии, роста потребления алкоголя и наркотиков

Тревожной тенденцией является рост подростковой преступности и преступлений против детей. Высокая криминогенная обстановка в стране, особенности подросткового периода, когда у ребенка доминирует социальная роль «псевдосамостоятельного» и «псевдовзрослого» человека, часто приводят к тому, что в качестве исполнителей грабежей взрослые преступники используют несовершеннолетних. Несмотря на то, что это является прерогативой ювенальной юстиции, все это не может не отразиться на здоровье ребенка.

Другой тревожной тенденцией, влияющей на здоровье детей, является интенсификация образовательного процесса. Вследствие интенсификации возникает состояние усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В результате возникает школьная дезадаптация не только у детей, имеющих минимальные неврологические отклонения, но и у неврологически и соматически здоровых детей. При этом особое внимание стоит уделить вопросам отрицательного влияния на здоровье школьников экзаменационного стресса, несформированности культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья, и в связи с этим необходимости более широкого использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. К сожалению, приходится констатировать факт, что значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского и подросткового организма, закономерностям развития ребенка и т. п. Учителя сами нездоровы и невольно подают такой же пример своим воспитанникам.

Необходимо отдельно коснуться вопросов детской инвалидности. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни в малообеспеченных и неблагоприятных семьях, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Совершенно очевидно, что необходимо прилагать все усилия для первичной и вторичной профилактики детской инвалидности, развивая и совершенствуя службы планирования семьи, женских консультаций, внедряя современные технологии пре-перинатальной диагностики плода, ведения родов, постнатальной диагностики новорожденного и его интенсивного неонатального ухода и т. д. Однако как показывают современные, длительные, более 30 лет исследования, проведенные ведущими научными центрами мира, данные мероприятия приводят к снижению детской смертности, но к значительному снижению детской инвалидности не приводят. Популяцию детского населения около 10-12% стабильно составляют дети с ограниченными возможностями. К сожалению, во всем мире регистрируется тревожная тенденция к увеличению количества детей с инвалидностью, если тенденция обратная, то более вероятно задействован административный ресурс.

В связи с вышеуказанным, в современных условиях комплексная реабилитация (третичная профилактика) и социальная интеграция детей с ограниченными возможностями являются одними из приоритетных направлений государственной социальной политики всех цивилизованных государств. Приоритетность обусловлена, с одной стороны, как было указано выше, отчетливой тенденцией к увеличению детей с ограниченными возможностями, а с другой, процессами мирового развития и интеграции, в которых соблюдение прав и свобод по отношению к лицам с ограниченными возможностями является неотъемлемым атрибутом цивилизованного государства.

Подводя итог, хотелось бы коснуться системных проблем, а именно, несовершенства законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, здоровых детей и подростков и имеющих ограниченные возможности. Законодательная и нормативная база, регламентирующая деятельность по охране здоровья детей, достаточно разнообразна. В то же время она не обеспечивает в должной степени координацию действий федеральных и местных органов власти, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и учреждений Госсанэпиднадзора. Декларативность законов не позволяет создавать точных подзаконных актов. Категория ответственности должностных лиц за здоровье детей остается размытой.

Другой стороной медали является состояние здоровья одаренных детей, испытывающих колоссальные образовательные перегрузки. В целом обозначенные тревожные тенденции, вопросы и проблемы могут являться предметом для дальнейшего обсуждения и дискуссии.

© 2010-2022