Консультация Формирование творческой активности в игре

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИГРЕ.

Проблема творчества - один из острых участков педагогической деятельности. Характерная особенность дошкольного детства: все виды деятельности способствуют развитию ребёнка. Вместе с тем личностные качества, в том числе и творческая активность, наилучшим образом формируется в деятельности, которая определяет и интересы, и отношение к действительности, и особенности взаимоотношений с окружающими.

Основной вид деятельности, присущий дошкольному возрасту - творческая игра. Как мы знаем, через неё ребёнок входит в мир взрослых, усваивает предшествующий социальный опыт. Игра затрагивает все стороны его личности, будоражит чувства и эмоции, требует работы мысли и воображения.

У детей шестого года жизни проявляется избирательный интерес к содержанию игры. Дети уже способны мотивировать свой выбор, их увлекает содержание, идея произведения, они умеют оценивать поступки героев. Так же они хорошо владеют речью, пересказом, творческим рассказыванием, свободно используют текст литературного произведения как основу для построения совместной игры. И в - третьих, содержание творческой сюжетно - ролевой игры во многом определяется и богатством воображения.
На четвёртом году жизни интенсивно развиваются такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно - волевая, эмоциональная, действенно - практическая. Они во многом определяют творческую активность ребёнка в игре, суть которой - не следовать готовым штампам и образцам, а искать как можно больше собственных оригинальных решений, не бояться свободно выражать своё отношение к отражаемому, направлять своё воображение на поиск нового.

Остановим свой выбор на творческих играх по сюжетам литературных произведений.

В основном многие дети с трудом воспроизводят содержание раннее услышанного литературного произведения, некоторые даже затрудняются вспомнить, о чём им читали. Чаще всего вспоминают те рассказы и сказки, в которые играли. В основном одни и те же дети разыгрывают игры - драматизации. Последующее развитие игры по сюжету литературных произведений зависит от внимания и сосредоточенности детей. Длительность игр, возникающих спонтанно, обычно непродолжительна.

Если готовить игру - драматизацию заранее, репетировать, тогда внимание сосредотачивается на усвоении текста литературного произведения. Это приводит к тому, что в творческой игре имеют возможность участвовать не все дети. Отсюда чрезмерный диктат и снижение творческого потенциала.

Рассматривая организацию игр по содержанию литературного произведения, педагоги недооценивают значение их в формировании творческой активности детей, недооцениваются воспитательные возможности литературного произведения, не считается, что творческая игра может развивать активность.

Однако на практике видно, что интерес к детской книге стимулирует не только мыслительную деятельность, но и пробуждает воображение, которое находит своё выражение в конкретной деятельности (что само по себе уже источник активности). Так же восприятие литературного произведения тесно связано с чувствами и эмоциями детей; впечатления, полученные от книги, стимулируют потребность в активном выражении чувств. Необходимо заметить, что литературные произведения придают своеобразие игровому творчеству (книга даёт идею, образы, сюжеты, активирует имеющиеся знания, опыт, придаёт направленность игровым действиям).

Игры по сюжетам литературных произведений требуют активной работы мысли, направленной на восприятие содержания литературного произведения, на передачу основной идеи произведения в игре, на создание воображением соответствующих образов.

В процессе восприятия литературного произведения, содержание которых отражает яркие, динамичные, захватывающие и понятные события, дети эмоционально воспринимают содержание, чувствуют себя активными участниками повествуемых событий, сочувствуют и сопереживают героям произведений. Отсюда и желание активно реализовать это желание в игровых образах и игровых действиях. Разумеется, состоянием можно управлять, и при должной организации процесса оно будет переходить в определённое качество личности, которое можно назвать творческой активностью. Вот этот процесс зависит от содержания педагогической работы, суть которой - моделировать игровые ситуации согласно содержанию художественного произведения.

© 2010-2022